Государство, может возникнуть только в результате договора свободных людей.




Социология управления

ПЛАН ОТВЕТА НА ВОПРОС № 1

Государство как важнейший институт управления

Николай Александрович Бердяев не раз в своих публикациях подчеркивал двойственную природу государства: с одной стороны, как говорил Н.А.Бердяев, «государство праведно изобличает грех законом, и начальствующий носит меч не напрасно», с другой – «государство само заражается грехом и делает зло». Что имел в виду Н.Бердяев, отмечая двойственную характеристику государства? Каково значение знания такой особенности государства в аспекте социологии управления?

1. Липина

- Введение: как звучит вопрос, почему такая двойственность, две линии взглядов на природу государства в социологии управления. Чем обуславливались взгляды на природу госудасртва;

- Точка зрения «Государство – зло»:

*аргументы Бердяева;

*аргументы Мора;

* цитаты Макьявелли;

* аргументы Сен-Симона.

- Вывод: что составляет зло государства. Переход к Кристине (гос-во как институт возникает при наличии объективной потребности в нем общества, независимо от воли отдельных лиц. Раз возникает в результате потребности – есть благо. Благо не может воплощать зло. Если бы это было так – такой институт бы исчез. Значит существует и другое начало государства? Не об этом ли говорит первая часть фразы Бердяева?) Слово Кристине.

 

2. Завьялова

- Точка зрения «Государство – благо»

Существует также и противоположная точка зрения. Для нее характерно позитивное отношение к государству.

Сам Бердяев, говорил, что «государство праведно изобличает грех законом и начальствующий носит меч не напрасно»

Данной точки зрения придерживались и другие многие ученые.

Например, Конфуций (изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства)

Государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели.

«Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе»

Это сопоставимо сейчас с тем, что государство удовлетворяет общественные потребности.

Также можно привести точку зрения, известного нам Гегеля:

«Государство представляет собой, идею разума, свободы и права»

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

В отношениях между государствами как внешнее государственное право

Во всемирной истории.

В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанное на разделении властей.


Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует: реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

 

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

В своей теоретической разработке этих проблем Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.

Государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п.

Разумное государство, представляет собой правовое государство, оно трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах.

Гегель восхваляет государство как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм принуждения и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

Не менее известный мыслитель Ж.Ж. Руссо представлял свою позицию таким образом:

Государство, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

Общественный договор – необходимое условие законной власти, необходимая предпосылка нормальной политической системы. Но в то же время для Руссо заключение договора есть определенный момент исторического развития

Сущность общественного договора сводится к следующему: «… каждый из нас отдает свою личность в общее владение и всю свою силу подчиняет верховному распоряжению общей воли; мы получаем организм, каждый член которого составляет неразрывную часть целого»

В основе общественного договора и правомочий формируемо­го суверенитета лежит общая воля.

Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю.

Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Вот идеальное государство по Руссо: маленькая территория, удачный вмещающий ландшафт, небольшая численность среднего по богатству населения, чтобы периодически могли собираться собрания народа, причем народа во всей своей полноте. Благодаря этой полноте собрания, народом будет управлять единое Целое – общая воля; она будет стремиться к благу так как народ «всегда хочет добра, но не всегда видит, в чем оно». Поэтому желательно, чтобы люди слушали просветителей или религию разума, которая будет создана в новом государстве. Управлять народом будут правители, выбранные народом: лучше всего, в данном случае, аристократия, так как коллективный разум не даст усиления частной монархической воле.

Но во время войны и чрезвычайной опасности, которая будет требовать сплочения всех сил государства, необходимо отдавать всю полноту и силу власти в руки одного правителя – диктатора, чья концентрированная воля поможет дать отпор опасности.

Т. Гоббс и Дж. Локк наиболее полно выразили идею общественного договора, считая, что государство это результат своеобразного соглашения, заключенного между суверенными властителями и подданными, и орган всестороннего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют    
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: