Аннотация теоретической части задания




Понятие о внимании и его физиологические механизмы. Динамика изучения проблемы внимания в психологии (В. Вундт, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин). Теории развития внимания (Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин)

Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Условия, облегчающие/затрудняющие процесс внимания. Физиологические механизмы внимания (рефлекс «что такое?», индукция нервных процессов - И.П.Павлов; Доминанта - А.А.Ухтомский; лобные доли мозга, нейроны внимания - детекторы новизны и клетки установки - клетки ожидания в коре больших полушарий, ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп). Структура, колебания, расстройства и коррекция внимания. Структура внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость). Колебания внимания как периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания Расстройства (нарушения) внимания (рассеянность, отвлечение, инертность, подвижность). Коррекция (активность личности, объект с разных сторон, деятельность, упражнения, значимость явления, цель, результат, отдых). Возрастные особенности развития внимания детей и подростков (п ервые недели-месяцы жизни - п оявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка; к онец первого года жизни - возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания; н ачало второго года жизни - о бнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет; в торой-третий год жизни - д остаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания; ч етыре с половиной-пять лет -п оявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого; п ять-шесть лет - возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства); ш кольный возраст - д альнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. Методические рекомендации по учету особенностей внимания школьников при их обучении.

  ОК – 1 ОПК – 2 ОПК – 4 ОПК – 6 ПК – 3   Познакомьтесь с результатами психодиагностического обследования типа темперамента (опросник Айзенка) и акцентуаций характера (опросник Шмишека) обучающегося 13 лет:  
Методика диагностики Цель Результаты диагностики
Опросник Айзенка Определить тип темперамента Меланхолик
Опросник Шмишека Выявить акцентуации характера Дистимичный Эмотивный Психостенический (тревожный)

 

На их основе составьте фрагмент психологической характеристики личности ученика.

Сформулируйте практические рекомендации по учету особенностей его темперамента и характера в обучении (не менее пяти).

Охарактеризуйте понятия: темперамента (определение, физиологическая основа, психологические типы темперамента, особенности их проявления в поведении и деятельности) и характера (определение, структура, взаимосвязь с темпераментом, типология характеров, акцентуации характера).

При составлении фрагмента психологической характеристики личности ученика необходимо не просто перечислить доминирующие типы акцентуации характера и преобладающий тип темперамента, но и дать их развернутую психологическую характеристику особенностей поведения и деятельности. Практические рекомендации необходимо составлять для конкретного типа темперамента и акцентуаций характера, например: 1. При экспресс-опросе по теме урока (короткие вопросы в быстром темпе) не рекомендуется опрашивать меланхоликов, так как скорость протекания их нервных процессов не позволяет им быстро ориентироваться в содержании вопросов и находить правильные ответы. Аннотация теоретической части задания Определение понятия темперамент. Теории темперамента (гуморальная – смешение жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи и черной желчи – Гиппократ; по физиологическим, психологическим и моральным качествам – Гален; по психическим свойствам – И. Кант; физическому строению отдельных частей, тканей – Кречмер, Шелдон; толщине и упругости кровеносных сосудов, их просвету, форме и размеру сердца – П.Ф. Лесгафт; силе, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозного процессов нервной системы – И.П.Павлов; интроверсии и экстраверсии – Г. Айзенк, В.С. Мерлин, И.М. Палей). Физиологические механизмы темперамента и его особенности. Типы темперамента и ВНД (сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; слабый – меланхолик – И.П. Павлов; динамичность – легкость образования временных связей, лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса по Б.М. Теплову и В.Д. Небылицину; зависимость активности, эмоциональности и моторики от типа нервной системы в целом – В.С. Мерлин). Особенности темперамента (наследственность, преимущества сильных и слабого типов НС, умственные способности и темперамент, профессиональные качества и темперамент, возраст, деятельность). Понятие о характере. Природные и социальные предпосылки характера (тип НС, особенности организма, рефлекторные связи, активность личности и среда, закрепленность жизненного опыта, преодоление отрицательных влияний); сущность характера (своеобразие психической деятельности, отношение к окружающему и социальное поведение человека; морально-волевые свойства; широта впечатлений, разнообразие деятельности и ее зависимость от полноты и силы характера; общественно-исторические условия, воспитание и черты характера; состояние психики); акцентуации характера и их классификация (циклоидный – резкая смена настроения; эпилептоидный – импульсивность поведения; гипертимный – жажда деятельности; параноидный – застревающая подозрительность; истероидный – склонность к притворству; шизоидный – эмоциональная холодность; сензитивный – наличие чувства неполноценности; дистимный – сосредоточенность на мрачном в жизни; астенический – склонность к депрессии; конформный – чрезмерная подчиняемость; экстравертированный – поиск новых впечатлений). Физиологические механизмы характера и его свойства - физиогномические: заостренные черты лица, губ – воинственность, решительность; полуспущенные веки – лицемерие, И.К. Лафатер, XVIII в.; френология Ф. Галля – свойства характера в специализированных центрах полушарий головного мозга, 27 участков мозга и качества в них, душевные в извилинах – отрицание временниками научности этих теорий; динамический стереотип как система условных рефлексов на повторяющиеся раздражители, механизм переключения стереотипов; свойства положительного характера и мотивация (полнота стремлений и увлечений, моральная воспитанность, цельность, сила, твердость, определенность, уравновешенность, широта, глубокость, иерархизированность потребностей, мотивов, целей, интересов, стремлений, желаний, намерений на сознательном или бессознательном уровнях – по Р.С. Немову).
  ОК – 1 ОПК – 2 ОПК – 4 ПК - 3 Обработайте и проинтерпретируйте результаты исследования, проведенного в 9-м классе (16 человек) общеобразовательной школы по критерию выбора «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть на уроках за одной партой?» Каждый выбирал только одного товарища. Результаты испытания представлены на карточках на рисунке.
К Д  
М Б  
И В  
Г И
Э Б  
Д Е  
О Б  
Б А  
У Д  
А О  
Н Д  
Е Д  
Л Д  
З Ж  
Ж З  
В Г  

Слева указана первая буква фамилии обучающегося, который осуществляет выбор, справа – первая буква фамилии обучающегося, которого он выбирает. Согласными буквами обозначены фамилии мальчиков, гласными – девочек. Например, первая карточка может быть прочитана так: «Ученик Григорьев хочет сидеть за одной партой с ученицей Ивановой».

Как называется данная методика исследования, опишите ее цель и процедуру проведения. Постройте таблицу распределения выборов (социоматрицу). Осуществите анализ межличностных отношений в 9-м классе. Выявите уровень благополучия взаимоотношений в классе.

Раскройте понятие группы и коллектива (определение, виды, признаки, стадии развития групп, групповые процессы и явления).

Пример построения социоматрицы  
Кто выбирает Кого выбирают
Г И М К Б О Д Э Е Н А У В Ж З Л
Г                                
И                                
М                                
К                                
Б                                
О                                
Д                                
Э                                
Е                                
Н                                
А                                
У                                
В                                
Ж                                
З                                
Л                                
                               
                               

 

Примечание: буквы в колонке – фамилии обучающихся, которые осуществляют выбор; буквы в строчке – фамилии обучающихся, которых выбирают; – сумма выборов; - сумма взаимных выборов.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе определяется следующим образом: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1,2) с числом членов группы, находящихся в неблагоприятных статусных категориях (3,4). УБВ высокий, если 1+2 больше 3+4. УБВ средний при 1+2 =3+4. УБВ низкий, если 1+2 значительно ниже 3+4.

Статусные категории:

1 – лидеры (звезды) – 5 и более выборов;

2 – предпочитаемые – 4 -3 выбора;

3 – пренебрегаемые – 2-1 выбор;

4 - изолированные – 0 выборов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: