Деф бюджетов РБ, его динамика на соврем этапе.




Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с ог­ромным дефицитом государственного бюджета. Несмотря на то, что до 1986 г. обеспечивалось выполне­ние доходов государственного бюджета, постепенно сокра­щалась реальная база для дальнейшего увеличения накопле­ний и поступлений в бюджет. В условиях становления ры­ночных отношений и ухудшения Экономического положе­ния страны нельзя было не признать объективность всех ка­тегорий, отражающих сущность товарно-денежных отноше­ний, в том числе и категорию бюджетного дефицита. Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-хг., а к концу 80-х гг. дефицит стал утверж­даться Законом "О государственном бюджете". Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвав­шее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызва­но рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности Производства. Рента­бельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0 % в 1986 г. Одновременно нарастали диспропорции в развитии эко­номики, ориентированной преимущественно на производ­ство средств производства при отставании легкой промыш­ленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно раз­вивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся расту­щим объемом дотаций в народное хозяйство из государствен­ного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.

Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.

К середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направ­лялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий от­раслей экономики, направлялись на финансирование народ­ного хозяйства. Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхова­ния), а на долю остальных (на социально-культурные меро­приятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на со­циальную сферу. Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливно­энергетической группы сократились доходы от экспорта; ан­тиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота. В 1986-1988 гг. произошло·сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных пред­приятий и поступлений от внешнеэкономической деятель­ности. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличе­нием расходов. Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Одним из главных фак­торов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. На увеличение масштабов финансирования народного хо­зяйства существенное влияние оказал рост капиталовложе­ний. В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, по­собий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребо­вали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несо­вершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планиро­ваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд р.,. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд р. В ос­новном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, а государственный бюджет на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций респуб­лике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. В Процентах к Доходам респ бюджета раз­мер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 Г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам, соответственно, с 9,8 до 4,6 %. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993--1994 1'1'. _ 17 -18 % к Доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 Г.: 16,9 % к объему доходов бюджета и 14,4 % к объему расходов. Бюдж деф в любом случае д.б управляемым. С этой целью устан-ся пред р-р деф. Если в процессе исполнения бюджета превышается пред р-р, то вводится секвестр.в соотв с з-ном о бюдж с-ме пред р-р деф респбюджета устанся в обсол сумме либо в % к ВВП. В послед годы у нас в обсол сумме. По з-ну о бюджете на 2006г пред р-р бюдж деф 1трлн130млрд руб, 2007 – 14000млрд. руб. пред р-р деф мест бюдж м.б предусмотрен при принятии мест бюджетов а обсол сумме либо в % к расх бюджета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: