Про эстраду или время объединяться.




Эстрада – это вид искусства, чрезвычайно разнообразного, многопланового и многожанрового.
В конце XVIII в. дивертисменты давались в дополнение к спектаклям и состояли из отдельных вокальных и хореографических номеров, исполняемые ведущими актерами труппы.
С середины двадцатых годов XIX в. стали исполняться куплеты и комические сценки, читаться стихотворения современных поэтов, басни, короткие рассказы.
Мастера профессионального театра вступили в сотрудничество с народными, в целях разработки родного фольклора.
Успешно формировались различные жанры, специфические для русской эстрады, определившие ее стиль и характер. Это выявило самобытную линию развития русской демократической эстрады, органически связанную с художественным творчеством народа.
В драматических театрах Москвы и Петербурга дивертисменты стали даваться с середины 20-х годов XIX в. и имели цель обогатить программу. В театрах они давались в антрактах из двух-трех номеров.
Выступление ведущих мастеров драматической сцены в дивертисментах и антрактах содействовали развитию куплетной песни и короткого рассказа, декларации и художественного чтения – жанров, получивших дальнейшее развитие на эстраде и занявших ведущее положение в ее репертуаре.
В советское время эстрада получила огромное развитие, т.к. уже призывалась на службу, политическому, культурному, и художественному воспитанию народа. Значение живого слова на эстраде значительно вырастало, на первое место выдвигались речевые жанры, особенно публицисты и сатирики.
Эстрада перешла в руки государству и включилась в общегосударственную систему народного просвещения. До этого эстрада была предметом деятельности предприимчивых антрепренеров.
В любом виде искусства есть подъемы и спады, эстрада не исключение. Сегодня она чувствует себя, к сожалению, не очень хорошо. Причин тому, много и все они разные. От организационных, экономических и сугубо производственных до эстетических и социальных, связанных с общекультурными процессами. И зачастую они так тесно связаны, что отделить одну от другой едва ли возможно.
Эстрада утрачивала гибкость, способность слышать время, жить в его ритме – и оттого ничего не смогла противопоставить жизненному напору молодежно-стендапного движения, бесцеремонно её потеснившего.
Сегодня у артиста одно единственное намерение –во что бы то и стало развеселить публику. Намерение, разумеется, не содержащего в себе никакого криминала, но не в качестве исходной и одновременно конечной цели и не в том случае, когда все средства хороши.
В последние годы об эстраде пишут мало. Серьезная критика обходит ее вниманием. Термин «эстрадность» давно уже стал синонимом зрелища пошлого, пустого, крикливо-бездумного. Не станем спорить. В этих словах хоть и горькая, но истина.
Силы инерции, мощно действующие в недрах эстрадного механизма, затягивают в свой круговорот даже самых одаренных, перемалывают их, низводя до среднего уровня. Сопротивляться этому способны лишь очень немногие.
Так кто же первым замкнул этот порочный круг, кто повинен в его существовании: публика ли с её стремлением к зрелищу, которое не требует ни интеллектуальных, ни душевных усилий, эстрада ли, отвечающая на запросы такой публики?
Конечно, виновна эстрада. Искусство несет моральную ответственность за то, что делает и чем является. И все же справедливости ради следует напомнить еще одну не менее известную истину: о том, что художественные процессы объективны. Искусство, а эстрадное в особенности, обладает способностью непосредственно отражать психологический климат общества.
Не раз за последние годы наша эстрада оказывалась перед дилеммой: либо раствориться в молодежной массовой культуре и окончательно потерять себя, либо сохраниться, но остаться архаичной. Третьего выхода перед собой она не видела. Обновиться за счет собственных внутренних ресурсов для нее оказалось невозможным – ресурсы иссякли. Она предпочла законсервироваться. Впрочем, слово «предпочла» в данном случае не совсем точное. Её выбор не был сознательным. В ней говорил лишь инстинкт самосохранения. Но архаичная эстрада – нонсенс!
Нет нужды доказывать, что свойства искусства и само его существование небезразлично к той пространственной среде, в которой оно обитает. И конферансье, и рассказчик, и исполнитель куплетов, фельетонов, скетчей, миниатюр, да и авторы – все те, кто находится сейчас под угрозой исчезновения, родились когда-то, на заре эстрады, в обстановке клубных залов, театральных и домашних гостиных, в кабаре, и театрах миниатюр. И в интимной атмосфере – и для этой атмосферы – сложилась вся система их средств. Сегодня основательно разрушена экология традиционной эстрады.
Чтобы эстраде возродиться, ей нужно многое. Но, может быть, прежде всего следует возвратиться туда, где родился её язык, - в камерное пространство.
Старый спутник эстрады – театр – уже давно ощутил тяготение к камерным пространствам, которое обнаруживается в движении студий, театров-лабораторий и малых сцен.
«Объединяй и властвуй». Сегодня деятелям эстрады нужно объединиться для существование её в дальнейшем. Например, для создания эстрадной студии, в которую нужно набрать молодых заинтересованных ребят, уже с театральным образованием (артистов, режиссеров, авторов). В РАТИ постоянно проходит конкурс чтецов, молодые артисты читаю просто замечательно. Ежегодно московские лучшие театральные вузы выпускают минимум 300 человек, 30 из которых хорошо владеют художественным словом и могли бы выступать на эстраде. Пластика и вокал тоже на хорошем уровне. Их нужно привлекать, задействовать и направлять уже по жанрам. НЕОБХОДИМЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТИКА.
Эти ребята могут стать мостиком между поколениями, сохранить жанры и модернизировать их.
Эстраду называют искусством малых форм, но не малых идей. Я уверена она абсолютно отвечает формату современного времени и жизнеспособна, а значит должна существовать. Артисты эстрады проникают туда, куда нельзя привезти даже кино. Нужно больше использовать возможности интернета, для работы со зрителем. Молодое поколение не смотрит телевизор. Можно и нужно снимать, придумывать новые направления в интернет пространстве. Благодаря доступности эстрады, она приобретает огромное воспитательное значение, но уровень артистов должен этому соответствовать.
В основе любого номера на эстраде стоит артист. Он может стать родоначальником жанра или усовершенствовать существующий. Артисты эстрады – в значительной мере соавторы и сорежиссеры своего номера. Основа артиста его индивидуальность. На сцену должен выходить мастер в своём жанре. Мастер – это человек делающий что-то на высочайшем уровне так, что никто не может это повторить. Образ исполнителя должен быть максимально приближен к нашей действительности.
«На сцене не нужны безыдейные, и бездейственные слова.» К. Станиславский.
Мне снится волшебный сон, что в кругу людей эстрады слышны толки о том, что где-то собираются открыть интимный театрик эстрадных миниатюр, а кто-то одержим идеей создания собственной студии-лаборатории и уже рыщет по заброшенным подвалам московских домов.
А если это вещий сон? И когда он станет явью, кто знает, может быть, эстрада начнет свой новый подъём.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: