Положительные тенденции в российской экономике




 

Старт проекта “Городской автомобиль”, заключающего в себе разработку и реализацию первого российского гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газово-бензиновым роторно-лопастным двигателем, и от ёмкостного накопителя энергии. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин запланировано на сентябрь 2012 г., при этом стоимость автомобиля составит 450 000 рублей[1].

Данный проект считается одним из самых перспективных и многообещающим, что подтверждается уже проведенными успешными испытаниями автомобиля и положительными отзывами, в первую очередь, среди Интернет-аудитории. Кроме того, стоит отметить, что основным организатором и идеологом проекта стал известный российский предприниматель М.Прохоров, возглавляющий частный российский инвестиционный фонд Группа ОНЭКСИМ – ведущую компанию России в части реализации, как венчурных проектов, так и инвестирования средств в высоконадежные активы финансового и реального сектора отечественной экономики. Предположительные затраты проекта до серийного производства – 150 млн. евро или 6072, 88 млн. руб. В качестве основных положительных эффектов для российской экономики на федеральном, региональном и местном уровнях территориального деления можно выделить следующие:

1. Новый автомобиль на 90% будет состоять из комплектующих деталей отечественного производства, что должно создать благоприятный эффект для повышения спроса на продукцию промышленного производства начиная с добывающих и обрабатывающих отраслей (цветная металлургия, химическое производство) и заканчивая производством машин, оборудования и электрооборудования;

2. стартовая мощность уже строящегося в поселке Марьино Ленинградской области автомобильного завода должна составлять 10 – 20 тыс. автомобилей в год с последующим увеличением объема производства до 40 – 50 тыс. Также планируется последующее наращивание производительных мощностей за счет строительства 5 новых сборочных площадок. В данном случае можно говорить о социально-экономических последствиях реализации представленных планов, к которым стоит отнести образование новых дополнительных рабочих мест и создание или модернизацию уже существующих инфраструктурных комплексов в предположительном районе производств;

3. реализация дополнительной внебюджетной поддержки существующих научно-технических разработок в области автомобиле- и приборостроения, привлечение повышенного внимания к существующим проблемам российской науки.

Хотя разработка и реализация данного проекта носит характер частной инициативы, в её основе лежат объективные факторы, продиктованные общими макроэкономическими тенденциями развития нашей экономики. К подобным причинам можно отнести назревшие предпосылки к модернизации всей экономической системы страны, главным образом по пути создания новых конкурентоспособных отечественных производств, продукция которых могла бы наравне конкурировать с ведущими иностранными производителями. Данный вопрос приобретает особую принципиальность в свете продолжающейся стагнации российской автомобильной промышленности. Однако стоит указать, что в качестве основного экономического акселератора явилась общая стабилизация экономики страны по сравнению с реформаторскими 90ми гг., а также постепенное налаживание и совершенствование существующих внешнеторговых связей, вследствие чего в течение последнего десятилетия российская экономика стала более привлекательна для иностранных финансовых вложений как прямых, так и портфельных.

Распространение возможных эффектов от реализации описываемого проекта описано выше в пунктах 1, 2 и 3.

Возможные риски данного проекта:

- по причине “полного отсутствия у разработчиков опыта проектирования и массового выпуска автомобилей такого уровня и класса”[2] существует возможность отклонения от намеченных целей в сроках и надлежащем качестве будущей продукции в пределах среднесрочной перспективы;

- продолжающееся падение мировой экономики, имеющее выражение в падении совокупного потребительского спроса, в том числе и российской в реальном выражении, может создать дополнительные трудности и преграды при уже массовом производстве автомобиля на долгосрочной перспективе;

- возможное вступление России в ВТО станет, по всей видимости, сильным ударом для всей российской экономики, имеющей в своей структуре массу нерентабельных и заведомо убыточных производств, в целом, и для подобного амбициозного, но ещё не окрепшего проекта, как “Ё-мобиль”.

