Вариант 2
(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых.(3) Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, (……..), казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли птицы и летающие насекомые.
2) Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.
3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.
4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
В общем-то Совсем не
Даже Нисколько не Естественно
Ответ: _____________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТОЧКИ.Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Точка, -и, ж.
1. След от прикосновения, укола чем-н. острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко. Ситец в красных точках.
2. Знак препинания (.), отделяющий законченное предложение, а также употребляемое при сокращённом написании слов. Т. с запятой (;). Ставить точку на чём-н.
3. Основное понятие геометрии – место пересечения двух прямых, не имеющее измерения. Т. пересечения прямых. Т. отсчёта.
4. Определённое место в пространстве, на каком-н. участке, поверхности. Самая высокая точка горы.
5. Место, пункт, в котором расположено, размещено что-н. Радиотрансляционная точка. Торговая точка.
6. Предел, при котором вещество из одного состояния переходит в другое. (спец). Т. плавления.
Ответ: _____________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
тортЫположИл докумЕнт
приручЁнный освЕдомишься
Ответ: _____________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Земли у него было столько, что её нельзя было ОХВАТИТЬ глазом.
В декабре ударили сильные морозы, и плотный лёд за одну ночь ОДЕЛ все реки в прочную зимнюю броню.
Тренер ВОСПОЛНИЛ команду новыми игроками, что в немалой степени способствовало успеху в отборочных играх нового сезона.
Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.
Медсестра несколько раз энергично ВСТРЯХНУЛА ртутный градусник и с ободряющей улыбкой протянула его пациенту
Ответ: _____________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
более ВЫШЕ ПЯТЕРО студентов
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями спелых АБРИКОСОВ
пять КИЛОГРАММОВ
Ответ: _____________________
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Становление ряда финансовых систем было возможно благодаря роста трудовой миграции населения. 2) Те, кто бывали в Петербурге, не могли не любоваться красотой набережной. 3) Наше путешествие по городам и весям, лежавших вдоль московской параллели, подошло к концу. 4) Изучая иностранный язык, сначала у меня ничего не получалось. 5) Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе. 6) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. 7) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы. 8) Внезапно крики прекратились, группа людей взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко спешит к выходу. 9) Как только прекратился дождь, и мы отправились в путь. |
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
распол..жение эл..мент
педаг..гический зан..маться зап..здалый
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под..грать, пост..ндустриальный
пр..образовать, пр..ближённый
пре..сказательница, о..торгать
ра..ползаться, ра..бредаться
на..пиленный, пре..шественник
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
обур..вать черешн..вый
преодол..вать рубаш..чный обла..вать
Ответ: _____________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
танцу..шь преследу..мый
выдвин..шь невид..мый колебл..мый
Ответ: _____________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
(Не) помня зла, за благо воздадим.
(Не) прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
После ремонта комната ещё (не) приведена в порядок.
(Не) обычная обстановка мешала сосредоточиться.
(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
Ответ: _____________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.
(ВО) КРУГ были россыпи белых, (ПРИ) ТОМ молоденьких, только ещё пробивающихся из земли грибов.
Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.
Я люблю ТОТ(ЧАС), когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.
На следующее утро я проснулся (ОТ) ТОГО непонятного звука, что слышал вчера, и
(ПО) ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.
Ответ: _____________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.
Ответ: _____________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Решила Машенька в избе прибраться да обед приготовить.
2) Наша компания не только производит замки и стальные двери но и предоставляет различные услуги в строительной сфере.
3) Южный августовский вечер был спокоен тих ясен.
4) К концу своего путешествия по Германии Сергей выучил довольно много слов и выражений на немецком языке и умел уже самостоятельно объясняться с официантами и портье.
5) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.
Ответ: _____________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
Ответ: _____________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
Ответ: _____________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
Ответ: _____________________