Схема описательного рассказа




Предисловие

«Тематический словарь в картинках» подготовлен в виде разрезных книжек с дидактическими карточками, каждая из которых содержит одну или несколько тематических групп слов (например: Цветы, деревья. Домашние и дикие животные средней полосы. И т.д.).

Картинный материал предназначен воспитателям обычного детского сада, воспитателям логопедических групп, логопедам, другим специалистам детских дошкольных образовательных учреждений (педагогам иностранного языка, изобразительной деятельности и т.д.), а также родителям детей дошкольного возраста.

Карточки представляют собой изображения отдельных предметов или иллюстрации к обобщающим понятиям. На обороте каждой карточки даются короткие стихотворные тексты, которые добавят увлекательности занятиям с детьми (автор стихотворных текстов тоже С.А.Васильева).

Речевые задания, игры ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и способствуют обогащению и активизации словаря детей, формированию грамматического строя речи ребёнка и т.д. Детям младшего дошкольного возраста можно просто демонстрировать карточки, иллюстрирующие доступную данному возрасту лексику.

Материал пособия может быть использован в рамках работы по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим миром (данные задания способствуют решению задач, предлагаемых программой работы с детьми с общим недоразвитием речи, авторы -Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина[1]).

По всем лексическим темам в пособии предлагаются схемы для составления описательного рассказа. Ячейки схем иллюстрируют ответ или варианты ответов на какой-либо вопрос плана рассказа (см. середину

книжки — схему и пояснения к ней).

Весь картинный материал разбит на 3 блока: «Мир растений и грибов», «Мир животных», «Мир человека» Каждый блок делится на несколько тем.

Вы держите в руках книжку «Мир растений и грибов: Грибы. Ягоды». В нее вошли карточки с изображением отдельных грибов {подберезовик, лисичка, мухомор и т.д.), ягод (крыжовник, земляника, слива, вишня [2] и т.д.)- Обобщающие понятия (грибы, ягоды) и среда произрастания (сад, лес) иллюстрируются более крупными карточками.

Для обогащения словаря и развития речи ребёнка предлагаются задания, в которых на доступном старшему дошкольнику уровне даются знания об этапах развития ягоды или гриба. Дети узнают, например, такое понятие, как «грибница». Рассматриваются также внешний вид, цвет, форма ягод и грибов, их вкус, блюда, которые можно из них приготовить, польза от их употребления в пищу для людей, животных и птиц; дети запоминают названия грибов, ягод, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Кроме того, на словарном материале данных лексических тем формируются навыки согласования существительных и прилагательных (красная смородина, зелёный крыжовник), образования относительных прилагательных (сок из черники — черничный), употребления существительных с числительными {один опёнок — пять опят); изменения существительных по падежам (малина, малины, малину)ит.д.


Схема описательного рассказа

На занятиях по развитию речи вам пригодятся специально разработанные схемы для составления описательных рассказов[3]. Эти схемы в рисованном еиде представляют ребенку речевой план рассказа о каком-либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки-подсказки. Первая ячейка схемы — знак вопроса: ребёнок называет предмет, во второй ячейке обозначены обобщающие понятия, далее рассматриваются части предмета, его внешние характеристики, место произрастания или обитания, способы использования и т.д. Такие схемы составляются отдельно для каждой лексической темы и в её рамках являются универсальными для любого предмета.

При работе со схемами мы рекомендуем вовлекать ребёнка в игровую деятельность.

На групповых занятиях у детей всегда вызывает интерес игра «Писатель», когда ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ», «сказку», о ягоде или грибе в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или муляжа.

Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям муляжи или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили ягоды в волшебном саду, грибы в лесу о том, кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные и все они главные, среди них нет более или менее важных.

Другой вариант работы с опорными схемами игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Еще одна версия этой игры называется «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

Аналогично можно играть и на индивидуальных занятиях. Взрослый предлагает ребёнку побыть писателем или покупателем, а сам будет продавцом или благодарным слушателем. Ребёнок также с удовольствием загадает вам свою загадку.

Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы[4].

Тема «Грибы», «Ягоды»

План рассказа:

1. Что это?

2. Это ягода или гриб?

3. Где растёт?

4. Какого цвета?

5. Какой формы?

6.Съедобный или несъедобный? 7. Что можно из него приготовить7


Словарная работа

1 Знакомство с грибами и ягодами с помо­щью стихотворного материала. Можно провести конкурс стихов, попросив роди­телей заранее выучить с детьми по одному стихотворению о ягодах и грибах. Высту­пившие дети получат картинку с изображе­нием предмета, о котором они рассказали.

2 Для усвоения обобщающих понятий можно использовать и игру «Четвёртый лишний». {Угадай, какой предмет лиш­ний, и объясни свой выбор: малина, клубника, подберёзовик, черника. Лиш­ний — подберёзовик, так как он гриб, а малина, клубника, черника — ягоды.)

3 В основном все изучаемые с детьми гри­бы растут в лесу, а вот ягоды делятся на са­довые и лесные. Для игры «Где растёт ягода?» на столе раскладываются картин­ки с изображением ягод. Один ребёнок выходит и выбирает картинку. Остальные дети хором спрашивают: «Где ты был?» Образец ответа: «В саду был, смородину со­бирая; в лесу был, чернику собирал».

4 Игра «Съедобное—несъедобное» может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедоб­ного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Аналогично можно использовать жес­ты: руки скрещены перед грудью - знак за­прета; рука, подносимая ко рту, обозначает, что ягоду или гриб можно есть; сигнальные карточки — изображения ложки и креста. Выборочно можно просить детей озвучи­вать свои действия: Мухомор — ядовитый гриб, несъедобный; малина — съедобная ягода.

5 «Коробочки». Ягоды бывают круглой, треугольной и овальной формы. Педагог может предложить детям разложить кар­тинки с изображением ягод в три коро­бочки, на стенках которых нарисованы круг, треугольник и овал. Образец речи детей: «Это крыжовник. Крыжовник оваль­ной формы. Это клубникаклубника треу­гольной формы» И Т.Д. При изучении грибов необходимо обра­тить внимание на то, что шляпка у грибов круглой формы, а ножка овальной (цилиндрической) формы.

6 Игру «Коробочки» можно проводить и при обсуждении с детьми цвета ягод. На коробочках вместо изображений различ­ных геометрических форм крепятся квад­ратики разного цвета. Образец речи детей: «Это клубника. Клубника красного цвета». Можно показывать детям карточки разных цветов, задавая вопросы: «Назови ягоду, которая бывает такого цвета»; «Назови гриб, шляпка которого бывает такого цве­та». Образец речи детей: «Смородина черного цвета»; «Шляпка у сыроежки бывает жёлтого цвета».

7 Игра «Повар». Педагог надевает повар­ской колпачок на голову ребёнка, которо­му предлагается выбрать муляж ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить. Образец речи детей: «Это опята. Их можно мариновать, солить, жа­рить» и т.д. Побеждает тот повар, который назовёт больше разных блюд.

 


[1] См.: Филичева Т.В., Чиркина Г.В. Подготовка к шко­ле детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1991.

[2] 'С точки зрения науки биологии вишня и слива представляют собой сочный односеменной плод, а ягода - сочный многосеменной плод. На наш взгляд, для детей дошкольного возраста такое обьяснение сложно, поэтому мы рискнули включить сливу и вишню в тему «Ягоды».

[3] Схемы подготовлены нами по материалам методик Т.А.Ткаченко (см.: «Использование схем в составлении описательных рассказов»//»Дошкольное воспитание», № 10, 1990); Л.Н.Ефименковой (Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981).

[4] См. подробнее: Васильева С.А. Рабочая тетрадь по раз­витию речи дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2000; Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: