Понятие о внимании и его физиологические механизмы. Динамика изучения проблемы внимания в психологии (В. Вундт, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин). Теории развития внимания (Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин)
Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Условия, облегчающие/затрудняющие процесс внимания. Физиологические механизмы внимания (рефлекс «что такое?», индукция нервных процессов - И.П.Павлов; Доминанта - А.А.Ухтомский; лобные доли мозга, нейроны внимания - детекторы новизны и клетки установки - клетки ожидания в коре больших полушарий, ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп). Структура, колебания, расстройства и коррекция внимания. Структура внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость). Колебания внимания как периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания Расстройства (нарушения) внимания (рассеянность, отвлечение, инертность, подвижность). Коррекция (активность личности, объект с разных сторон, деятельность, упражнения, значимость явления, цель, результат, отдых). Возрастные особенности развития внимания детей и подростков (п ервые недели-месяцы жизни - п оявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка; к онец первого года жизни - возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания; н ачало второго года жизни - о бнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет; в торой-третий год жизни - д остаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания; ч етыре с половиной-пять лет -п оявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого; п ять-шесть лет - возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства); ш кольный возраст - д альнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. Методические рекомендации по учету особенностей внимания школьников при их обучении.