Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4




Тема Автор Содержание
Дружба А.Пушкин «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»   «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»   Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
Б.Окуджава «Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке» В.Высоцкий «Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»
Свобода А.Пушкин Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»   «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»   «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
М.Лермонтов   «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня» «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)  
Любовь А.Пушкин «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»
Ф.Тютчев Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)  
А.Фет Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.  
В.Маяковский «Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.  
А.Ахматова Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» «Сжала руки под темной вуалью» Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!») В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»
М.Лермонтов «Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»
Природа А.Пушкин «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
Ф. Тютчев Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ) «И гам лесной, и шум нагорный— Все вторит весело громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: «Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья». Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
А.Фет   Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья. «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь.» «Добро и зло» Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром: «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснутся. Весь проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак     Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.   Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:   «И белому, мертвому царству,   Бросавшему мысленно в дрожь.   Я тихо шепчу: «Благодарствуй!   Ты больше, чем просят, даешь». «Зазимки»  
М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы  
Одиночество М.Лермонтов «И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»  
В.Маяковский Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:   «Деточка   Все мы немножко лошади,   Каждый из нас по-своему лошадь»   Также поднимается тема поэта и толпы :   «Смеялся Кузнецкий,   Лишь один я Голос не вмешивал в вой ему»  
М.Цветаева Тоска по родине! Давно…» Изгнание М.Лермонтов «Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
Ф.Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»  
Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»  
Творчество А.Фет   Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души   «Не знаю сам, что буду   Петь - но только песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом»
Б.Пастернак   Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)   Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:   «Во всем мне хочется   Дойти до самой сути:   В работе, в поисках пути,   В сердечной смуте.   Все время схватывая нить   Судеб, событий.   Жить, думать, чувствовать, любить,   Свершать открытья.»   Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:   «Не спи, не спи художник,   Не предавайся сну,   Ты вечности заложник У времени в плену»  
М.Цветаева   Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:   «Я знаю: наш дар неравен,   Мой голос впервые – тих.   Что вам, молодой Державин,   Мой невоспитанный стих!» «Никто ничего не отнял»  
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта М.Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы   «Но скучен нам простой и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы»  
А.Пушкин «Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»  
Н.Некрасов   Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».   Поэт не отделяется от толпы:   «Я от костей твоих и плоти,   Остервенелая толпа» «Зачем меня на части рвете?»
А.Фет   Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:   «Дать жизни вздох,   Дать сладость тайным мукам,   Чужое вмиг почувствовать своим,   Шепнуть о том, о чем я зык немеет,   Усилить бой бестрепетных сердец-   Вот чем певец лишь избранный владеет,   Вот в чем его и признак, и венец!» «Одним толчком согнать ладью живую»  
В.Маяковский В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:   «Светить всегда!   Светить везде!   До дней последних до конца»   «Невероятное приключение…»   Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии») Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»  
А.Твардовский «Вся суть в одном - единственном завете»   Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.   «О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу»  
Родина М.Лермонтов   «Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»  
А.Блок В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»   В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.   В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.   Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.   В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:   «Да и такой, моя Россия,   Ты всех краев дороже мне» Ст. «Коршун»  
С.Есенин В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:   «Но люблю тебя, родина кроткая,   А за что, разгадать не могу»   В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»   «Дайте мне на родине любимой,   Все любя, спокойно умереть!»   Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:   «Если крикнет Рать святая:   «Кинь ты все, живи в раю!»,   Я скажу: «Не надо рая,   Дайте Родину мою!»» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»  
Ф.Тютчев «Умом Россию не понять»  
Философская лирика Ф.Тютчев Сожалеет о быстротечности жизни:   «Что жизнь и смерть? А жаль того огня,   Что просиял над целым мирозданьем,   И в ночь идет, и плачет, уходя…» «Далекий друг»  
А.Фет   Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:   «Жизни нет конца, и цели нет иной,   Как только вровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой»  
М.Цветаева   В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:   «Другие всей плотью во плоти блуждают,   Из уст пересохших дыханье глотают…   А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»  
М.Лермонтов   «Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».  
Б.Пастернак «Снег идет» - быстротечность жизни  
Гражданская лирика Н.Некрасов Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»  
А.Ахматова В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:   «Но равнодушно и спокойно   Руками я замкнула слух,   Чтоб этой речью недостойной,   Не осквернился скорбный дух»   «Мне голос был»   Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:   «А здесь, в глухом чаду пожара,   Остаток юности губя,   Мы ни единого удара   Не отклонили от себя»   «Не с теми я, кто бросил землю»   В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:   «Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»  
А.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»  
Сатира В.Маяковский Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.   В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.   В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».  
Фонвизин «Недоросль»  
Гоголь «Мертвые души» «Ревизор»
Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»  
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»  
Булгаков «Мастер и Маргарита»  
Народ Н.Некрасов «Я лиру посвятил народу своему» - эллегия   «Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.   «Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу:   «Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!   Что же значит твой стон бесконечный?   Ты проснешься ль, исполненный сил…» Ст. «Железная дорога»  

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!