Общая гипотеза исследования




Хронотопические характеристики в различных культурных группах имеют специфические особенности как с точки зрения качественных характеристик, так и с точки зрения их содержания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, его представления о структуре и динамике возраста, о социальной среде как источнике психического развития ребенка;

- теория психического развития ребенка А.Н.Леонтьева, A.B.Запорожца, Д.Б.Эльконина, в частности, положение о специфике психического развития ребенка в онтогенезе как процессе присвоения социокультурного опыта, учение о ведущей деятельности, концепция возрастной периодизации психического развития ребенка, представления о социальной ситуации развития;

- положения субъектно-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского

- принципы целостности личности в подходе к изучению личностного времени К.А.Абульхановой-Славской;

- идеи хронопсихологии A.В.Петровского.

Положения, выносимые на защиту

- становление индивидуального хронотопа как характерного для отдельного индивида сочетания временных и пространственных составляющих его интенциональности происходит в пространстве-времени определенной культуры, задающей специфику в представлениях о пространстве и времени, паттернах отношения к ним у людей разных культур в различные исторические эпохи;

- образ жизни в психологическом аспекте включает в себя смысловые и потребностно-мотивационные сферы, жизненный опыт, хронотоп.

Список литературы

1. Абулъханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С.234 — 407.

3. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1983. Т.З. С. 5-314.

4. Голоеаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.

5. Зинченко В.П. Время действующее лицо // Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 36-54.

6. Зинченко В.П. Человек в пространстве времен // Развитие личности. № 3.2002. С. 23 -50.

7. Ковалев В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. С. 8 -14.

8. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179 185.

9. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени: Автореф. канд. дис. М., 1979. 22 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

11. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54-65.

12. Толстых A.B. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.

13. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя. 2000. 288 с.

14. Толстых A.B. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Докт. дис. в виде научного доклада. М., 1994. 47 с.

15. Толстых H.H. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: АПН СССР, 1990 б. С.80 95.

16. Толстых H.H. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени// Активные методы в работе школьного психолога. Киров: ЭНИОМ. 1991 б. С. 62 — 73.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.


Аналитический этап (4 неделя) - работа по созданию единой базы данных, обобщающих результаты эмпирических исследований, проводимых на базе кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга.

Результаты, проводимого исследования пополнят базу данных обобщающих результаты эмпирических исследований, проводимых на базе кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга. Ниже приводится схема и список экспресс-диагностик исследования.

Схема исследования.

С учетом рассматриваемой актуальной проблемы планируется проведение психодиагностического исследования с участием 60 представителей различных этнических групп. В ходе исследования будут изучены три выборки: выборка представителей коренных народов Камчатки, выборка представителей сельской местности р. Удмуртия, титульная выборка – представители города Петропавловска-Камчатского.

Для экспресс-диагностики и изучения хронотопических характеристик представителей различных этнических групп предлагается использовать следующие методики:

1. Методика семантического дифференциала времени

2. Опросник временно́й перспективы ZPTI (Ф. Зимбардо);

3. Графический «Тест кругов Коттла»;

4 Опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова- Бочавер);

5 Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)

6 Тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд);

7 Авторская техника «История моей жизни» и «История моего народа».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: