Регулирование рынка труда.




Роль рынка труда как регулятора занятости и безработицы осуществляется на основе его реагирования на изменение спроса и предложения на рабочую силу.

Выделяют 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:

1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

3. Программы содействия найму рабочей силы.

4. Программы по социальному обеспечению.

В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:

1) защитное – предназначенное для органичения действий, которые ведут к незащищенности разных групп населения;

2) поощрительное – направленное на создание условий, в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

3) ограничительное – осуществляемое для исключения действий отдельных лиц (или групп) таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

4) директивное – предполагающее воздействие правительства на рынке труда с учетом интересов населения;

5) регулирование посредством экономических, фмнансовых мер (налогов, субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости.

В отдельную группу объединяются мероприятия по социальной защите населения.

С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран возникла задача согласовать и обобщить трудовые отношения, которые сложились на национальных рынках труда. Выполнение этой задачи взяла на себя Международная организация труда (МОТ). Все направления и виды регулирования рынка труда основаны на основных конвенциях МОТ по вопросам регулирования рынка труда.

Конвенция № 2 (29.10.1919г.) „Обезработице” отмечает, что государство устанавливает систему безвозмездных государственных бюро занятости под контролем центральных органов.

Конвенция № 29 (28.06.1930г.) „О принудительном или обязательном труде” отмечает, что государство обязуется ликвидировать применение принудительного или обязательного труда вовсех формах в кратчайшие сроки.

Конвенция № 44 (23.06.1934г.) „О помощи лицам, которые являются безработными по независимым от них обстоятельствам” распространяется на всех лиц, которые работают по найму. Конвенцией предусмотрено право на получение помощи, которое зависит от стажа или уплаты соответствующего количества страховых взносов, обуславливается посещаемостью курсов профессионального обучения.

Конвенция № 88 (9.07.1948г.) „Об организации службы занятости” отмечает основную обязанность службы занятости, которая состоит в обеспечении возможной организации рынка занятости как неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости, развития и использования продуктивных сил.

Конвенция № 102 (28.06.1952г.) „О минимальных нормах социального обеспечения” отмечает, что защите подлежат лица, способные и готовые работать, которые временно потеряли заработок из-за невозможности получить соответствующее занятие.

Конвенция № 122 (9.07.1964.) „О политике в сфере занятости” отмечает, что государство осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости с целью экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы.

Конвенция № 168 (21.06.1988г.) „О содействии занятости и защиты от безработицы” отмечает, что государство стремится, чтобы методы предоставления помощи заинтересовали трудящихся поиском занятости, а предпринимателей – предложением продуктивной занятости.

Современный рынок труда Украины характеризуется:

1. Несоответствием между темпами развития экономики и занятости. Интенсивный спад производства и увеличение финансово-экономических проблем не сопровождается соответствующим сокращением численности занятых. В результате снижается производительность труда. Перед многими организациями появляется проблема сокращения персонала с целью повышения эффективности производства или сохранения кадрового ядра в ожидании экономического роста.

2. Ограниченностью инвестиционных возможностей, создающих безопасность дефициту рабочих мест.

3. Таким дополнительным фактором безработицы, как трудности в финансировании бюджетной сферы.

4. Обострением проблем трудоустройства некоторых социально-экономических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин, демобилизованных военнослужащих.

5. Разделением занятости на полную, частичную, временную, эпизодичную, в связи с чем увеличиваются объемы скрытой безработицы, предложение рабочей силы в сфере экономики, не подлежащей налогообложению.

6. Недостаточно гибкой реакцией на изменение спроса на рабочую силу со стороны государственного профессионального образования. Поэтому увеличивается разрыв между необходимым для работодателей качеством рабочей силы и квалификацией ищущих работу.

7. Ухудшением условий труда, снижением качества рабочих мест в целом и формированием непрестижных.

8. Потерей квалифицированных кадров организациями, находящимися в кризисной ситуации, вследствие чего формируется дефицит опытных кадров, что является дестабилизационным экономическим фактором.

 

Функционирование и регулирование рынка труда в Украине может принести ряд положительных моментов:

- облегчит и ускорит процесс согласования личных, коллективных и оющенародных интересов при размещении работников а системе общественного разделения труда;

- предоставит необходимую гибкость процессу подготовки и распределения рабочих и специалистов;

- будет оказывать содействие повышению эффективности труда за счет рационального размещения работников по социальным сферам производства;

- будет выполнять функцию связующего звена между профессиональной подготовкой работников и их использованием;

- предоставит необходимую гибкость процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочей силы;

- улучшит выбор населения профессий в соответсвии сих способностями и желаниями, с учетом общественных потребностей;

- будет сильным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближению их к общественно необходимому уровню с учетом квалификации и дефицитности профессий;

- улучшит условия труда и индивидуального воспроизводства рабочей силы в результате конкуренции работодателей за привлечение лучших работников;

- будет сильным средством оптимизации поьоков распределения и перераспределения рабочей силы.

С другой стороны, рынок труда имеет ряд недостатков:

- развитие рынка труда, как правило, сопровождается возрождением и

углублением товарно-денежного фетишизма;

- групповые и личные интересы обособленных групповых и индивидуальных производителей, как правило, будут преобладать над общенародными целями и задачами. Этот недостаток рынка труда смягчается, если в стране поддерживается стремление государственных органов, работодателей и наемных работников достичь общего блага в обществе. Последнее определяется такими показателями: ростом производительности труда, увеличением валового национального продукта, усовершенствованием техники и технологии производства, ростом уровня жизни населения;

- рынкам труда присуща стихийность, которая обостряет проблемы трудоустройства населения и усложняет реализацию права на труд и доходы. Более жесткими станут требования к профессионализму, усилится динамичность структурных изменений в производстве, снизится жизненный уровень части населения. Как следствие – возникает социальная напряженность.

Итак, в условиях рыночной трансформации экономики Украины перед органами государственного и регионального управления возникает ряд новых задач: разгосударствление и приватизация; изменение форм собственности хозяйствующих субъектов; создания для всех форм хозяйствования надежных условий и гарантий равенства; изменение форм управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, которые остаются в государственной собственности; снятие всех ограничений на перемещение рабочей силы и стимулирование ее професиональной мобильности; разработка эффективных мер относительно социальной защиты населения и прежде всего ее беднейших слоев; формирование потребностей народного хозяйства в рабочей силе и развитие структуры занятости; создание институтов инфраструктуры рынка, ориентированных на обеспечение перечисленных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: