Вопрос 2. Финансовый рынок, его значение




Вопрос 1. Финансовая система и характеристика ее звеньев

 

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) фонды страхования;

3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

 

Вопрос 2. Финансовый рынок, его значение

Финансовый рынок - это совокупность денежных ресурсов экономической системы, находящихся в постоянном движении, т.е. в распределении и перераспределении под воздействием меняющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы со стороны экономических субъектов.

Финансовый рынок представляет механизм, который обеспечивает мобилизацию всех свободных денежных капиталов и денежных средств и распределение этих средств по отраслям сфер хозяйства на условиях срочности, платности, возвратности.

Финансовый рынок подразделяется на:

1. Денежный рынок – это рынок относительно краткосрочных операций (до года), на котором происходит перераспределение ликвидности, т.е. свободной денежной наличности. Денежный рынок обслуживает в основном движение оборотного капитала предприятий и организаций, краткосрочную ликвидность банков и государства. Функция ден. рынка – регулирование ликвидности всех участников экон. системы и экономики в целом.

Денежный рынок подразделяется на:

1. Рынок краткосрочных банковских кредитов - это рынок, который обслуживает предприятия и население, на этом рынке банки предоставляют предприятиям и организациям недостающие средства, необходимые для совершения расчетов и завершения кругооборота. Основные институты – комм.банки.

2. Рынок межбанковских кредитов - это рынок, на котором банки заимствуют средства друг у друга с целью поддержания своей ликвидности, т.е. с целью обеспечения своих обязательств. Поэтому чаще всего ссуды носят сверхкраткосрочный характер - 1,7,14 дней-до 3 месяцев. Основные институты - это коммер. банки и ЦБ - как кредитор последней инстанции.

3. Рынок краткосрочных ценных бумаг – рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги, основные виды кот.: государственные краткосроч. ценные бумаги, и краткосрочные долговые ценные бумаги различных субъектов (чаще в форме векселя). Основные институты: комм.банки, брокерские, дилерские, страх. компании, биржи

4. Валютный рынок - это рынок, на кот. осуществляются сделки купли-продажи валюты как в наличной, так и безналичной форме. Основные институты – комм.банки и валютные биржи

5. Рынок золота – рынок, где совершаются сделки (наличные, оптовые и др.) с золотом,в т.ч. с золотыми слитками

2. Рынок капитала – это рынок, на котором происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. Под рынком капитала понимаются все ссудные операции со сроком 1 год и более.

Функции фин. рынка – формирование и перераспределение капиталов экон. субъектов, осуществление корпоративного контроля (через движение цен на акции), инвестирование капитала на развитие производства, осуществление спекулятивных операций (кот. являются инструментом достижения сбалансированности рынка).

Рынок капитала подразделяется на:

1. Рынок долгосрочных кредитов – это кредиты, которые предоставляются банками, либо идут через других финансовых посредников

2. Рынок долгосрочных ценных бумаг, который подразделяется на рынок капитального финансирования (это любое соглашение либо обязательство, по которому предприятие получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на эту фирму (фин.инструмент - акция)) и на рынок финансирования на основе займов ( заключение соглашения по которому эк.субъект получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на обязательство выплатить в будущем эту сумму с оговоренным процентом (фин.инструм. – векселя, облигации)).

Функции финансового рынка и его роль заключается в том, что он:

- мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;

- эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными потребителями;

- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;

- формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;

- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;

- формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;

- ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.

 

 

Вопрос 3. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг в РФ. Стратегия развития финансового рынка в РФ до 2020 года.

 

РЦБ подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный РЦБ - рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов.

Вторичный рынок - предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг.

Биржевой рынок - рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами.

Внебиржевой рынок - предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

Главными проблемами развития рынка ценных бумаг в России являются организационные, кадровые и методологические.

Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением.

Кадровые проблемы предопределены малым сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

- создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы и т. д.

5. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг

2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц

3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов

4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка.

5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг:

1. Высшие органы государственной власти:

- Президент - издает указы;

- Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;

- Правительство — выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента;

2. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д.

Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;

· утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;

· утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;

· обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

- Министерство финансов РФ; Министерство финансов РФ — министерство в составе Правительства — регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

- Центральный банк РФ; Центральный банк РФ — федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитана.

- Государственный комитет по антимонопольной политике; Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основным документом, регламентирующим деятельность рынка ценных бумаг в перспективе является Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2010 г.

Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года.

Целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

- повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

- обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

- формирование благоприятного налогового климата для его участников;

- совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

- внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

- создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

- повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: