ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Домодедово
Кафедра экономико-управленческих
и правовых дисциплин
Программа ознакомительной практики для студентов 1 курса
Обучающихся по специальности
Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» без специализации
Домодедово 2008
Программа ознакомительной практики для студентов 1 курса обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» без специализации
Составитель: преп. Авдеева О.Ю.
Программа утверждена на заседании кафедры "Экономико-управленческих и правовых дисциплин".
Протокол № от 2008 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для студентов I курса обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» в качестве руководства при прохождении ознакомительной практики.
Программа определяет цели, задачи, регламентирует сроки, порядок прохождения практики, а также формы контроля и отчетности студента о выполнении программы практики.
I. Цели и задачи практики
Ознакомительная практика является одним из системообразующих компонентов процесса обучения студентов в университете и направлена на получение практических умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности экономистов. Она органически входит в учебный процесс, продолжающийся в условиях деятельности коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций).
Цель практики - закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение профессиональных навыков специалиста, а также опыта в реальных условиях деятельности предприятий (организаций).
Задачи практики:
- приобретение студентами практических навыков решения производственных, организационных, экономических и других задач, соответствующих профилю работы предприятия (организации) - базы практики;
- получение представления о современном предприятии отрасли и о роли экономиста-менеджера в управлении предприятием, о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста-менеджера;
- приобретение навыков пользователя современных средств вычислительной техники для решения различных экономических задач;
- развитие организаторских способностей, ответственности за порученную работу;
- овладение передовым опытом работы и знакомство с инновационными технологиями;
- ознакомление с реальными производственными, технологическими и организационными процессами, протекающими на объекте базы практики;
- овладение практическими навыками коммуникативных технологий и активное участие в коммуникативных процессах, реально происходящих на объекте базы практики.
II. Объекты практики
Ознакомительную практику студенты проходят в организациях (базах практики), профиль деятельности которых соответствует специальности студента. В качестве объектов практики могут быть выбраны предприятия и организации любых размеров (крупные, средние, малые), разных форм собственности (государственные, частные, смешанные) и организационно-правовых форм (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия и др.), различных сфер деятельности (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг, в т.ч. финансовых). Кроме того, в качестве объектов практики могут выступать государственные учреждения и ведомства, учебные заведения.
Ознакомительную практику студенты проходят, работая в различных структурных подразделениях предприятий (организаций), выполняя обязанности дублеров (стажеров) менеджеров различных уровней управления (руководителя организации или ее структурных подразделений, экономиста, бухгалтера, финансиста и др.).
Отношения с организациями - базами практики оформляются договорами, заключенными с филиалом РГГУ, либо основываются на индивидуальных письмах-договорах, представляемых студентами с мест предполагаемой практики (приложение 1).
График работы студента определяется графиком работы предприятия (организации), являющегося объектом практики, согласовывается с руководителем практики от филиала РГГУ и предприятия (организации).
При наличии вакантных мест студентам могут быть предложены оплачиваемые должности при условии соответствия выполняемых ими функций программе практики.
III. Общие положения
Ознакомительная практика студентов I курса направлена на закрепление полученных в процессе учебы теоретических знаний в области экономики, на изучение многогранности и взаимозависимости экономических и производственных процессов, происходящих в реальной действительности, на получение необходимой информации о деятельности предприятий (организаций), на приобретение навыков работы в коллективе.
Ознакомительная практика студентов проходит в соответствии с учебным планом специальностей в течение 2-х недель.
Её содержание определяется знанием следующих дисциплин: Экономическая теория (Макроэкономика), Экономическая теория (Микроэкономика), Информатика.
В обязанности руководителя практики от организации – базы практики входит:
- составление календарного плана прохождения практики в соответствии с учебным планом университета;
- организация практики в соответствии с утвержденной программой и календарным планом;
- создание необходимых условий для освоения студентом всех видов работ и разделов, предусмотренных программой практики;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- проверка и регулярное подписание дневника практики студента (приложение 2);
- предоставление студенту возможности ознакомления с документацией, необходимой для успешного выполнения программы ознакомительной практики и индивидуального задания;
- информирование деканата о случаях нарушения студентами графика прохождения практики и правил внутреннего распорядка организации;
- выдача объективной характеристики о работе студента и оценка качества подготовленного им отчета по завершении практики.
Студент обязан:
- своевременно прибыть на базу практики и соблюдать график прохождения практики;
- выполнять действующие в организации правила внутреннего распорядка и соблюдать требования трудового законодательства;
- нести ответственность за порученную ему работу наравне с другими работниками данной организации (в соответствии с правилами внутреннего распорядка данной организации);
- своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики, и работу, порученную руководителем практики от базы практики;
- выполнять указания и поручения руководителя, направленные на более качественную реализацию программы практики;
- осваивать эффективные приемы и методы работы, существующие в организации;
- регулярно и аккуратно вести дневник прохождения ознакомительной практики;
- своевременно информировать руководителя практики от университета и руководителя практики от организации обо всех полученных замечаниях.
Дневник прохождения практики ведется ежедневно, в него записывается проделанная работа, а также все замечания и предложения по ходу выполнения работы. В конце недели дневник представляется руководителю от базы практики для подписи. Дневник является основным документом, подтверждающим пребывание студента на практике и фиксирующим ход ее проведения.
