Хронотопические характеристики в различных культурных группах имеют специфические особенности как с точки зрения качественных характеристик, так и с точки зрения их содержания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, его представления о структуре и динамике возраста, о социальной среде как источнике психического развития ребенка;
- теория психического развития ребенка А.Н.Леонтьева, A.B.Запорожца, Д.Б.Эльконина, в частности, положение о специфике психического развития ребенка в онтогенезе как процессе присвоения социокультурного опыта, учение о ведущей деятельности, концепция возрастной периодизации психического развития ребенка, представления о социальной ситуации развития;
- положения субъектно-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского
- принципы целостности личности в подходе к изучению личностного времени К.А.Абульхановой-Славской;
- идеи хронопсихологии A.В.Петровского.
Положения, выносимые на защиту
- становление индивидуального хронотопа как характерного для отдельного индивида сочетания временных и пространственных составляющих его интенциональности происходит в пространстве-времени определенной культуры, задающей специфику в представлениях о пространстве и времени, паттернах отношения к ним у людей разных культур в различные исторические эпохи;
- образ жизни в психологическом аспекте включает в себя смысловые и потребностно-мотивационные сферы, жизненный опыт, хронотоп.
Список литературы
1. Абулъханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С.234 — 407.
3. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1983. Т.З. С. 5-314.
4. Голоеаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.
5. Зинченко В.П. Время действующее лицо // Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 36-54.
6. Зинченко В.П. Человек в пространстве времен // Развитие личности. № 3.2002. С. 23 -50.
7. Ковалев В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. С. 8 -14.
8. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179 185.
9. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени: Автореф. канд. дис. М., 1979. 22 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
11. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54-65.
12. Толстых A.B. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
13. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя. 2000. 288 с.
14. Толстых A.B. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Докт. дис. в виде научного доклада. М., 1994. 47 с.
15. Толстых H.H. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: АПН СССР, 1990 б. С.80 95.
16. Толстых H.H. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени// Активные методы в работе школьного психолога. Киров: ЭНИОМ. 1991 б. С. 62 — 73.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Аналитический этап (4 неделя) - работа по созданию единой базы данных, обобщающих результаты эмпирических исследований, проводимых на базе кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга.
Результаты, проводимого исследования пополнят базу данных обобщающих результаты эмпирических исследований, проводимых на базе кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга. Ниже приводится схема и список экспресс-диагностик исследования.
Схема исследования.
С учетом рассматриваемой актуальной проблемы планируется проведение психодиагностического исследования с участием 60 представителей различных этнических групп. В ходе исследования будут изучены три выборки: выборка представителей коренных народов Камчатки, выборка представителей сельской местности р. Удмуртия, титульная выборка – представители города Петропавловска-Камчатского.
Для экспресс-диагностики и изучения хронотопических характеристик представителей различных этнических групп предлагается использовать следующие методики:
1. Методика семантического дифференциала времени
2. Опросник временно́й перспективы ZPTI (Ф. Зимбардо);
3. Графический «Тест кругов Коттла»;
4 Опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова- Бочавер);
5 Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)
6 Тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд);
7 Авторская техника «История моей жизни» и «История моего народа».