Необходимость учета процессов глобальных тенденций общемирового развития.




Тема 2. Концептуальные проблемы трансформации

Современного капитализма.

 

Программная аннотация:

 

1. Стратегия трансформационного процесса.

2. Информационный фактор общественного развития.

3. Интернет как основа развития информационного общества.

 

Понятие трансформационности принадлежит к тем явлениям, через которые мир осознается как органическая целостность. И если глобальность характеризует целостность со стороны ее структуры (набора проблем или «элементной базы»), то трансформационность раскрывает функциональную сторону целостности и определяет движение от менее глубокой сущности к большей.

При определении стратегии трансформационного процесса нужно учитывать следующие моменты.

1. Формирование стратегии трансформационного процесса на основе теории социальных альтернатив (многовариантность развития, нарастание разнообразия, сложности, как в социально-экономической, так и в других сферах общественной жизни).

Следует учитывать, что общественное развитие в принципе является многовариантным. Это отвечает общим принципам эволюции развития, в соответствии с которыми не существует заданной целевой установки, а всегда существует «веер» возможных вариантов. Из многочисленных примеров истории видно, что она могла бы пойти иначе при наличии тех или иных условий, объективных и субъективных обстоятельств.

Более того, нужно учитывать и то обстоятельство, что в целом общественное развитие идет не по пути унификации, упрощения, единообразия, а путем нарастания разнообразия, многоликости как в социально-экономической, так и в других сферах общественной жизни, путем усложнения самих структур.

Прошлое является безвариантным, его уже поздно и невозможно менять, оно уже произошло. Но его можно и нужно переосмысливать, имея в виду, что это только реализация одного из возможных вариантов развития. Следовательно, остальные альтернативные варианты, остались как нереализованные потенции, как нереализованные факторы. Это выдвигает чрезвычайно сложную, уникальную проблему выбора дальнейшего общественного и экономического пути развития.

Формирование стратегии должно происходить в рамках социального времени (способность мыслить масштабами поколений, а не текущими событиями).

Второе соображение по поводу определения перспектив развития заключается в том, что анализ проблем такого класса требует совершенно нового уровня мышления, способности мыслить масштабами поколений, а не текущими событиями. Причем оценки и выводы, получаемые при расширении горизонтов мышления, принципиально отличаются от оценок, которые вы делаете, ограничивая горизонт, скажем, проблемами года.

Это отнюдь не уход от наболевших вопросов, а способность к обобщению и осмыслению факторов, процессов и тенденций, измеряемых абсолютно другими масштабами и временем.

Необходимость учета процессов глобальных тенденций общемирового развития.

Понять проблемы той или иной страны, можно только в рамках глобальных тенденций общемирового развития на рубеже веков и тысячелетий, с учетом как возможного влияния глобальных факторов на процессы, происходящие в стране, так и обратного влияния внутренних факторов на общемировые тенденции.

Третье требование при прогностическом анализе - это необходимость учета процессов глобализации всей социально-экономической жизни.

Глобализация - это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства.

Причины глобализации:

Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию международного инвестирования капиталов, кооперирования производства и маркетинга. В условиях информационного интегрирования мира намного ускоряется передача технологий и заимствование иностранного опыта хозяйствования. Складываются предпосылки для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей природе, например, получение высшего образования вдали от лучших учебных центров мира.

Второй источник глобализации- либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

Третьим источником интернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации, в рамках которого определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Современные транснациональные корпорации (их еще принято называть глобальными корпорациями), в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, организационные технологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие.

Выбор модели социально-экономической стратегии - это всегда сознательный волевой акт, который имеет определенные ограничения. И он не может быть другим. Именно в этом смысле научный выбор принципиально отличается от моделей «самотека», от упования на определенные силы, которые сами по себе могут привести к тому или иному результату.

Вопрос выбора, который следует из теории социальных альтернатив, выбора из возможных вариантов, принципиально отличается от концепции упование на самотек. Причем когда говорится о выборе, то речь идет о траектории движения с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, этапов развития, механизмов, обеспечивающих это развитие.

Когда речь идет о выборе одного из альтернативных вариантов развития, то этот выбор отнюдь не произволен. Есть определенные ограничения, часто достаточно мощные, которые всегда надо реалистично оценивать. Л.Абалкин выделяет следующие группы таких ограничений.

Первая связана с тем, что, рассматривая развитие национальной экономики в рамках мирового сообщества и в условиях глобализации, нужно четко отслеживать глобальные тенденции социально-экономического развития человеческой цивилизации (повышение роли человеческого капитала) - вложения в человеческий ресурс являются наиболее эффективными, если мыслить масштабами поколений.

