Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями конкретной профессии. ППФП является одним из важнейших путей формирования профессионально важных способностей и двигательного опыта в условиях практической деятельности в процессе учебной деятельности.
Цель ППФП – достижение психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать ускоренному профессиональному обучению.
2. Совершенствовать возможности достигать высокопроизводительного труда.
3. Способствовать профилактике профессиональных заболеваний и производственного травматизма;
4. Обеспечить профессиональное долголетие.
5. Формировать знания и умения использовать средства фк для восстановления работоспособности и активного отдыха.
Эти общие задачи должны конкретизироваться с учетом анализа факторов профессиональной деятельности:
- требований к человеку, выполняющему трудовую деятельность, особенности ее информационного обеспечения;
- характера основных рабочих действий;
- последствий влияний трудовой деятельности на состояние здоровья;
- внешних условий, воздействующих на человека в процессе труда.
Трудовая деятельность основывается на приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Это обусловлено работой определенных функциональных и познавательных систем организма в режиме повышенной а, порой, неурегулированной нагрузки. Изучая факторы профессиональной деятельности можно определить совокупность профессионально важных качеств, свойств, двигательных умений и модельных характеристик производственных условий, которые являются предметами педагогических воздействий при планировании и проведении ППФП.
Наиболее применяемыми средствами ППФП являются:
1. Специально подобранные общеразвивающие упражнения;
2. Элементы отдельных видов спорта;
3. Целостное использование видов спорта;
4. Специально разработанные узконаправленные упражнения;
5. Естественные силы природы и гигиенические факторы.
Данный подход обеспечивает косвенный перенос развиваемых свойств и требует большого количества учебного времени и специальной организации занятий.
Современный уровень производственных отношений требует от человека не стереотипных действий, а надежной, рациональной, качественно разнообразной и мобильной деятельности. Это обеспечивается применением методики моделирования факторов профессиональной деятельности, что позволяет не только воздействовать на физиологическую составляющую, и на прикладные психические, социально-психологические, личностные и познавательные способности.
Существует подход использования средств, предусмотренных программным материалом, изучаемом в рамках предмета «Физическая культура», с помощь конкретизации задач и подбора методических приемов, позволяющих моделировать факторы производственной деятельности.
Для построения программы ППФП необходимо
1. Изучить или определить содержание профессиограммы, раскрывющей структуру и содержание особенностей данной профессии
2. Составить программу педагогических воздействий.
Профессиограмма выбранной профессии
Профессионально важные качества | Условия производственной деятельности |
Физические качества | |
Сенсорные качества | |
Психодинамические качества | |
Личностные и волевые качества | |
Профессиональны заболевания |
Программа ППФП
Частные задачи | Средства и методические приемы |
Для развития физических качеств | |
Для развития сенсорных качеств | |
Для развития психодинамических качеств | |
Для развития личностных и волевых качеств | |
Для профилактики профессиональных заболеваний |
Пример фрагмента программы ППФП преподавателя
Частные задачи | Средства и методические приемы |
1. Развивать статическую силу мышц ног | А. И.п. полуприсед, руки на пояс. Удержание положения заранее не определенное время Б. И.п. равновесие на одной (правой/левой). Соревнование на время удержания. |
2. Развивать способность точно воспринимать звуковую информацию в условиях повышенного эмоционального фона | Упражнения в движении со сменой заданий по резкому звуковому сигналу (хлопок, свистов, команда) |
3. Развивать зрительную память в условиях большого количества объектов восприятия | Игра «Запомни предмет». В зале расположены различные предметы. Учащимся дается 10 сек. для просмотра, затем они выполняют упражнения с высокой интенсивностью, с вестибулярной нагрузкой, и т.д. После этого нужно назвать все предметы или их порядок или какие либо признаки. |
4. Воспитывать настойчивость и целеустремленность в условиях монотонности и однообразия действий | Прыжки через короткую скакалку 300 раз |
5. Совершенствовать выносливость дыхательных мышц утомлению и адаптационные возможности организма к гипоксии | А.Упражнения с дозированными задержками дыхания Б. Длительный равномерный бег |