Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета. Несмотря на то, что до 1986 г. обеспечивалось выполнение доходов государственного бюджета, постепенно сокращалась реальная база для дальнейшего увеличения накоплений и поступлений в бюджет. В условиях становления рыночных отношений и ухудшения Экономического положения страны нельзя было не признать объективность всех категорий, отражающих сущность товарно-денежных отношений, в том числе и категорию бюджетного дефицита. Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-хг., а к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном бюджете". Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в бюджет, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности Производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0 % в 1986 г. Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного бюджета, которые опережали темпы роста бюджета.
Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.
К середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть доходов, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Это означало, что практически все бюджетные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства. Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема доходов бюджета Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), а на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расходов на социальную сферу. Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливноэнергетической группы сократились доходы от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота. В 1986-1988 гг. произошло·сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в бюджет: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности. Сокращение доходов бюджета сопровождалось увеличением расходов. Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расходов на сельское хозяйство. На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений. В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расходов, которые не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.
Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.
В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его размер был определен в 3,7 млрд р.,. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд р. В основном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство доходов осталось в ее распоряжении, а государственный бюджет на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. В Процентах к Доходам респ бюджета размер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 Г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам, соответственно, с 9,8 до 4,6 %. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993--1994 1'1'. _ 17 -18 % к Доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 Г.: 16,9 % к объему доходов бюджета и 14,4 % к объему расходов. Бюдж деф в любом случае д.б управляемым. С этой целью устан-ся пред р-р деф. Если в процессе исполнения бюджета превышается пред р-р, то вводится секвестр.в соотв с з-ном о бюдж с-ме пред р-р деф респбюджета устанся в обсол сумме либо в % к ВВП. В послед годы у нас в обсол сумме. По з-ну о бюджете на 2006г пред р-р бюдж деф 1трлн130млрд руб, 2007 – 14000млрд. руб. пред р-р деф мест бюдж м.б предусмотрен при принятии мест бюджетов а обсол сумме либо в % к расх бюджета.