Санкт-петербургская государственная академия театрального искусства
Театроведческий факультет
Кафедра литературы и искусства
Рабочая программа курса
"Русский язык и культура речи "
для студентов специальности 070211 «Театроведение»:
квалификация «Театровед-менеджер», квалификация «театровед»;
070201 «Актерское искусство»; 070204 «Режиссура театра»;
070205 «Технология оформления спектакля»; 070207 «Сценография»
Авторы-составители:
Миненко Е.В., старший преподаватель
А.Д.Семкин, кандидат искусствоведения, доцент
Рецензенты:
Е.В. Булышева, старший преподаватель
И.Ю. Матвеева, кандидат филологических наук, доцент
Одобрена на заседании кафедры литературы и искусства
«22» декабря 2010 г.,
Утверждена Ученым советом театроведческого факультета
«23» декабря 2010 г.
Зарегистрирована Учебно-методическим кабинетом
«___»__________ 2010 г. №________
© Санкт-Петербургская государственная
академия театрального искусства, 2010
© Миненко Е.В., Семкин А,Д, 2010
I. Организационно-методический раздел
Курс «Русский язык и культура речи» предусмотрен Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, утвержденным Министерством образования в 2003 году.
Курс преподается в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами.
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Объем курса: для специальностей продюсер, актер, режиссер, художник-технолог, художник-постановщик, художник по костюму - 34 часа (2 академических часа в неделю, 1 семестр, 17 недель).
Для специальности театровед - 64 часа (2 академических часа в неделю, 2 семестра, 32 недели).
Цель курса
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
2. Задачи курса
Задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков, которые необходимы как для успешной работы по своей специальности, так и для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной. К числу первостепенных задач относятся: ликвидация элементарной безграмотности, усвоение орфографических и пунктуационных правил, которые необходимы для овладения культурой письменной речи, обогащение словарного запаса студентов, активизация их творческих способностей.
Основные формируемые навыки:
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Освоение курса осуществляется во взаимосвязи с другими курсами общегуманитарной направленности и, с одной стороны, является важнейшей профессиональной составляющей подготовки для специальности театровед, с другой стороны, выполняет задачу формирования соответствующего культурного уровня для иных специальностей. Настоящая программа направлена на решение всех поставленных задач в соответствии с “Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста…”, утвержденными Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000.
Поскольку в отличие от таких гуманитарных курсов, как философия или психология и педагогика, курс русского языка и культуры речи подразумевает овладение практическими навыками, освоение программы “Русский язык и культура речи” предполагает семинарские занятия, обеспечивающие обратную связь между преподавателем и студентами, и предпочтительно должно осуществляться в форме таких практических занятий, а не сводиться к поточному лекционному курсу.