ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой
Деятельности»
ТЕМА № 1-2: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫРОССИИ
Кемерово
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Система управления транспортом.
2. Формы взаимодействия и координации различных видов транспорта.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ
Организация системы государственного регулирования и государственной поддержки деятельности предприятий предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определение порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровнях.
Управление транспортной отраслью как единой транспортной системой предполагает:
- развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
- сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
- координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;
- согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов;
- регулирование межвидовой конкуренции;
- формирование на транспорте единого информационного пространства;
- согласование интересов и объединение усилий государства.
На федеральном уровне система государственного регулирования представлена различными министерствами – государственными органами управления – и некоторыми координационными органами и общественными организациями. Государственное руководство транспортным комплексом России осуществляет Министерство транспорта РФ (Минтранс России).
Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:
- Департамент государственной политики в области гражданской авиации;
- Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства;
- Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;
- Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта;
- Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта;
- Департамент международного сотрудничества;
- Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности.
- Департамент программ развития;
- Департамент имущественных отношений и территориального планирования;
- Административный департамент;
- Департамент транспортной безопасности и специальных программ;
- Департамент экономики и финансов.
В состав департаментов Минтранса России включаются отделы.
Регулирование деятельности предприятий в регионах осуществляется местными органами, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами. Например, исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере автомобильного, городского электрического, железнодорожного, авиационного, внутреннего водного транспорта, нефтеобеспечения является Департамент транспорта и связи Кемеровской области, целями и задачами в области транспорта которого являются:
- обеспечение реализации государственной политики в сфере транспорта Кемеровской области;
- обеспечение потребностей населения и экономики Кемеровской области в перевозках и нефтеобеспечения;
- совершенствование организации обслуживания населения Кемеровской области транспортом, нефтеобеспечения;
- определение и осуществление комплексных мер, направленных на стабилизацию и развитие транспорта, нефтеобеспечения Кемеровской области с учетом региональных особенностей;
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере транспорта и нефтеобеспечения Кемеровской области в пределах компетенции департамента;
- участие в разработке и реализации финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере транспорта и нефтеобеспечения Кемеровской области;
- совершенствование подходов к финансовому и материальному обеспечению предприятий пассажирского транспорта, выполняющих государственный заказ Кемеровской области по перевозке пассажиров, за счет оптимизации расходов бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных источников.
Департамент транспорта и связи Кемеровской области осуществляет анализ и прогнозирует состояния обеспечения населения и организаций Кемеровской области услугами транспорта и нефтеобеспечения.