Преодоление предприятиями нефтехимического комплекса г. Тольятти негативных последствий мирового экономического кризиса 2008 г. на примере ООО “Тольяттикаучук”.

Согласно отчету о социально-экономическом развитии городского округа Тольятти за 2010 г., благодаря целенаправленной работе по техническому перевооружению и обновлению основных производственных фондов данного предприятия удалось нарастить выпуск по большинству видов продукции, в результате чего индекс химического производства 2010 г. составил 106,3% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе в декабре – 119,4% к уровню декабря 2009 г. Бесспорно, подобная тенденция носит исключительно положительный характер, так как ООО “Тольяттикаучук” является основным производителем каучуковой продукции в России, обладая четвертью его рынка, и вторым в Европе по объему производства [3].

В качестве основных предпосылок подобных результатов в отрасли, в целом, и на данном предприятии, в частности, явилась происходящая сегодня переориентация федеральной бюджетной политики в сторону реальной финансовой поддержки собственных производительных сил, главным образом, в отраслях создающих продукт с наибольшей добавленной стоимостью; и с другой стороны заинтересованность и потребность крупнейших иностранных экономик в продукции российской химической промышленности, обладающей высокими показателями качества и надежности.

К основным возможностям распространения данного успеха можно отнести повышение синергетического эффекта в части образования дополнительных доходов у контрагентов предприятия, представленных в данном случае транспортными, нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями России. Также вследствие активной внешнеторговой деятельности предприятия, представленной экспортными операциями с такими странами как Китай, США, ФРГ и прочие, по поставкам каучука, позволит привлечь дополнительную ликвидность, как в бюджет, так и в частный сектор экономики.

Накопленные противоречия в сфере международной торговли, выраженные, прежде всего, в создании и расширении так называемых “финансовых пузырей”, оказывающих непосредственное влияние на реальные товарные сделки между контрагентами, представляют самую основную угрозу для дальнейшего благоприятного развития внешнеторговой деятельности данного предприятия. Также к рискам среднесрочного характера можно отнести продолжающийся рост тарифов естественных монополий, продукция и услуги которых составляют значительную часть косвенных расходов на подобных предприятиях.

Продвижение и развитие глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, являющейся одной из двух функционирующих спутниковых систем глобальной спутниковой навигации.

Данная навигационная система является действительным шагом в сторону преодоления зависимости российской экономики и государства в целом от доминирующей на сегодняшний день американской навигационной системы NAVSTAR GPS. ГЛОНАСС является сферой прямых государственных интересов и тесно связан с космической отраслью и оборонно-промышленным комплексом страны. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО “Российские космические системы”[4].

Российская система спутниковой навигации представляет интерес не только для указанных выше отраслей, но также находит всё большее применение и в частном пользовании для автолюбителей и автотранспортных организаций.

Факторами успеха стал накопленный со времен Советского союза опыт в области приборостроения и космических технологий, а также созданная в тот же период материально-техническая и научная базы.

Экономический эффект от внедрения в широкое пользование заключается в переориентации российского потребительского спроса с западного аналога и переход на отечественную систему. Причем данный переход не должен носить со стороны государства характер сугубо протекционистских мер. Всё должно происходить в ключе реальной конкуренции без использования административного ресурса и насаждения продукции, только потому, что она разработана и произведена на базе отечественных технологий, то есть данный переход должен носить естественный и добровольный характер.

Возможные риски внедрения системы и развития успеха:

- высокая зависимость проекта от бюджетных средств, отсутствие частного капитала, а значит и диверсификации рисков;

- техническое несовершенство устройства приема может стать главным барьером на пути его активного внедрения в частное потребление;

- высокая доля коррупционной составляющей в части распределения бюджетных средств, результатом чего может стать частичное недофинансирование проекта, что непосредственно будет откладываться на качестве производимых работ по дальнейшему внедрению системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: