Практическое занятие 1
Современный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО). Цели и задачи обучения
математике. Принципы построения содержания
начального курса математики (НКМ)
Цели:
1) Ознакомиться со структурой и содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения.
2) Ознакомиться с логикой конструирования основной и дополнительной программы по математике в начальной школе.
3) Провести анализ содержания основных ее разделов (в соответствии с требованиями ФГОС НОО).
4) Изучить алгоритм создания примерной рабочей программы учителя математики начальных классов и рассмотреть образец ее оформления на примере конкретной программы (см. приложения 1-3).
Основные вопросы
1. Структура и содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения.
2. Структура и содержание образовательных программ по математике в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
2.1. Структура образовательной программы по математике в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС НОО).
2.2. Содержательные характеристики основных разделов программы, перечисленных в пункте 2.1.
2.3. Алгоритм создания образовательной программы по математике в начальной школе.
Теоретические сведения к основному вопросу № 1
С 2011-2012 учебного года во всех школах России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Основу стандарта составил системно-деятельностный подход, который ориентирует начальную школу не только на изучение предметного содержания, но и на достижение метапредметных результатов - умения учиться, познавательных и коммуникативных умений.
В соответствии с примерной программой по математике основными целями изучения данного предмета стали:
• математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, можно выделить три группы целей:
• образовательные (обучающие);
• развивающие;
• воспитательные.
Результаты обучения математике в начальной школе
Личностные:
• готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
• познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные:
• способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
• умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные:
• освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
• умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач,
• умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
К основным разделам начального курса математики (НКМ) относятся:
• «Числа и величины».
• «Арифметические действия».
• «Текстовые задачи».
• «Пространственные отношения. Геометрические фигуры».
• «Геометрические величины».
• «Работа с информацией (данными)».
Дополнительно авторами могут быть выделены и другие разделы (например, алгебраический материал).
Содержание может быть выстроено в соответствии с различными принципами:
- концентрическим (в каждом следующем концентре мы возвращаемся к уже изученному материалу, но переносим полученные знания на новые понятия);
- тематическим (позволяет сориентировать курс на усвоение системы понятий и общих способов действий, каждая следующая тема органически связана с предыдущей, повторение ранее изученного идет на более высоком уровне, в процессе обобщения).
Теоретические сведения к основному вопросу № 2
2.1. Структура образовательной программы по математике в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС НОО):
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального курса математики с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Внимание! Образовательные программы по математике должны показывать, как можно обеспечить достижение планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных, предметных) с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий (УУД).
Содержательные характеристики основных разделов программы, перечисленных в пункте 2.1.
1) Пояснительная записка. В данном разделе конкретизируются общие цели начального математического образования с учётом специфики учебного предмета, курса, подчёркивается новизна данной программы, её отличие от аналогичных программ, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы.
В данном разделе уточняется и расширяется заявленная в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценностные ориентиры должны раскрывать воспитательный потенциал образовательного процесса, связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В пояснительной записке могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.
2) Общая характеристика учебного предмета. Эта часть программы определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач школьного математического образования, устанавливает межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы).
Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).
3) Место учебного предмета в учебном плане. В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В этой части программы могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в начальной школе, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков).
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих результатов обучения (в соответствии с требованиями ФГОС):
а) в направлении личностного развития;
б) в метапредметном направлении;
в) в предметном направлении:
5) Содержание учебного предмета. Данный раздел является основной частью образовательной программы по математике. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом.
При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
· название темы;
· необходимое количество часов для её изучения;
· планируемые результаты (обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме): обучающийся должен иметь представление, знать, уметь, иметь опыт;
· содержание учебного материала (дидактические единицы);
· темы практических и лабораторных работ.
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по учебному предмету. Тематический план составляется на весь срок обучения.
7) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.
Внимание! В соответствие с данными рекомендациями по составлению образовательной программы по математике, в приложении 1 предложен образец примерной программы для 1-4 классов (в соответствии с требованиями ФГОС НОО).