МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БОГДАНОВА Т.И., ИВАНОВА Л.В.
ЭКОНОМИКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Конспект лекций
Одесса 2014
Экономика труда и социально-трудовые отношения. Конспект лекций для студентов 3 курса всех форм обучения, всех специальностей. (Составители: Т.И. Богданова, Л.В.Иванова. – Одесса.: ОНЭУ, 2014г. – 356 с.)
Составители: Т.И.Богданова, канд. экон. наук, доцент
Л.В. Иванова, канд. экон. наук, доцент
Рецензенты:
Корректор:
Учебное пособие по дисциплине «Экономика труда и социально-трудовые отношения» предназначен для углубленного изучения учебного программного материала в процессе самостоятельной работы студентов. В пособии рассматриваются теоретико-методологические и практические аспекты механизмов обеспечения эффективного труда и прогрессивного развития социально-трудовых отношений в Украине на всех уровнях экономики с учетом иеждународного опыта решения проблем в сфере труда. Предложенный конспект лекций позволит преобрести глубокие системные знания по нормативной дисциплине.
Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, аспираетов, преподавателей, специалистов в сфере труда.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Труд как сфера жизнедеятельности и как фактор производства..4
Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал…………………………20
Тема 3. Социально-трудовые отношения как система……………………37
Тема 4. Механизм функционирования системы социально-трудовых отношений: организационные аспекты……………………………………55
Тема 5. Социальное партнерство……………………………………………74
Тема 6. Рынок труда и его регулирование…………………………………99
Тема 7. Социально-трудовые отношения занятости……………………..118
Тема 8. Организация труда………………………………………………….136
Тема 9. Производительность и эффективность труда…………………..163
Тема 10. Политика доходов и уровень жизни…………………………….209
Тема 11. Заработная плата и механизм ее регулирования…………….242
Тема 12. Анализ и планирование трудовых показателей………………285
Тема 13. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений с учетом зарубежного опыта…………………………………………………320
Список рекомендуемой литературы………………………………………353
Тема 1. Труд как сфера жизнедеятельности и как фактор производства
Вопросы
1. Труд как предмет и как объект дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения »
Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты
Содержание и характер труда
Труд как фактор производства и его функции
Удовлетворенность трудом и его структура
1. Труд как предмет и объект дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения”
В названии дисциплины следует выделить такие понятия: экономика, труд, социально - трудовые отношения.
Рассмотрим содержание этих понятий.
Экономика – это динамическая общественно - организованная система хозяйствования, которая обеспечивает процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг.
Заниматься экономикой – это значит анализировать все процессы, которые в ней происходят (то есть процессы производства, распределения, обмена, потребления) и предлагать соответствующие механизмы их совершенствования и развития.
Понятие “труд” - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные, духовные блага, которые осуществляется и (или) управляется человеком или по принуждению (административному или экономическому) или по внутреннему побуждению, или по тому и другому одновременно.
Труд изучается многими дисциплинами: Физиология и психология труда, Гигиена труда, Организация труда, Нормирование труда, Социология труда, Праксеология, Трудовое право и др. Но эти дисциплины отличаются теми гранями объекта «труд», какие они исследуют.
В труде, как в объекте изучения ЭТ и СТО, рассматриваются такие его особенности:
- труд - это целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, которая должна быть эффективно, рационально и экономично организована;
- труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, действенного функционирования любой организации;
- труд не является товаром в обычном экономическом понимании этого слова, товаром являются услуги рабочей силы, которые предоставляются наемными работниками в процессе труда;
- в процессе труда формируется система социально – трудовых отношений, которые возникают в процессе трудовой деятельности и являются стержнем общественных отношений на уровне страны, региона, фирмы и отдельных индивидов, и направлены на регулирование качества трудовой жизни.
Интегрируя содержание составных понятий “экономика”, “труд” «социально-трудовые отношения», сформулируем сущность “ЭТ и СТО” как сферы научных знаний и практической деятельности – это динамическая общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации и т.п.), распределение, обмен (обмен израсходованных усилий рабочего в процессе трудовой деятельности на материальные и духовные блага), потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств труда и предметов труда, формируются и развиваются взаимоотношения между субъектами производства в сфере труда.
Исходя из этого, сформулируем предмет дисциплины. Предмет ЭТ и СТО – это труд, как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно есть взаимодействием между человеком и природой, а также взаимоотношениями между людьми в процессе и по поводу производства.
В любом процессе труда можно выделить такие его составные элементы:
- предмет труда – это то, на что направлен труд: вещество природы или предмет, который уже был получен в предшествующем процессе труда, или объект предоставления услуг, с целью предания им новых свойств, полезных человеку;
- средства труда – машины, механизмы, инструменты, приборы, то есть орудия труда, а также здания, где происходит трудовой процесс, сооружения, которые его обеспечивают;
- способ влияния на предметы труда или технология деятельности, предусматривает наличие определенных профессиональных знаний и умений для выполнения работы;
- организация труда, то есть упорядочение процесса труда в пространстве и во времени;
- сам труд, как целесообразная деятельность человека, которая с помощью средств труда, технологии и определенной организации влияет на предмет труда с целью приспособления его для своих потребностей.
Каждый из этих элементов является необходимым в процессе общественного труда и в зависимости от степени их совершенства, полноты использования конечный результат руда будет разным.
На эффективность труда будут влиять предметы труда, которые используются, в технологическом процессе. Так на изготовление изделий из пластмасс расходуется в 3-8 раз меньше труда, чем на аналогичные изделия из металла. Химизация также дает значительную экономию затрат овеществленного труда. Каждая тонна пластмассы заменяет в среднем 4-5 тонн пиломатериалов и древесины, что позволяет сэкономить как живой, так и овеществленный труд. На трудоспособность работника влияет совокупность параметров средств труда, которые должны быть эргономичными, т.е. приспособленными к человеку. Если имеет место несоответствие психофизиологических характеристик человека и параметров оборудования, то нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника, падает его производительность.
В случае, если технологический процесс не будет обеспечен работниками соответствующего профессионально - квалификационного состава, не владеющих практическими навыками, необходимыми приемами и методами труда, то это может привести к производству бракованной продукции, поломкам оборудования, травматизму и другим отрицательным явлениям.
Поэтому исследование этих элементов процесса труда с точки зрения влияния их на трудоспособность работника является очень важными для обеспечения высокой производительности и эффективности труда.