Важно вписаться в эти преобразования, в действительно качественные сдвиги, происходящие в развитии человеческой цивилизации.

Вторая группа ограничений касается всей совокупности воспроизводимых условий хозяйственного роста и социально-экономического развития. Речь идет о ресурсном потенциале, о потенциале накопленного капитала (производственные мощности страны), о трудовом потенциале и т.д.

Если учитывать состояние износа основных производственных фондов, зданий, сооружений, станков и машин, трубопроводов, то в стране придется в ближайшие 10-15 лет все это заменять. И количество металла, которое нужно для того, чтобы заменить все трубопроводы и газопроводы - это вопрос подсчета, его можно вычислить уже сегодня. А результаты отсрочки на несколько лет этих программ можно просчитать через объемы техногенных катастроф, которые ожидают страну. И мы связаны этими объемами воспроизводства и должны из этого исходить в своих расчетах.

Что касается состояния разведанных запасов, то мы уже запрограммированы объемами потенциальных ресурсов также, примерно, на ближайшие два десятилетия. Поэтому при выборе стратегии и альтернатив все это необходимо учитывать.

И, наконец, третье обстоятельство, которое, естественно, ограничивает и ставит определенные рамки для выбора стратегии долгосрочных программ - это учет исторических традиций страны, особенностей ее населения, его культуры, духовного склада, системы ценностей, которые сложились в обществе, доверие и поддержка населением политики, осуществляемой властями.

Нужно освободиться от иллюзий, что эти факторы можно изменить за два-три года. Не только наш, но и мировой опыт подтверждает, что стереотипы мышления, психологический склад, система духовных ценностей и многое другое складываются многими поколениями, часто веками. Это не изменяется волевым указом в течение короткого периода времени. Поэтому надо видеть все плюсы и минусы нашей человеческой культуры, опираться на свои сильные стороны, добиваться ее совершенствования.

При выборе ориентиров и приоритетов экономической стратегии важно определить отправные целевые установки, понять, что сейчас происходит в экономической, общественной жизни с учетом мировых тенденций. Глобальные изменения заключаются в том, что сегодня, на рубеже веков, главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс, а качество человеческого капитала. Это уже многими признано. Во всяком случае, если выстроить в ряд страны по уровню экономического развития, достижениями и результатами, уровнем жизни и т.д., то они, считает Л.Абалкин, находиться от него в прямой зависимости, почти со 100-процентной корреляцией.

Для его измерения применяются различные показатели (в том числе - в программах ООН), например: уровень образования населения, средняя продолжительность предстоящей жизни, ВВП на душу населения. При этом они сложно комбинируются между собой. По недавно опубликованным данным, которые оценивают уровень развития стран в 80-е гг., Советский Союз находился на 20-25-м месте, уступая не столько из-за низкого объема ВНП на душу населения, сколько из-за показателей продолжительности жизни. А США находились на 10-м месте с высоким ВНП именно за счет отставания по уровню образования от развитых стран Европы (через исключительно низкий уровень образования чернокожих американцев и представителей других этнических и национальных меньшинств). Таким образом, этот комплекс показателей представляет собой очень тонкий инструмент.

В современных условиях приоритеты развития человека, качественных вложений в человеческий потенциал является отправным фактором общественного прогресса, как он видится в XXI в. А все остальное - культура производства, уровень производительности труда и т.д. является как бы вторичным по отношению к первостепенному человеческому фактору. Следует ясно понимать, что вложения в образование, науку, культуру и тому подобное - это не утрата для общественного блага, а вложения в человеческий ресурс. Вложения в эту сферу являются наиболее эффективными, если мыслить масштабами поколений.

Со стратегией развития человека связано обстоятельство более широкого масштаба - позиции населения страны, массы людей к осуществляемым властью мероприятиям. Речь идет о важнейшей проблеме общественной, социальной поддержки народом политики, осуществляемой властями.

Известно, что 70% банковского капитала Японии составляют денежные сбережения, личные сбережения граждан. Передача личных сбережений этой мощной финансовой империи означает существование между ними прочного доверия. Здесь не нужны ни клятвы, ни даже законы, так как правовые нормы можно изменить. Важна обстановка надежности и действенности законов, порядка и доверия к ним.

Следовательно, источником и гарантией доверия и поддержки станет такой стратегический процесс преобразований, общественного развития, который проникает в душу, в интересы большинства людей, делает своими сторонниками большую часть населения страны. Тогда процесс экономического, общественного развития, станет действительно необратимым.

Как показывают исследования профессора Л.Абалкина, изменения в мире сегодня и в первой половине XXI в. идут по пути формирования многополюсного мира. Успех будет только у того, кто впишется в них. По крайней мере, пять таких моделей просматриваются очень четко сегодня:

1) североамериканская группировка, включая США и Канаду,

2) Европейское сообщество с выделением лидирующей роли Германии;

3) Япония с регионом Юго-Восточной Азии;

4) зона Китая, причем широкого понятия - этнического Китая, поскольку он объединяет всех граждан, близких в этническом отношении, в ценностных ориентирах конфуцианства;

5) наконец, государства Восточной Европы, среди которых наиболее весомый потенциал принадлежит России.

Если брать логику глобального мышления, то определяя возможности стать центром притяжения, надо различать уровень и потенциал страны. Это разные вещи. Уровень - это нечто фиксированное на эту минуту, а потенциал - это что-то динамичное, заложенное внутри, способно реализоваться или остаться нереализованным.

Еще одно обстоятельство, связанное с цивилизационными сдвигами. Многие высокоразвитые страны, ориентируясь на создание общества благосостояния, столкнулись с очень острыми проблемами. Кризис общества благосостояния - это реальность наших дней. Речь идет о дефиците духовности, разобщенность людей, отсутствие между ними нормального контакта, возможности самореализации через те или иные сферы общения.

 

 

В XIX и до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, то есть средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физического транспортировки или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидения; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку.

Сейчас в области информационных коммуникаций преобладают следующие трансформации.

1. Переход на цифровые технологии и электронные системы телекоммуникаций.

2. Интеграция телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций (средств обработки информации), звукового и телевизионного вещания, развитие интернета. С этим связан вопрос какой будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи, медного, волоконно-оптического кабеля как каналов передачи информации.

3. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передача газетной и журнальной информации электронными средствами, дистанционное копирование и использование документов.

4. Расширение телевизионного вещания через кабельные и цифровые системы с множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей в интерактивном режиме. Широкое распространение получат телекоммуникации с использованием видеотелефонов и систем интерактивного телевидения.

5. Реорганизация сохранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп и отдельных пользователей; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы.

6. Развитие мультимедийных систем, сети NGN, системы ШПД, ВОЛС, систем спутниковой связи и вещания.

7. Расширение систем образования на базе компьютерного обучения, использования спутниковой связи, видеодисков для домашнего образования.

В настоящее время темпы развития отрасли информационных коммуникаций в мире в 8 раз выше, чем темпы развития добывающих отраслей. Телекоммуникационные технологии становятся одним из основных факторов производства и элементов функционирования общества.

По мере того, как компьютеры все шире применяются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит (и не может не привести) к трансформации существующих политических и экономических институтов.

Успехи по использованию интернет-технологий в качестве инструмента политической коммуникации привели к возникновению идеи создания на базе Интернета и других современных информационных технологий электронного правительства или правительства, снабженного электронным интерфейсом. Отметим, что идея использования телекоммуникационных средств в целях государственного управления имеет долгую историю. Например, еще в 70-е годы XX в. в США в штате Огайо, округ Колумбус, был проведен эксперимент, суть которого состояла в том, что во всех домах была установлена интерактивная телематическая система. «В результате возникло “электронное общегородское собрание”, где граждане могли наблюдать (и при желании активно обсуждать, а также выражать свое мнение через мгновенное кнопочное голосование) заседание плановой комиссии местной администрации»

Электронные средства коммуникации, по мнению большинства ученых, позволяют радикально повысить эффективность государственной машины как в скорости обслуживания запросов граждан, так и в цене осуществляемых транзакций.

Что же касается трансформаций политической системы, то эффективность действий государства сдерживается асимметричностью действий различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов обычно критикуют расширение роли государства через чрезмерное влияние бюрократии, защищая свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, отмечают «чрезвычайно» высокий политический вес крупного капитала.

Современная, привычная для нас, модель демократии в будущем может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых средств электронной коммуникации повышением среднего уровня образования.

При становлении демократических государств ключевую роль сыграла в начале XVI века появление эффективных средств массовой информации - книг, периодических изданий, обеспечили с одной стороны массовое распространение начального образования, а с другой возможность сознательного участия широких слоев населения в политической жизни крупных национальных государств.