По мере выполнения программы студент собирает материал и составляет отчет о прохождении ознакомительной практики. В недельный срок после окончания практики студент обязан сдать отчет на кафедру экономико-управленческих и правовых дисциплин для проверки. К отчету необходимо приложить:
- характеристику (приложение 4) студента и проведенной им работы, подписанную руководителем практики от организации, подпись которого удостоверяется печатью;
- дневник проведения работы, подписанный руководителем практики от организации.
После проверки отчета преподавателем - руководителем практики от университета, студент защищает отчет по прохождению ознакомительной практики. Отчет оценивается по пятибалльной системе с учетом характеристики студента, полученной от организации - базы практики, содержания отчета и ответов студента.
IV. Содержание практики
По прибытии на место практики студент должен в первую очередь ознакомиться с особенностями организации - базы практики, а именно:
- с историей создания и развитием организации;
- со сферой деятельности организации;
- с учредительными документами организации;
- с организационной структурой, размерами производства (масштабами деятельности);
- характеристикой деятельности внутренних подразделений;
- с организацией производственной и коммерческой деятельности в основных, обслуживающих и прочих производствах;
- с особенностями выпускаемой продукции (услугами);
- с правами, обязанностями и ответственностью собственников, руководителей и работников организации;
- с нормативными материалами, на основе которых экономические службы и другие подразделения осуществляют свою работу.
Студент обязан изучить внутреннюю среду организации, ее кадровый потенциал; цели и принципы производственной и предпринимательской деятельности данной организации.
В соответствии с учебным планом программа ознакомительной практики включает следующие разделы, каждый из которых содержит ряд требований:
1. Исторические аспекты предпринимательской деятельности предприятия (организации).
Студент должен изучить предпосылки и историю создания организации, обозначить основные этапы развития предприятия (организации).
2. Макро- и микросреда предприятия (организации).
На первом этапе прохождения практики студент должен изучить особенности макро- и микросреды предприятия (организации), природные и географические условия, демографическую составляющую, а также покупателей, посредников, поставщиков и конкурентов. Проанализировать состав и состояние внешней среды.
3. Сбор и обработка первичных данных для анализа объема производства и реализации продукции.
Студент должен:
4.1) Рассмотреть номенклатуру выпускаемой продукции и цены, представив данные в виде таблицы (или в виде прайс-листов).
Наименование выпускаемой продукции (работ, услуг). | Количество позиций в ассортиментной группе | Цена (в руб. за ед. продукции) или тарифы на работы и услуги (в руб.) за опред. срок |
Необходимо также указать общую стоимость произведенной и реализованной продукции в год. На основе этих данных сделать вывод о месте организации в производственной цепочке (поставщики ресурсов, производители, поставщики конечного товара), а также о ее отраслевой принадлежности (в соответствии со структурой народного хозяйства и промышленности РФ).
4.2) Собрать данные об объемах выпуска и реализации продукции за несколько лет.
Объем производства и реализации продукции
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Объем валовой (товарной) продукции в шт. | |||||
Объем валовой (товарной) продукции в тыс. руб. | |||||
Объем реализованной продукции в шт. | |||||
Объем реализованной продукции в тыс. руб. |
Сделать вывод об изменении объема валовой и реализованной продукции в натуральных и стоимостных показателях.
4.3) Собрать первичные данные об источниках материальных ресурсов, потребителях продукции и конкурентах предприятия (организации). С этой целью:
а) провести анализ имеющихся на предприятии сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, указать основные источники их покрытия (внешние – поставщики, в том числе отечественные или зарубежные, внутренние – сокращение отходов, использование вторсырья, внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п.);
б) провести анализ потребителей (в какие регионы России или зарубежья отгружается продукция), сделать вывод об отраслевой принадлежности с точки зрения местонахождения потребителя (отрасли, ориентированные на внутренний рынок или экспортно-ориентированные отрасли);
в) провести анализ конкурентов на российском рынке (или в регионе), выпускающих продукцию аналогичного назначения, сделать предварительный вывод о характере влияния предприятия на рынок (доминирующее предприятие или аутсайдер).
4. Материально-техническая база предприятия.
Студент должен:
- описать и охарактеризовать особенности используемой на предприятии техники и технологии производства продукции;
- оценить состояние объектов основных фондов предприятия (зданий, сооружений, оборудования, машин и т.д.);
- выяснить наличие на предприятии передовых инновационных технологий.
5. Трудовые ресурсы, организация труда и его оплата на предприятии.
В данном разделе необходимо:
· привести данные о режиме работы предприятия и его подразделений, составе административно-управленческого, производственного и обслуживающего персонала, указать функции, выполняемые работниками, численность отдельных категорий персонала. Результаты могут быть представлены в виде таблиц:
Категория персонала | Подразделение предприятия | Профессия, должность | Разряд | Число занятых | Выполняемые функции |
· провести анализ организации рабочих мест, условий труда, техники безопасности и охраны труда. Указать мероприятия, применяемые на данном предприятии, способствующие улучшению условий труда, техники безопасности и охраны труда;
· указать данные по среднемесячной и среднегодовой заработной плате отдельных категорий работников, сравнить их с данными по отрасли и народному хозяйству в целом;
· желательно провести сравнительный анализ темпов роста среднегодовой заработной платы и производительности труда за 3 - 5 лет.
Студент должен ознакомиться с действующей в организации системой управления процессами формирования человеческих ресурсов, подходами к комплектованию штата сотрудников, механизмом расстановки кадров.
6. Использование информационных систем и технологий на предприятии (организации).
Студент должен изучить используемую на предприятии компьютерную технику и программное обеспечение, необходимое для решения задач управления; оценить эффективность установленных на предприятии программ.