Содержание
1. Ознакомительный этап (1 неделя)-актуализация теоретических знаний по психологии (по профилю подготовки). | .3 |
2.Теоретико-методологический этап (2 неделя)-подготовка макета информационного стенда. 3. Теоретико-методологический этап (3 неделя) -подготовка программы научно-исследовательской работы. | .4 .5 |
4. Аналитический этап (4 неделя) - работа по созданию единой базы данных, обобщающих результаты эмпирических исследований, проводимых на базе кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга. | .10 |
Ознакомительный этап (1 неделя) - актуализация теоретических знаний по психологии (по профилю подготовки).
На ознакомительном этапе научно-исследовательской практики был проведён анализ теоретической литературы, практических исследований, современных научных концепций по теме исследования и разработан индивидуальный план экспериментальной работы в рамках научно-психологического исследования, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
План экспериментальной работы
Этапы экспериментальной работы | Содержание экспериментальной работы |
Июнь – август, 2016 | Анализ теоретической литературы, практических исследований, современных научных концепций по теме исследования. |
Сентябрь – октябрь,2016 | Определение объекта и предмета исследования, цели и задач работы, теоретико-методологической основы исследования, предполагаемой гипотезы, а также методов исследования, написание введения. |
Ноябрь- декабрь, 2016 | Запуск экспериментальных методик среди респондентов по теме исследования, написание научной статьи, разработка и написание 1 главы. |
Январь - Апрель, 2017 | Обработка экспериментальных методик, разработка и написание 2 главы и заключения. |
Теоретико-методологический этап (2 неделя) - подготовка макета информационного стенда.
На данном этапе научно-исследовательской практики работа по теме исследования включала в себя следующие виды: составление библиографического списка, конспектирование, аннотирование, реферирование материала, на основании которых был подготовлен информационный макет стенда, отражающий выявленные теоретические основы современной психологии личности и инновационные технологии в психологии.
Теоретико-методологический этап (3 неделя) - подготовка программы научно-исследовательской работы.
На теоретико-методологическом этапе практики была подготовлена пилотная программа научно-исследовательской работы, включающая в себя: разработку методологического аппарата - обоснование выбора темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, теоретико-методологическую основу исследования, предполагаемую гипотезу, а также методы исследования. На основании проведённой работы представляется фрагмент пилотной программы исследования – идея, актуальность и рассматриваемые феномены
Идея - изучение психологических особенностей хронотопических характеристик представителей различных этнических групп (резервом – с различным образом жизни).
Актуальность и рассматриваемые феномены.
Категории времени и пространства являются одними из важнейших для понимания жизни человека в мире, и первая из них еще с начала 19-го столетия приобрела особое значение. В связи с ускорением процессов общественного развития, с тенденциями к глобализации, фактор времени стал играть - объективно и субъективно – важную роль в жизни людей.
В психологии интерес к данной проблематике рос на протяжении всего 20-го века, но особенно стремительно – в последние десятилетия. Различные аспекты проблемы человека и времени стали предметом исследований ряда отечественных и зарубежных авторов, принадлежащим к различным научным школам и направлениям (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Н.Ф. Наумова, А.В. Петровский, Т.Н. Толстых, А. Адлер, Г.Оллпорт).
Сравнительно мало разработанным направлением исследований в данной сфере является исследование психологических особенностей хронотопических характеристик представителей различных групп и общностей, понять который можно, лишь при рассмотрении этого феномена в более широком контексте изучения личности как культурного феномена.
С начала 20-го века ведется интенсивное освоение идеи хронотопа – неразрывного единства времени и пространства в физическом мире (А.Эйнштейн), в мире человеческой культуры (М.М. Бахтин), в мире отдельного человека, его психологии и физиологии (А.А. Ухтомский).
Человек, развиваясь в «пространстве-времени» (Д.И. Фельдштейн), становится «культурным человеком» в «пространстве-времени» вполне определенной культуры с присущим ей хронотопом как своего рода координатной сетки, внутри которой это развитие происходит. Эта координатная сетка зафиксирована в языке, в ритуалах обыденной жизни, в системе религиозных, моральных, исторических, других представлений народа, в представлениях о возрастах жизни, в тех социальных институтах, которые эти возраста поддерживают, в системе воспитания и обучения подрастающего поколения, в знании о конечности земной жизни и идеях о смерти и возможном или невозможном бессмертии, в социальных ожиданиях, которые сознательно или неосознанно, явно или неявно адресуют ребенку окружающие его взрослые и общество в целом.
Актуальным поэтому представляется проанализировать психологические особенности индивидуального хронотопа, формирование которого происходит в процессе «присвоения» индивидом хронотопа вполне определенной культуры.
В настоящей работе индивидуальный хронотоп понимается как характерное для индивида сочетание временных и пространственных составляющих его интенциональности. Последняя интерпретируется как бытийное состояние пристрастности отношения человека к миру.
В настоящей работе индивидуальный хронотоп понимается как характерное для индивида сочетание временных и пространственных составляющих его интенциональности. Последняя интерпретируется как бытийное состояние пристрастности отношения человека к миру.
Объект исследования: хронотопические характеристики личности.
Предмет исследования: особенности хронотопических характеристик личности в контексте культурного развития индивидуального хронотопа.
Цель исследования — провести теоретическое и эмпирическое изучение хронотопических характеристик личности с позиции культурно-исторического подхода.