Стремительное распространение Интернет - подобное явление.

Интернет как основа развития информационного общества, что проявляется в следующем:

Во-первых, появляется возможность оперативного доступа неограниченного числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к максимальному объему аналитической информации несекретного характера.

Во-вторых, принципиальное новшество на новом этапе информационной революции – дает возможность каждого гражданина с минимальными, практически нулевыми затратами обращаться к неограниченной по своему составу аудитории – ко всем подключенным к Интернет. У избирателей, независимо от доходов принципиально расширяются возможности более организованно, точнее, «самоорганизованно» лоббировать, отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях. Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества с развитием электронных коммуникаций получают необходимую материальную базу. Уже в обозримой перспективе общий доступ к Интернет вследствие высоких положительных внешних эффектов его распространение может быть признан общественным благом, подобно тому, как сейчас бесплатными и общедоступными являются библиотеки. Обеспечение свободного доступа граждан к Интернет становится фактором, позволяющим добиться как повышения уровня «социальной интеграции», так и обеспечения гражданских свобод.

Интернет существенно влияет на деятельность современных фирм. Согласно анализу, который провел Р.Коуз в классическом труде «Природа фирмы», изобретения, которые сокращают расходы на преодоление пространства и позволяют сблизить факторы производства (средства связи, транспорт), создают тенденцию к увеличению масштабов фирмы. Подтверждением этому является стремительное развитие транснациональных корпораций, рост объемов операций, перешагнувших национальные границы, наблюдается при слиянии-поглощении компаний.

Резкое снижение расходов коммуникации позволяет говорить о новом этапе в развитии международных экономических связей. Со стремительным распространением удаленной занятости (работа в Интернете через домашний компьютер в «виртуальном офисе фирмы»), что наблюдается в последнее время, мобильность рабочей силы принципиально возрастает. С одной стороны это будет стимулировать выравнивания заработной платы в различных государствах, с другой - «транснационализации» средних и даже мелких фирм.

Перспективы глобализации рынка квалифицированной рабочей силы, наряду с развитием системы электронного образования создают возможности для перелома в динамике развития наиболее отсталых стран мира. Сверхбыстрое развитие компьютерной и информационной техники, наряду с ее удешевлением, в перспективе создают предпосылки для привлечения развивающихся стран, к общемировому постиндустриальному экономическому пространству.

Таким образом, развитие электронных коммуникаций позволяет говорить не только о перспективах дальнейшей демократизации политической системы национальных государств, но и о создании дееспособных, альтернативных государственным, механизмов решения глобальных проблем.

Интернет порождает новую общественную проблему - виртуальную сферу. Как показал Д. Иванов, существует процесс развеществления: сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с вещью (которая реально существует), а с симуляцией (тем, что изображено): социальные институты, возникшие как следствие материализации, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, что включается в игру. Институциональный строй общества симулируется, а не ликвидируется, так как он, сохраняя атрибутику реальности, является своего рода виртуальной операционной средой, в которой удобно создавать и демонстрировать образы и которое открыто для входа / выхода. Подобным образом операционная система Windows сохраняет атрибутику реальности, симулируя на экране монитора нажатие кнопок калькулятора или размещение карточек каталога в ящике. Сохраняется образ тех вещей, от которых, собственно, и лишает применение технологии.

Компьютерные технологии и, прежде всего, технологии виртуальной реальности, вызванные к жизни императивом рационализации, оказались наиболее эффективным инструментарием симуляции. И теперь императив симуляции ведет к превращению компьютерных технологий в инфраструктуру любого человеческого действия и к превращению логики виртуальной реальности в парадигмальную для этого действия. Действует императив виртуализации, своего рода воля к виртуальности, которая трансформирует все сферы жизнедеятельности, которые сложились в процессе модернизации.

Данные процессы также доминируют и в экономической сфере. В условиях массового производства и массового потребления, покупаются и продаются не товары, а товарные знаки. Социальный статус товарного знака определяет, сколько стоит вещь, а не ее реальные свойства и не затраты труда. Поэтому собственно экономический процесс, то есть производство стоимости, покидает конструкторское бюро и сборочный конвейер и перемещается в рекламное агентство и студию. Производится не вещь (шампунь, костюм, автомобиль), а образ (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности). Поэтому в последние десятилетия доля занятых непосредственно в сфере производства (в так называемых первичном и вторичном секторах экономики) снижается, а доля занятых в маркетинге и рекламном бизнесе растет. Растет и доля расходов на рекламу в бюджете товаропроизводителей. Экономически симуляция вещи в рекламном послании начинает преобладать над собственно вещью.

Экономическая сфера - это все те артефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей решение проблем производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Ключевые элементы решения этих проблем: товар - вещь, объективные свойства которой являются благом; инновация - разработка и внедрение новых товаров; производительный труд в определенное время в определенном месте; платежеспособность - владение универсальным вещественным заменителем товаров - деньгами.

Производство какой-либо вещи после двух веков технологической революции уже не является главной проблемой. Такой проблемой по значимости есть реализация вещи. Для потребителя эта же проблема возникает как проблема выбора из определенного многообразия вещей. В условиях массового производства и массового потребления, товар - это, прежде всего, знак. Социальный статус товарного знака определяет, сколько стоит вещь, а не ее реальные свойства и не затраты труда.

Реклама создает образ товара. Именно эти образы, а не реальные вещи обращаются на постмодернистском рынке. Поэтому собственно экономический процесс, то есть производство стоимости, покидает конструкторское бюро и сборочный конвейер и перемещается в рекламное агентство и студию. Производится не вещь (шампунь, костюм, автомобиль), а образ (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности). Поэтому в последние десятилетия доля занятых непосредственно в сфере производства (в так называемых первичном и вторичном секторах экономики) снижается, а доля занятых в маркетинге и рекламном бизнесе растет. Растет и доля расходов на рекламу в бюджете товаропроизводителей. Экономически симуляция вещи в рекламном послании начинает преобладать над собственно вещью.

Практическое формирование этой новой концепции зафиксировал японский исследователь Кеничи Омае, который характеризовал этот процесс как «главный парадигмальный сдвиг последнего десятилетия». Наблюдая, как в Японии маркированные сельхозпродукты продаются по ценам, в несколько раз превышают цены на продукты такого же рода и качества, но без маркировки, то есть без образа, К.Омае пришел к выводу, что добавленная стоимость создана умелыми и четко направленными усилиями по созданию марки товара.

Новые информационные и коммуникационные технологии делают возможной организацию рабочего места практически везде: дома, у клиента, в гостинице, автомобиле, самолете. Организация труда в форме «рабочего времени» как распорядка относительно присутствия в офисе или расписания выполнения технологических операций теряет экономический смысл, но сохраняет социальное значение. С помощью этой организации симулируется структурная определенность и роль экономической сферы, ее обособленность от «неэкономической», поддерживается практика калькуляции себестоимости на основе трудовой теории. С другой стороны, «неэкономические», социальные и социально-психологические аспекты организации труда и функционирования предприятия - офисный дизайн, поддержка атрибутов образа работника и работающей организации, культивирование public relations приобретают непосредственно экономическое значения. Они становятся важными компонентами симуляции производительности, а следовательно - ходовым товаром.

В перспективе стимуляции производительности достаточно симптоматичным является и появление такой организационной формы, которая получила название «виртуальная корпорация» (ВК). ВК - это временный альянс независимых компаний для решения стратегического, но единичного задания. Альянс, по мнению адептов концепции ВК, должен существовать как коммуникационная сеть на базе компьютерных технологий, с помощью которой компании координируют свои усилия. ВК лишена вертикальной интеграции, центрального офиса, иерархии и других атрибутов «реальной» компании. После решения поставленной задачи сеть может легко изменить конфигурацию или вовсе распасться.

Процесс виртуализации экономики захватил и деньги. Они сейчас не столько вещественный заменитель товаров, сколько «права заимствования». Если деньги - вещественный заменитель товаров, то только их наличие обеспечивает человека необходимым, независимо от того, кто он. Если деньги - права заимствования, то человек должен предъявить не столько металл, бумагу или пластик, сколько образ платежеспособности. Система кредита, которая парадоксальным образом меняет местами процессы производства и потребления (для отдельно взятого индивида), делает важным «происхождение» спроса. «Хорошее происхождение» создает образ, «который имеет право на кредит». Деньги персонифицируются, они теряют свойства равнодушной по отношению к индивиду объективной реальности. Электронная подпись, возможность аннулировать потерянную кредитную карточку превращают платежеспособность в функцию знания индивидуального пароля, а не владения анонимными денежными знаками.

Таким образом, виртуальный продукт, виртуальная инновация, виртуальная работа, виртуальная организация, виртуальные деньги предполагают и вызывают ускорение экономических трансакций, распространение комбинационной логики. Это приводит к тому, что компьютерные технологии становятся главным средством и средой экономической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: