Гос. защита судей и народных заседателей; надлежащее материальное и социальное обеспечение.

Гос. защита судей и народных заседателей; надлежащее материальное и социальное обеспечение.




Вопросы материального и социального обеспечения судей, их правовой защиты регулируются Кодексом о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 128-132), Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст.ст. 46, 48, 50) и др. нормативными правовыми актами.

Выплачиваемое судье денежное обеспечение должно гарантировать условия независимого исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного обеспечения, судьи:

- обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой;

- пользуются правом на внеочередную установку квартирных телефонов;

- имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение;

- вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие, а также боеприпасы к нему;

- жизнь и здоровье судей подлежит государственному обязательному личному страхованию;

- судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

Законом от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» установлены дополнительные меры государственной защиты судей и близких им лиц. К ним относятся меры безопасности, меры правовой защиты, меры социальной защиты.

 

47. Требования к кандидатам на должность судьи. Квалификационный экзамен. Зачисление кандидатом в судьи. Специальная подготовка.

Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований.

Общие требования установлены ст.ст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь » (отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей и др.).

Специальные требования содержатся в законодательстве о судоустройстве (Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей – ст.ст. 91, 94, 95).

Судьёй Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:

- должно иметь гражданство Республики Беларусь;

- должно владеть белорусским и русским языками; должно иметь высшее юридическое образование;

- должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;

- как правило, иметь учёную степень;

- обладать высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Кандидатом на должность судьи общего суда может быть гражданин Республики Беларусь:

- достигший 25-летнего возраста;

- владеющий белорусским и русским языками;

- имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;

- имеющий стаж работы по специальности не менее трёх лет;

- не совершивший порочащих его поступков;

- сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кроме того, кандидат на должность судьи областного (Минского городского) суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трёх лет; судьи Верховного Суда (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности) – стаж работы в должности судьи не менее пяти лет. Судьёй судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трёх лет; областного (Минского городского) суда, экономического суда области (города Минска) – стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено

- лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лицо, не способное по сост. здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается мед. заключением;

- лицо, признанное решением суда ограниченно дееспособным или недееспособным.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются при Верховном Суде для лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов.

Председателем экзаменационной комиссии является один из заместителей Председателя Верховного Суда, а заместителями председателя – представители Министерства юстиции.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляется Верховным Судом, Министерством юстиции.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи. Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции. Министерство юстиции направляет кандидата, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи. Специальная подготовка на должность судьи включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещённой стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного Председателем Верховного Суда. Условия и порядок прохождения специальной подготовки, а также её программа определяются Министерством юстиции совместно с Верховным Судом.

Судьи избираются (назначаются) на должность Президентом Республики Беларусь и Парламентом. Впервые назначенные на должность судьи приносят присягу.

 

48. Порядок назначения судей. Присяга судей.

Назначение судей:

Судьи районных (городских), областных (Минского городского) судов, председатели районных (городских), областных (Минского городского) судов, заместители председателя областных (Минского городского) судов, назначаются Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда, председатель Верховного суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Первый заместитель Председателя, заместители Председателя Верховного Суда назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда.

Присяга:

Судья вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

Судья приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность. Судьи Верховного и Конституционного Суда приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь. Судьи областных (Минского городского) судов приносят присягу в Верховном Суде в присутствии судей Верховного Суда и председателей соответствующих судов.

Судьи районных (городских), специализированных судов приносят присягу в областных (Минском городском) судах в присутствии председателей и судей областных (Минского городского) суда, начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, председателей соответствующих судов.

На церемонию принесения присяги судьями общих и экономических судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь (его заместитель), председатель Республиканского совета судей (его заместитель), члены квалификационных коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица.

Присяга приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Беларусь.

Началом церемонии является оглашение указа Президента о назначении на должность судьи.

После оглашения указа присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.

Судья общего или экономического суда приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность судьи, торжественно клянусь перед народом Республики Беларусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Беларусь, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

Судья Конституционного суда приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь».

После этого судьёй подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле.

После приведения к присяге судье вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь. Судья в период осуществления полномочий приводится к присяге один раз.

 

49. Права и обязанности судей.

Судья имеет право:

- требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

- запрашивать информацию у госорганов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, судьи пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых госорганов.

Обязанности:

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

 

50. Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

Решение Первого съезда судей Республики Беларусь «О принятии Кодекса чести судьи Республики Беларусь», 5 декабря 1997 г.: «Осознавая, что право вершить правосудие может принадлежать только судьям, не вызывающим сомнений в своём профессионализме, справедливости и неподкупности, желая закрепить правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, первый съезд судей Республики Беларусь решил: Принять Кодекс чести судьи Республики Беларусь (прилагается)».

В Кодексе чести судьизакреплены правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи. Они распространяются и на судей в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. В ст.2 Кодекса подчёркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Никакие интересы и обстоятельства не могут быть приоритетными по отношению к Конституции и другим актам законодательства.

В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчёркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, от опасений критической оценки его деятельности.

Недопустимо использование своего служебного положения в личных целях, вопреки Конституции и закону. Важно быть осмотрительным в выборе друзей, знакомых, а также избегать компрометирующих связей.

В общении с людьми, при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, быть корректным, терпеливым, принципиальным, уметь выслушать собеседника. Судья обязан воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в силу судебных решений. Недопустимо публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности.

Судья обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, оказывать помощь молодым судьям в овладении профессией, хранить традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей.

Судья должен проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении участников процесса, реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда. Судья обязан хранить профессиональную тайну. Исключение составляет информация, полученная в открытом судебном заседании.

За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо преступления судья несёт ответственность в соответствии с законом.

 

51. Государственная защита судей и народных заседателей.

Вопросы материального и социального обеспечения судей, их правовой защиты регулируются Кодексом о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 128-132), Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст.ст. 46, 48, 50) и др. нормативными правовыми актами.

Выплачиваемое судье денежное обеспечение должно гарантировать условия независимого исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного обеспечения, судьи:

- обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой;

- пользуются правом на внеочередную установку квартирных телефонов;

- имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение;

- вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие, а также боеприпасы к нему;

- жизнь и здоровье судей подлежит государственному обязательному личному страхованию;

- судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

Законом от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» установлены дополнительные меры государственной защиты судей и близких им лиц. К ним относятся меры безопасности, меры правовой защиты, меры социальной защиты.

 

52. Аттестация судей. Квалификационные классы.

Под аттестацией судьи понимается объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, а также деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым законодательством.

Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей. Вопросы, связанные с проведением аттестации судей общих, хозяйственных судов и присвоением им квалификационных классов регулируются Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 102-110). Различают очередную и внеочередную аттестацию.

Аттестация судей проводится в целях:

- улучшения качественного состава судей;

- установления соответствия судьи занимаемой должности;

- стимулирования профессионального роста судей;

- повышения ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.

По результатам аттестации судей, квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:

- о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса;

- о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса;

- об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;

- о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе;

- об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;

- о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.

По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

Для судей установлены высший, первый, второй, третий, четвёртый и пятый квалификационные классы.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и экономических судов (кроме председателей, зам. председателей и судей Верховного Суда) производятся Президентом по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции.

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда, председателям Верховного Суда производится Президентом при назначении (избрании) их на должность.

Присвоение квалиф. классов, понижение в квалиф. классе и лишение квалиф. класса заместителей председателей и судей Верховного Суда производятся Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Квалификационные классы присваиваются:

- высший – Председателю, зам. Председателя и судьям Конституционного Суда, председателю Верховного Суда

- высший, первый и второй – заместителям председателя и судьям Верховного Суда;

- первый, второй, третий и четвёртый – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), районных (городских), экономических судов областей (города Минска), а также судьям областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска);

- второй, третий, четвёртый и пятый – судьям районных (городских) судов.

53. Дисциплинарная ответственность судей.

Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (гл. 11 «Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов»). Судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности:

- за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

- за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

- за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

По общему правилу, отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьёй было преднамеренно вынесено незаконное судебное постановление.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Дисциплинарное производство возбуждается Президентом, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции. Могут быть применены такие виды взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и экономических судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями судов в соответствии с Законодательством Республики Беларусь о труде.

По результатам рассмотрения дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований для:

- наложения дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии). В этом случае материалы по результатам дисциплинарного производства направляются коллегиями с их заключениями для принятия окончательного решения председателям судов;

- понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

- освобождения судьи от должности. При принятии подобного решения квалификационная коллегия направляет его вместе с материалами дисциплинарного производства лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту;

- прекращения дисциплинарного производства.

По поступившим из квалификационных коллегий материалам о дисциплинарных производствах, председатели судов принимают окончательное решение:

- о наложении дисциплинарного взыскания;

- о прекращении дисциплинарного производства.

Решение о понижении судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом. В течение года со дня наложения взыскания судья является привлечённым к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

 

54. Приостановление и возобновление полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются Президентом Республики Беларусь в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

 

55. Прекращение полномочий судьи.

Полномочия судьи могут быть прекращены в случае:

- отставки;

- подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

- достижения предельного возраста пребывания в должности;

- истечения срока его полномочий;

- отказа от принесения присяги;

- прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

- назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

- занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

- грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

- вступления в законную силу обвинительного приговора;

- вступления в законную силу решения суда о признании ограниченно дееспособным или недееспособным;

- признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтверждённой медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

- смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда осуществляется Президентом, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, с уведомлением Совета Республики Национального собрания.

Прекращение полномочий судей общих и экономических судов (кроме председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истёк.

Не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, или достижением им предельного возраста нахождения в должности, до окончания рассмотрения дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд в течение одного месяца со дня вступления в силу соответствующего решения Президента.

В случае отмены обвинительного приговора или устранения других оснований для прекращения полномочий, судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

 

56. Народные заседатели.

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами. Ими могут быть граждане РБ, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

- лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда;

- лица, состоящие на учёте в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

 

57. Органы судейского сообщества, их понятие, значение, задачи и система.

Судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, а также судьи, находящиеся в отставке. Судья является членом судейского сообщества до прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным Кодексом о судоустройстве и статусе судей.

Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует иного подтверждения.

Органы судейского сообщества:

w Съезд судей Республики Беларусь;

w Республиканский совет судей;

w конференции судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска);

w Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь;

w квалификационные коллегии судей областных (Минского гор.) и экономических судов областей (г. Минска).

Задачи органов судейского сообщества:

w поддержание авторитета судебной власти;

w обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи;

w защита прав и законных интересов судей;

w содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей;

w совершенствование судебной системы и судопроизводства.

Принципы организации и деятельности:

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей.

Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчётности перед органами, их избравшими.

Срок полномочий:

Республиканский совет судей, Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) избираются на четыре года.

 

58. Съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий его интересы.

Съезд судей осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, а также судей в отставке.

Компетенция

w рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;

w обсуждает вопросы судебной практики, вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов;

w проводит обсуждение проектов законов и иных НПА, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности;

w избирает Республиканский совет судей и его председателя;

w рассматривает иные вопросы деятельности судебной системы.

Рабочие органы

Работа съезда судей осуществляется через образованные им рабочие органы – президиум, секретариат, редакционную, счётную и иные комиссии. В состав рабочих органов помимо судей могут включаться представители государственных органов, общественных объединений, а также приглашённые учёные-юристы.

Решения съезда судей

Съезд судей осуществляет свои полномочия при условии, что в его работе принимает участие не менее двух третей всех судей Республики Беларусь. Решения съезда судей Республики Беларусь принимаются открытым голосованием. По отдельным вопросам может быть проведено тайное голосование. Решение съезда судей Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на съезде судей.

Решения съезда судей Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.

 

59. Республиканский совет судей.

Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия, а также иные полномочия в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Полномочия Республиканского совета сохраняются до проведения очередного съезда судей.

Заседания Республиканского совета судей созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В структурном плане Республиканский совет судей состоит из секций Конституционного Суда, общих и экономических судов, а также различных комиссий, которые являются рабочими органами Республиканского совета по основным направлениям его деятельности. Работа Республиканского совета проводится в секциях и на пленарных заседаниях.

Республиканский совет судей:

w созывает съезд судей Республики Беларусь;

w рассматривает актуальные проблемы организационного, кадрового, материально-технического обеспечения судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;

w обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

w проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся устройства судебной системы, судопроизводства, деятельности судов и статуса судей;

w рассматривает проекты нормативных правовых актов по вопросам деятельности судебной системы;

w изучает и распространяет положительный опыт работы органов судейского сообщества Республики Беларусь, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

w обращается к гос. органам, иным организациям и должностным лицам по вопросам, отн. к его компетенции;

w представляет интересы судей в гос. органах, общественных объединениях и международных организациях;

w вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту чести, достоинства и репутации судей;

w осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

 

60. Конференции судей.

Конференции судей являются органами судейского сообщества Республики Беларусь.

В конференции судей областного суда принимают участие судьи (судьи в отставке) судов общей юрисдикции соответствующей области (г. Минска).

 

Конференция судей:

w обсуждает вопросы судебной практики и вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов;

w рассматривает актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;

w заслушивает председателя соответствующей квалификационной коллегии судей о проделанной работе.

Конференции судей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Решение о созыве конференции судей соответствующих судов принимает квалификационная коллегия судей этих судов, которая определяет время и место проведения конференции, формирует повестку дня, проводит подготовительную работу для проведения конференции.

Конференции судей правомочны при участии в их работе не менее двух третей судей, наделённых правом участия в соответствующей конференции. Решение конференции судей по любому вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего количества присутствующих. Решения конференции судей, принятые в пределах её компетенции, являются обязательными для исполнения судьями, входящими в состав участников данной конференции. Контроль за исполнением решений конференции судей осуществляется соответствующими квалификационными коллегиями судей.

 

61. Квалификационные коллегии судей.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!