Основные компоненты профессиональной деятельности современного учителя




 

 

Выполнила: учитель английского и французского языков

Бузырева Елена Геннадьевна

 

 

Санкт-Петербург

Содержание.

1. Введение ……………………………………………………………………3

2. Аттестация как важный фактор профессионального становления учителя …………………………………………………………………….4

3. Подходы к определению сущности профессионального становления в педагогике и психологии…………………………………………………6

4. Философские представления о профессиональной деятельности…….7

5. Основные тенденции современной аттестации…………………………11

6. Заключение……………………………………………………………….12

7. Список литературы………………………………………………………14

 

 

Введение.

Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных ее сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации образования. Новые подходы к модернизации образования исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса, предполагающего обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и обучающихся. Очевидно, такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Изучение изменений профессионально-педагогической деятельности особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечит новое качество образования, отвечающее «вызовам времени». Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации.

 

 

Аттестация как важный фактор

профессионального становления учителя.

Современная ситуация образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала.

В работах В.Н. Аверкина, Е.Е. Вендрова, В.Р. Веснина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. раскрываются сущность и принципы современного образовательного менеджмента, определяющие ценностные ориентации в аттестации учителя. Изучению различных теоретических аспектов аттестации посвящены работы Т.Г. Браже, Т.Ю. Базарова, В.И. Зверевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.Г. Молчанова, Ю.А. Самсонова, В.П. Симонова, Т.Б. Харисова и др. Имеется ряд диссертационных работ, исследующих отдельные стороны аттестации учителя. Т.Е. Ковиной аттестация педагогических кадров рассматривается как средство управления системой образования в регионе; Н.Б. Харчина исследовала особенности профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации. Профессиональная поддержка учителей в процессе аттестации на высшую квалификационную категорию, представляющая систему мер для преодоления и предупреждения профессионального истощения, содержится в работе С.А. Замятиной.

Психолого-гуманистический аспект процесса становления личности исследуется в работах зарубежных (А. Маслоу, Л.К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.) психологов и педагогов (С.Г. Вершловский, С.Б. Елканов, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, О.Л. Подлиняев и др.). Заслуживает внимания разработка новых подходов к проблеме становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития, рассматриваемые в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Бондаревской и др.

Квалификационная аттестация педагогических работников при реализации гуманистического подхода может способствовать усилению внутренней мотивации учителя к профессиональному становлению, стимулировать повышение им уровня своей профессиональной компетентности, включить в рефлексию собственный педагогический опыт, активизировать творческий поиск, влиять на формирование субъектной позиции.

 

 

Подходы к определению сущности профессионального становления в педагогике и психологии.

Научно-педагогическое сопровождение профессионального становления аттестующегося учителя проектируется на основе коррекционно-формирующего подхода, затем реализуется как пролонгированный процесс, включающий в себя аналитический, мотивационный и адаптационный этапы и обеспечивается единым образовательным пространством (самообразование, школьная и муниципальная методическая служба, курсовая подготовка и переподготовка в ИПК).

Проведенный нами теоретический анализ показал, что в настоящий период в теории педагогики и психологии сложились различные подходы к определению сущности профессионального становления. Профессиональное становление определяется как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление (Э.Ф. Зеер); как рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Т.В. Кудрявцев). Ряд исследователей характеризует становление как часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности (Е.М. Борисова, С.Г. Вершловский, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев и др.). Многообразие определений дает возможность осветить проблему с разных сторон, генерировать идеи познания, используя различные точки зрения.

 

 

Философские представления о профессиональной деятельности.

Философские представления о целостном, экзистенциальном единстве человека (Н.А. Бердяев, Ж.П. Сартр, С.Л. Франк, В. Франкл и др.) позволили рассматривать становление личности как постоянно расширяющуюся, неисчерпаемую возможность человека в его профессиональной деятельности. В понимании и обосновании профессионального становления учителя в процессе аттестации важное значение имела философская концепция экзистенциализма, которая противопоставляет технократическому рассмотрению общества проблему человека, взятого в его внутренних характеристиках. Так, согласно философским взглядам Ж.П. Сартра, основная идея о становлении человека заключается в формуле: «человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он делает себя сам». Ж.П. Сартр отдает во владение каждому человеку его бытие и возлагает на него ответственность за собственное существование.

Весьма актуальным для нас представляются позиции В. Франкла, из которых следует, что собственно человеческое бытие начинается там, где есть личностная позиция, установка, личное отношение к любой ситуации, где учитывается естественная заданность человека. Человек, стремящийся стать самим собой, должен выполнить личные задачи и требования, связанные с его уникальностью и неповторимостью.

Изучение философских работ Н.А. Бердяева, С.Л. Франка дало нам основание для вывода о том, что внутренняя свобода, будучи универсальным принципом деятельности человека, выступает основным звеном в становлении личности. Внутреннее духовное освобождение происходит посредством творчества (Н.А. Бердяев). Поэтому методологически важным для исследования профессионального становления учителя является предоставление ему определенной свободы на протяжении всей творческой жизни и ответственности за его осуществление в процессе аттестации. Свобода предполагает самореализацию, направленную на раскрытие внутреннего потенциала человека, она помогает обрести смысл жизни, обусловливает существование достоинства личности и профессионала-учителя.

Значимой для нашего исследования является позиция К.А. Абульхановой-Славской, которая подчеркивает, что становление личности субъектом деятельности происходит в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности и в организации своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. В субъектном аспекте профессионального становления нам видится способ самореализации и самоутверждения учителя в процессе аттестации, запечатление профессионально значимых способов педагогической деятельности, выработка личностных критериев и норм педагогической деятельности; выход учителя за рамки нормативной деятельности, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса.

Материалом осмысления процесса профессионального становления учителя для нас выступили работы А.К. Марковой, в которых определены этапы формирования профессионала. Содержательно ориентируясь на психологическую модель профессионального становления, мы разработали программу долгосрочной, системной работы с учителями для успешной их подготовки к аттестации.

Нами проанализированы исследования, посвященные проблемам мотивации поведения и деятельности человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова и др.). Мы исходим из того, что правильно оценить поведение личности в аттестационном процессе невозможно без соотношения внешней и внутренней мотивации. Результативность профессионального становления учителя определяется сформированностью мотивов самообразования и умений самостоятельно ставить цели, что составляет мотивацию повышения квалификации в межаттестационный период как систему ценностей, потребностей, мотивов. В основу нашего исследования положено представление о мотивации как об основном механизме реализации потенциальных возможностей учителя в аттестационном процессе, выражающихся в стремлении добиваться результатов в педагогической деятельности. При этом мотивы опосредуются потребностями и совокупностью действий, направленных на удовлетворение этих потребностей.

Значимой особенностью профессионального становления учителя является то, что оно связано с преодолением постоянного противоречия, возникающего между действительным и желаемым, идеальным и реальным. Одни учителя в этот период стремятся к наиболее полной своей идентификации с профессией. Другие действуют в рамках исполнения определенных профессиональных норм и предписаний, направляя свои усилия в основном на приобретение профессиональных навыков. И эта несхожесть профессионального становления учителя зависит прежде всего от уровня развития его профессионального самосознания, который включает знание о себе и отношение к себе (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде Я-концепции. Вывод Р. Бернса о том, что уровень развития Я-концепции существенно влияет на то, насколько адекватно оценивает субъект себя и других в различных ситуациях, является особенно значимым в период аттестации. В ситуации самооценки человек решает задачу не только по анализу объекта, по отношению к которому он примеривает свои силы, но и задачу по анализу самого себя как носителя психических качеств, подлежащих оцениванию.

Среди выделенных механизмов профессионального становления личности в аттестационном процессе особенно значимыми мы считаем: отношения человека, выражающиеся в его действиях, реакциях и переживаниях (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев); самоотношение и его проявления (самооценка, самоуважение) как внутреннее условие регуляции поведения и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); саморегуляция, предполагающая создание условий для проявления таких характеристик, как готовность адекватно воспринимать требования других людей, общества, готовность к анализу собственных действий, возможностей (Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова).

Представленный в исследовании анализ философских и психолого-педагогических источников позволил нам определить профессиональное становление учителя как процесс творческой его самореализации в педагогической деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей в ходе аттестации.

 

 

Основные тенденции современной аттестации.

Основные тенденции современной аттестации заключаются в том, что стратегические ее цели сформулированы с учетом гуманистических, общечеловеческих представлений о личности как главной ценности современного демократического общества. Для этого нужно, чтобы аттестуемый из объекта превратился в полноправного субъекта аттестации, методы работы комиссии способствовали его включению в данный процесс, мотивировали на профессиональный рост и развитие; работа завершилась не просто присвоением новой квалификационной категории и составлением деловой характеристики, но и разработкой программы личностного роста (Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Н.В. Немова). С позиций нашего исследования особый интерес представляют работы, обращенные к развивающей функции аттестации. Так, Н.К. Зотова отмечает необходимость превращения аттестации из невольно принудительного в востребованный самим педагогом, создающий для него условия профессионального роста фактор. Конкретные пути реализации данной проблемы автор видит в создании «развивающей» модели аттестации учителей; определении дидактических условий формирования экспертных умений педагогов и участников процесса аттестации; выработке способов проверки эффективности механизмов и средств повышения квалификации в процессе аттестации учителей. Задача повышения квалификации состоит в ликвидации разницы между фактически существующим уровнем профессиональной компетентности учителя и необходимым, требуемым тарифно-квалификационными характеристиками уровнем. Профессиональное становление учителя в процессе аттестации определяется особым характером деятельности экспертов и членов аттестационных комиссий, умеющих работать в режиме гуманности и требовательности одновременно, что для нашего исследования имеет принципиальное значение.

Анализ литературы свидетельствует, что аттестация рассматривается как определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв о его способностях, деловых или иных качествах (Н.В. Кузьмина); установление соответствия специалиста требованиям профессии и определения уровня его профессионализма (А.К. Маркова); изучение и оценка работника с точки зрения его соответствия занимаемой должности (Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Н.В. Немова); механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.Е. Эмануилова).

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что аттестацию целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему, в которой решается проблема профессионального становления учителя в результате целенаправленного непрерывного повышения квалификации; личностно-ориентированных методов экспертизы (Т.Г. Браже, Н.К. Зотова, С.С. Татарчинкова и др.); эксперты должны знать, какие силы следует привести в действие, как разбудить созидательную энергию личности каждого педагога; наиболее предпочтительнее с точки зрения привлечения к организации аттестационной экспертизы педагогических работников, в структуре мотивов которых преобладают как значимость экспертизы для развития и поддержки инновационного образования влияние результата экспертизы на реальные образовательные процессы, их изменение; профессиональный и личностный рост, возможность личностного развития посредством экспертной деятельности; творческий характер экспертного исследования (Г.А. Мкртычян, Н.В. Кузьмина, Е.А. Федорова и др.).

 

 

Заключение.

Таким образом, аттестация в педагогической теории предстает как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию (К.А. Абульханова-Славская). Важную роль в реализации данной стратегии выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому). Обучение в рамках аттестационных курсов предполагает оценивание реальной профессиональной компетентности, профессиональных достижений в контексте квалификационных требований и становится одновременно этапом аттестации учителя.

Анализ исследований Т.Г. Браже, Н.К. Зотовой, Н.В. Кузьминой, Т.Е. Ковиной, А.К. Марковой, Н.Б. Харчиной позволяет выделить особенности квалификационной аттестации, способствующие профессиональному становлению учителя: а) единство и взаимосвязь оценочной, обучающей и развивающей функции аттестации; б) развитие инициативы и ответственности; в) обеспечение возможностей для самоопределения и творческой самореализации; г) расширение поля выбора, необходимого для предоставления индивидуальной образовательной траектории; д) создание условий для саморазвития, индивидуальности.

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами аттестации являются:

· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

· повышение эффективности и качества педагогического труда;

· выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

· учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

· определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

· обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

 

 

Список литературы.

1. Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис… докт. психол. наук. М., 1995

2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя. – Автореф. дисс. … докт. пед. н. – Санкт-Петербург, 2005. – 45с.

3. Цыдыпова Д.Ц. Квалификационная аттестация как фактор профессионального становления учителя. – Автореф. дисс. … канд. пед. н. – Улан-Удэ, 2006. – 26с.

4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

5. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4. – С.113-136



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: