Регулирование электронного документооборота.




Все, что связано с и-нетом и т.п. – это вопросы ЭД. Информация на базе протоколов циркулирует в киберпространстве файлами. Правовое регулирование этих процессов у нас отсутствует. Закон об ЭЦП 2002, ФЗ об информации (ред. 2006) – не решают проблем. Есть специальное отраслевое регулирование в разных сферах, например, в рамках организации выборов (ГАС Выборы) (не должна быть подключена к инету, но она подключена). Есть тендерное законодательство – про подачу заявок, предоставление информации о госзакупках (эта информация на практике выкладывается в одном большом архиве, с которым невохможно нормально работать). Налоговые органы пытаются делать что-то в этом направлении. Все это все равно не освобождает от предоставления печатных документов. В ЦБ довольно продвинутое регулирование, но это касается только защиты. Нет возможности уплачивать платежи в бюджет электронным способом (в США уже 4 года такое есть). У нас есть только одна сфера, где, более менее, ЭД развит – арбитражный процесс.

Арбитражное судопроизводство. С 1995 года в закон об информации были изменения, но реально осталась ст 6, которая говорила о придании силы документу посредством ЭЦП. Эта норма в отсутствии других законов (до 2002 вообще не действовала) не работает. Механизмы обмена ЭД нигде не описаны. Сейчас, если использовать ЭЦП (при реализации требований сертификации), то можно заключить сделку посредством ЭД, в остальных случаях формально сделка не будет считаться заключенной, хотя суды признают их. Закон об ЭЦП в тех формулировках, в которых он есть, имеет очень низкую сферу применения – заточен на определенный механизм ЭЦП. Существует множество стандартов ЭЦП, в законе прописан тот стандарт, который был принят в качестве технического стандарта (ГОСТ) еще в СССР. На Западе упортребляется конструкция электронной подписи (нет «цифровой»), под которой понимается любой способ идентификации через электронный обмен (фото сетчатки глаза, просто штампик в графическом файле и т.п). Еще минус закона о ЭЦП в том, что он не адаптирован к гражданскому обороту, так как многочисленные административные барьеры (сертификация ключей) делают эту технологию неработоспособной. Существует сертификационные центры, в них по заявлению выдается 2 ключа (открытый и закрытый). Открытый распространяется свободно, закрытые храняться только у 1 лица. Посредством ключа можно определить только 1 – от того ли лица пришло сообщение; 2 – внесены ли в текст изменения. Но на западе нет требования, чтобы твой контрагент должен был бы приобретать ПО у того же центра, что и Вы. Через Bat можно создавать собственные ключи. Закрытый ключ, конечно, можно украсть и злоупотреблять этим. У нас нет единого экспертного центра (есть попытка при МинПромЭнерго, но после упразднения министерства все развалилось). Предлагали вводить проверки НПА на коррупционность. Удостоверяющие центры, которых крайне мало, фактически не работают, в них никто не обращается. Обычно акцептом считается, когда платежное поручение доходит до банка.

Помим удостоверяющего центра и отмененного лицензирования, есть в законе об ЭЦП требование о сертификации ПО для получения ЭЦП. Сертификацией занималась раньше ФАПСИ, ФСЭК, а сейчас ФСБ. Они за все время сертифицировали всего несколько видов ПО (только российские). Западные компании не обращались в эти органы, так как есть требование о полном открытии программных кодов, что для компаний означает обвал. Т.о. на практике закон не работает, не учитывает интересы оборота. Есть предложения о либерализации ЭД, но они пока не воспринимаются. Печать на Западе вообще не используется. Запад не понимает такого сильного вмешательства государства в гражданский оборот.

Арбитражное судопроизводство. Цель внедрения ИКТ и ЭДО в АП: своевременное рассмотрение дел и повышение эффективности работы суда. Факторы: Технический (вполне решаемая задача, немассовая система (маленькие объемы информации, малое количество участников, по сравнению, например, с банковской деятельностью); Финансовый (тоже решаемая задача); Организационно-правовой (решений здесь может быть много); Культурно-Психологический (это тот фактор, который действительно мешает всему – просто непривычно). Цели развития в этой сфере: Судебной системе необходимо введение ЭДО, как минимум, в части уведомлений. Доступ лиц, участвующих в деле, к судебным актам (в идеале доступ должен быть всех лиц ко всем актам). Оплата государственной пошлины (на Западе есть). Возбуждение дела в арбитраже (в Англии есть). Здесь сложнее, так как надо идентифицировать истца. Направление доказательств в электронной форме (в США работает, так как исходят из идеи о том, что если захотеть, то подделать можно все, а для гибкости оборота это необходимо). У нас же атмосфера взаимного недоверия бизнеса и государства. У нас ради предупреждения любого риска перекрывается кислород всей сфере. Рассмотрение дела онлайн (это мало где используется в мире) Используется же чат-комнаты, в которых и идет судебный процесс.

Отсутствует единое регулирование ЭДО – это мешает арбитражным судам. В США есть система, которая должна поддерживать все суды (сейчас поддерживает только часть) электронными документами. Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF) – интеграция внутреннего и внешнего документооборота с доступом к функциям системы через интернет. Основным принципом является согласие стороны в процессе на получение ЭД. Принцип минимальных требований к аппаратному и ПО, публикация судебных актов в сети Интернет. Доступ по паролю, выдаваемые судом. Обязанность сохранять оригинал документа на бумажном носителе. Нет дополнительных затрат для участников процесса. www.e-filing.com Это ресурс как раз и создан для организации ЭДО с судом. www.litigator.lexisnexis.com/courtlink тоже создали ресурс для взаимодействия с американскими судами. www.uscourts.gov портал судебной системы США. Суды договорились и создали единые стандарты в отношении внедрения ЭДО. На этом ресурсе выкладываются не только документы, но и показания свидетелей в видеоформате. При, этом по общему правилу, снимать на пленку в судах США нельзя, но можно рисовать. Причем документы там хранятся не в формате майкрософт офис, а в pdf, так как он обеспечивает защиту информации.

В Австралии также продвинутый ЭДО в судебной системе. www.fedcourt.gov.au. Если стороны согласны, то предоставляется возможность использования чата. Не везде пришли к единому мнению о том, в какой форме должно быть выражено согласие. На указанном ресурсе принимается согласие в электронном виде.

В Израиле стоит задача сначала перевести все бумажные документы в электронные. Т.е. есть задача создания системы распознавания текстов.

В Корее по смс присылают решение о наложении штрафа или уведомление, причем это считается надлежащей формой уведомления, сообщения судебного решения.

В Великобритании в графстве Northhemptonsheer есть система дистанционного разбирательства, причем вообще отказались от очного разбирательства. Просто через сайт суда разбирается дело, если обе стороны согласны. Причем, если ответчик отказался, то истец получает электронным путем, а ответчик может пользоваться обычными средствами связи. Единственная опасность – липовые судебные решения (кстати, именно посредством судебных решений занижают прибыль, причем, даже не коррумпированного).

В РФ ФАС СЗО первым ввел в действие публикацию решений в электронном виде, а также начали использовать систему электронного уведомления. В АПК РФ 2002 закрепили 16 норм. Возможно уведомление сторон, в случаях, не терпящих отлагательств, возможно вызвать посредством электронной почты и иных видов связи. Электронную почту лица, участвующие в деле, указывают:

Ст 125, 92, 131, 231, 237, 242, 260, 277, 294, 313.

Как и в других странах используется принцип согласия стороны. Но не прописана обязанность лица, указавшего электронную почту, использовать ее.

Копия судебного акта в случаях, не терпящих отлагательств, можно выслать по электронной почте. Это односторонний ЭДО. А есть ли у суда обязанность высылать по электронной почте, если сторона указала адрес. Отсутствие этой обязанности в силу психологической неготовности тормозит использование ЭДО. При использовании в процессе средств ИКТ может возникнуть процессуальное неравенство. Но этот тезис неоднозначен, так как, с одной стороны это как бы так, с другой стороны, предприниматели имеют некую имущественную базу, которая позволяет иметь соответствующие средства связи. При этом реализован госпроект, который обеспечил точкой доступа в интернет каждое почтовое отделение.

Вопрос с надлежащим уведомлением.. С технической точки зрения действительно невозможно абсолютно достоверно доказать, что сообщение было получено. П 3 ст 122. П 2 ст 123 – если документ не был получен, то орган связи должен уведомить суд об этом. При использовании электронной почты никакого органа связи нет. Но технически провайдер может вполне использовать лог-файлы. Для этого, конечно, надо ввести подзаконное регулирование и, возможно, сертификацию соответствующего ПО. Остается пока надеяться на добровольность участников процесса, которые сами заинтересованы в быстром разрешении дела – как частные лица, на которых, например, налагают штраф, так и государственные органы, которым вовсе не интересно затягивать дела.

Организационно-технические средства и решения и принципы.

В отношении уведомления можно требовать подтверждения получения (отдельным сообщением или переходом на определенную ссылку); уведомление самим провайдером; ведение реестра направленных сообщений и ошибок передачи данных, подкрепленное обязанностью лиц знакомиться и подтверждать ознакомление с информацией из реестра. Применительно к смс это проще, так как телефонов больше и реестры операторами связи и так ведутся.

Цели:

1. Повысить эффективность работы АС.

2. Улучшить условия доступа к правосудию на примере Арбитражного суда

3. Определить возможности, пределы и перспективы использования ИКТ и ЭДО в государственных органах.

Сейчас идет тестовый режим ЭДО между судами и государственными органами через электронную почту.

Технически все готово, закон есть, не хватает только политических решений, воли.

Вопросы регулирования спама.

В условиях роста значимости информации при неправильной организации информации появляется информационный шум (когда полезная информация теряется в бесполезной). Аппаратные программные средства позволяют отправлять гигантское количество бесполезной информации. Термин спам возник в США, когда программисты сидели смотрели телевизор, где им надоела реклама сосисок (марки спам) – оттуда и пошло. Сегодня 39 штатов имеют закону против спама. В 2002-2003 в Европе также было введено регулирование ответственности за спам. Все это имеет отношение к ЭДО между конкретными лицами, к рекламе на обычных сайтах это не распространяется. Такое регулирование имеет серьезную экономическую подоплеку (это просто очень сильно загружает каналы связи – 1/5 всей информации в мировой сети – это спам). Спам стал так популярен, так как он востребован. Это из—за того, что стоимость контакта с человеком в материальном мире (рекламный щит) очень велика; на телевидении чуть дешевле (за счет большой аудитории); в интернете стоимость контакта ничтожно дешевый. Даже с учетом фильтров и т.п. вероятность попадания сообщение к человеку велика.

Ст 18 закона о рекламе – реклама, распространяемая по сетям электронной связи и размещаемая на почтовых отправлениях. На Западе различают коммерческий спам – за него есть административная и уголовная ответственность; и спам некоммерческого характера – он квалифицируется иначе (специальной ответственности за это часто нет). В РФ стараются, прежде всего, контролировать коммерческий спам. Ст 18 вводит презумпцию: реклама признается распространенной без согласия адресата, если отправитель не докажет, что согласие было получено. Т.е. презумпция несогласия на получение. Это прогрессивная статья, но доказательств, в случае чего, просто не найти. Ч 2 ст 18 запрещает автоматическую рассылку – правда, не ясно, что это такое (просто рассылка поздравления с Новым Годом по всем контактам адресной книги). На Востоке и кое-где на Западе ест ь довольно серьезная уголовная ответственность за спам. Option-in (согласие нужно предварительно); oprion-out (согласия не требуется, но отправитель должен обеспечить возможность отказа от получения рассылки). У нас главенствует opt-in. В ст 17, 18 – отправитель обязан прекратить распространение информации, если оно получило сообщении о нежелании получать информацию. Реально привлечь юридические лица за спам не удается, так как это распадается на действия отдельных лиц. Помогает то, что уважающие себя компании в интернет бизнесе не любят спам и в режиме саморегулирования препятствуют распространению спама. В штатах есть в законе специальные требования указывать, например, тип информации в определенном формате <adv>, иначе это считается нарушением закона. А делается это для того, чтобы можно было настроить фильтры.

Проблемы применения норм против спама. Терминология; идентификация рекламораспространителя (сложно найти спамера); срок хранения рекламных материалов – 1 год. В добавок, все это распространяется только на рекламу, а не на весь спам.

Закон об информации, информатизации и защите информации.

Ст 10 Это прорыв, но на него не обращают должного внимания. Ч 2 ст 10 информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Получается, что любые сообщения должны быть идентифицированы в силу правовой культуры, написания заведомо неисполнимых законов. Эта норма ст 10 императивна, но никакой ответственности за ее нарушение нет. В ч 3 ст 10 – при распространении нерекламы установлен режим opt-out – т.е. должна быть возможность отписаться от такой рассылки.

Практические решения:

1. Содействие операторов.

2. Вопросы толкования – методические рекомендации ОГВ и заинтересованных лиц.

3. Саморегулирование. Саморегулируемая организация (ассоциация) разработала документ – правила, которые часто включаются в договоры.

4. Нужно вводить поправки в закон о связи: обязанность провайдеров по хранению и предоставлению информации. Сотовые операторы хранят информацию (руководствуются либо техническими возможностями, либо указаниями правоохранительных органов). Законных требований не установлено или регулируется закрытыми НПА.

 

22.11.2008

Медийная среда – сеть интернет.

Пользователь – провайдер1 – информационный ресурс – провайдер2 собственникресурса

Провайдеры – это не обязательно сами провайдеры, это могут быть аюсолютно любые лица, даже не связанные с предоставлением услуг. Это любое лицо, которое предоставило техническую возможность.

Режим премодерации – проверка выкладываемой информации превентивно. Распространена в Китае в силу политических соображений цензуры. В других странах, где свобода слова устанавливается в качестве базового принципа (ст 29 Конституции – распространять, получать информацию – любым законным способом (интересное добавление)) бывает по-разному. Например, в странах англо-саксонской системы цензура легально не закреплена, но судебная практика вводит в некоторых сферах, например в семейных конфликтах.

Должен ли провайдер ограничивать выкладываемую информацию? Большинство законодательств мира предоставляют возможность выбора провайдерам. Например, Гугл купил Ютюб и из-за этого все время судится, так как там выкладывают объекты авторского права, порнографию, личные видео. Конечно, там есть соглашение о том, что они не несут ответственности, но это просто декларация. Судебная практика разнообразна. Ни в Америке, Ни в других странах мира, пока нет взвешенных формулировок правил разрешения споров, поведения участников таких процессов. На любом большом сайт есть система модерации, но у всех разные обычаи, политика. Обычная судебная система со спорами такого характера просто не справляется. Публикация, которая была все лишь 30 минут в интернете, может причинить значительный вред. Функция контроля неизбежно перекладывается на посредника (провайдера). В каком режиме все-таки они это делают или должны делать?

Есть сервис Мамба (свод баз данных сайтов знакомств), Там после выкладывания информация просматривается. Есть даже программа, которая отслеживает, в центре ли фотографии находится лицо или нет.

Самая прогрессивная модель – если провайдер получил информацию о правонарушении, то он должен действовать. Если же он не имеет возможности просматривать содержимое сайта, то отвечает с момента, когда ему заявлено о правонарушении.

Проблемы законодательства РФ:

1. Нет определение интернета и специального регулирования

2. Законодательство устарело и ориентировано, в первую очередь, на классические СМИ.

3. Сложность расследования правонарушения; уровень технической грамотности: проблемы правоприменения

4. Саморегулирование используется минимально (правила модерации, премодерации и т.п., которые вводят владельцы ресурсов)

a. Отсутствие традиций

b. Недоверие государства

c. Инициативы саморегулирования не учитывают реалии регулирования

В обычных СМИ особый характер – всегда можно прервать телетрансляцию, в инете так не сделать. Проблема анонимности. См. выше: с августа 2006 – новая редакция закона об информации: анонимности нет, но ответственности за нарушения этого правила тоже нет. На Западе нет определенного подхода, так как это требует сформулировать переосмысленные демократические ценности. Государство и саморегулируемое интернет сообщество должны сотрудничать, а не мешать друг другу.

Система актуальных проблем регулирования медиа-среды в Интернете.

1. Сайт – это СМИ или нет в соответствии с легальным определением? Традиционный специальный режим регулирования или иной (не описанный в законе «О СМИ») (клевета, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны Если СМИ есть ответственность, если нет - нет).

2. Кто несет ответственность за действия пользователя? См выше

3. Анонимность / защита неприкосновенности частной жизни

4. Обеспечение доказательств

5. Что «делать» с иностранными Интернет-ресурсами? Проблема юрисдикции Интернета.

 

Закон о СМИ

Ст 2 массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Средство массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

На Западе нет такой конструкции как СМИ. У нас – это надстройка над ЮЛ, которая и определяет правовой режим деятельности.

Закон о СМИ, благодаря удачной юридической технике, можно применять в современных условиях и к интернету.

Ст 24 закона о СМИ.

Этот закон применяется в отношении…иных средств массовой информации. Применяется в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.

В большинстве других стран надстройки СМИ нет, есть просто бизнес с его владельцами и их ответственностью. Можно встретить требование о лицензировании и т.п., но требование регистрации можно встретить только в странах СНГ. Таким образом, в соответствии с принятой государственной неофициальной позицией сайт – это незарегистрированное СМИ. Противоречие в том, что регистрация должна быть, но в реалиях в интернете это требование почти никто не выполняет. Хотя есть доводы, основанные на толковании закона, против того, что сайт является СМИ. Тем не менее, ст 13.21 КоАП – изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ влечет наложение штрафа и конфискацией предмета административного правонарушения. Т.е. формально, почти все сайты подлежат привлечению к адм. Ответственности.

Если раньше просто закрывали глаза или толковали сайт как иной источник информации, а не СМИ. Года 3 назад в регионах стали активно привлекать к ответственности (Пермь - лидер). Самое жесткое для физического лица не штраф в 1000 рублей, а конфискация ПК.

За последний год популярность темы распространения информации и вообще действия лиц в инете вообще возросла. Популярные идеи регулирования. Все сайты можно признать СМИ, а дальше либо требовать регистрации, либо не требовать. Если требовать регистрации, то будем как в Китае, если отказаться от регистрации – то государство частично потеряет влияние на сайты

Октябрь 2008 внесение изменение в закон о СМИ (предложение): предлагают ввести понятие «сетевое периодическое издание». Предлагается, что не будут являться СМИ – интернет-магазины, чаты, социальные сети, сайты знакомств и персональные сайты. Все остальное СМИ.

ФЗ об информации.. ст 17: в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

Либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений

Либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Это уточнение о том, «если лицо не могло знать», неудачно. Пока оно толкуется судами следующим образом: В Москве на сайте провайдера были размещены чужие стихи. Истец подал иск именно к провайдеру, так как нарушителя нельзя было установить, но сайт, при этом, продолжал действовать. Суд установил, что мог знать и удовлетворил иск о нарушении авторских прав.

 

Персональные данные.

Есть принцип неприкосновенности частной жизни. ТК глава 14 – защита ПД работника. Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981 (РФ ратифицировала с оговорками).

Закон о персональных данных 2008.

1. Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах ПД.

2. Требования к материальным носителям биометрических ПД и технологиям хранения вне информационных систем ПД.

3. Положение об особенностях обработки ПД, осуществляемой без использования средств автоматизации.

4. Положение о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку ПД.

ФЗ «О ПД» вступил в действие 25.01.2007

1. Распространяется на все виды ПД:

 

ПД – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе:

1. ФИО

2. Дата рождения

3. Семейное, социальное, имущественное положение

4. Образование, профессия

5. Доходы

6. Другая информация – перечень неисчерпывающий

 

Проект Постановления Правительства о регулировании телематических служб: адрес электронной почты можно получить только по паспорту. Но потом это убрали.

Дело в том, что большинство провайдеров предоставляют почту бесплатно, поэтому это не подпадает под понятие услуг из закона о связи, который говорит о возмездности. + проблема СМИ-неСМИ.

 

Режим охраны ПД

Общий режим

Более строгий режим. полит взгляды, религиозные,

Специальные категории – расовая принадлежность, национальность, интимная жизнь, состояние здоровья.

Биометрические данные – отпечатки пальцев и т.д.

Менее строгий режим.

Общедоступные ПД

Обезличенные ПД. (например, когда деканат отправляет просто полученные оценки по всему курсу без фамилий)

 

В законе: всегда должна быть цель обработки (читай – использование, так как под легальное понятие обработка подходит все) ПД. Если цели использования нет, то любое использование будет незаконным. Причем цель нужно доводить до лица заранее.

Нужно:

1. Идентифицировать случаи сбора технической информации и ПД в бизнес Компании

2. Сформулировать цель обработки

3. Исключить сбор данных, не соответствующих цели.

4. Обеспечить уничтожение информации по истечению срока хранения.

Закон устанавливает требования: согласие субъекта, обеспечение конфиденциальности; уведомление в Россвязькомнадзор (без уведомления этого органа любая обработка будет незаконной, за исключением некоторых случаев, например, при обработке ПД работников). По сравнению с Западным законодательством у нас прогрессивно следующее положение: бремя доказывания получения согласия лежит на операторе ПД. Обязательно в письменной форме (в этом смысле в интернете заполнение форм соглашений – это не письменная форма). При этом по общему правилу согласие в устной форме. Письменная форма согласия обязательна для: Специальных категорий ПД; Биометрических данных; Трансграничной передачи ПД (в страны, не обеспечивающие адекватной защиты обработки ПД).

Письменное согласие должно содержать:

1. Полное имя, адрес, паспортные данные субъекта ПД

2. Наименование, адрес оператора ПД

3. Цель обработки ПД

4. Перечень ПД, на обработку которых дается согласие

5. Перечень действий, на совершение которых дается согласие, общее описание способов обработки ПД

6. Срок, в течение которого действует согласие, порядок его отзыва

Проблема: возможно ли письменное согласие в электронной форме?

Практический выход: организация

 

Согласие не требуется, если обработка ПД:

1. Осуществляется на основании ФЗ

2. Осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект ПД. Проблема толкования «для целей исполнения договора».

3. Осуществляется статистическая обработка

4. При почтовых отправлениях

5. Необходимо для защиты жизни, здоровья и т.д

6. Необходима для осуществления операторами электросвязи

7. Журналист в своей работе

 

Обеспечение конфиденциальности.

Не требуется в отношении обезличенных ПД и Общедоступных ПД.

Постановление Правительства от 17.11.2007 № 781. Задача: исключение несанкционированного доступа к ПД

Система защиты ПД:

1. Организационные меры

2. Средства защиты информации.

 

ФСТЭК и ФСБ:

1. Устанавливают методы и способы защиты информации

2. Согласовывают правила пользования средствами защиты ПД

 

Операторы ПД обязаны до начала обработки ПД уведомить Уполномоченный орган.

Трансграничная передача ПД. – вид обработки, отвечающий следующим критериям:

1. ПД пересекают гос границу РФ

2. Передаются органу власти иностранного государства, иностранного физическому или ЮЛ.

Требуется письменное согласие, если ПД передаются в страну, где не обеспечивается адекватная защита ПД.

Если брать сферу нематериальных активов, западная наука считает ПД – одним из самых дорогих нематериальных активов.

 

06.12.08

Развитие поддержки ИТ индустрии.

В 2006: 4 часть ГК, ФЗ об информации, информационных технологиях и защите информации. Началась развиваться сфера ИТ, но не информационных отношений вообще. ФЗ о персональных данных. ЕСН для ИТ компаний. Есть кривое определение ИТ. Исходя их доктрины, существующей в экономике + исходя из позиции МинКомСвязи понимается 3 сегмента: 1 – разработка и дистрибьюция ПО; 2 - разработка и дистрибьюция аппаратного обеспечение (железа); 3 – оказание ИТ услуг. Все это воспринимается как ИТ индустрия. С 2005 года у нас пытаются поддерживать ИТ индустрию. В Индии была разработана доктрина вывода страны в мировые лидеры. 15 лет назад не было программистов в Индии. Они создали техникумы и создали специальную систему законодательства, которая поддерживает ИТ индустрию: эта сфера не должна никак сдерживаться – в том числе ввели налоговый мораторий на 10 лет. В Индии 16-18 экономических зон, в которых ИТ компании. Это позволило войти Индии в тройку ведущих стран по производству ПО. Такие примеры можно увидеть и в других странах, например, в Южной Корее. С нуля Южная Корея попала в пятерку по производству аппаратного обеспечения и другой бытовой техники.

В 2005 году был закон об экономических зонах. Сейчас они до сих пор не используются эффективно. Сначала идея была благая, но на уровне законопроекта была загублена. Был принят принцип, который совершенно неприемлем для ИТ индустрии в РФ или в Европе – greenfield. Экономическая зона строится в чистом поле, где сначала требуется возвести инфраструктуру, а потом уже ИТ компании там регистрируются. Предполагалось 2 вида зон: технико-внедренческая зона и промышленная. У ИТ компании нет денег на собственную инфраструктуру. Единственное, где эта модель работает – это машиностроение.

В 2007: ЕСН для ИТ компаний, НДС в сфере передачи прав на программное обеспечение.

Текущая система налогообложения для ИТ – ЕСН (регрессивная шкала 26%; с учетом уровня заработных плат в отрасли – 20%). Была инициатива: заменить ЕСН и НДС на единый налог 6 % с доходы-расходы.

Аутсорсинг – это выполнение чего либо не для себя, а на заказ, причем этот результат сразу же имплементируется в уже существующее производство. Даже крупные компании, производящие ПО, заказывают выполнение работ, например, на проверку ошибок, выполнение части программ. Аутсорсинг выгоден, когда есть соответствующие квалифицированные специалисты с более низкими потребностями в заработной плате. В РФ – эти требования соблюдаются. Индия сейчас является центром мирового аутсорсинга. Из-за высоких требований к зарплатам в РФ нашим компаниям сложно конкурировать. Именно аутсорсинговые компании лоббировали законопроект, по которому 70% выручки получали сами компании. За 2 дня до голосования в Думе эта поправка была изъята и взамен просто ввели уменьшенную шкалу ЕСН. С 1 января 2007 года эта норма работает и получается, что вместо существенного послабления мы имеем довольно посредственное.

В ОЭЗ регрессивная ставка ЕСН – 14%.

Итак, Для малых компаний Общий режим – 13,02%; максимальные региональные льготы дают – 12,5%; режим ОЭЗ – 9,20 %; режим ОЭЗ в СПб – 8,62 %;

Для средних компаний. Общий – 13.12; регион – 12,55; ОЭЗ – 9,35; ОЭЗ в СПб – 8,74%; снижение ЕСН – 8,65 (на фоне других налогов это более или менее существенно). Тем не менее, отрасль это так и не поддержало, так как закон-то приняли, а подзаконных актов не приняли. Чтобы получить эту льготу, надо получить статус ИТ компании, для чего надо пройти специальную аккредитацию. В декабре 2007 (уже после закона) с трудом разработали НПА, в котором утвердили порядок аккредитации. В итоге ИТ компании стали эффективно пользоваться только с апреля 2008. При этом такого нет нигде в мире. У нас государство не доверяет бизнесу, что приводят к задержкам развития, измеряемым годами.

Для крупных: Общий – 14.96; ОЭЗ в СПб – 10,67; специальный ИТ режим давал бы 9,6 (!).

В 2008 году были принят № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в ХО, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Подзаконные акты опят не приняли. В августе 2008 был утвержден перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны… (туда попали технологии обработки информации). Это приводит к тому, что ИТ индустрия становится закрытой.

С лета 2008 изменилось название министерства – МинКомСвязь. Это министерство сосредоточило под собой массовые коммуникации, коммуникации, оборот персональных данных и т.д.

В ноябре 2008 года налоговая реформа – убрали НДС для передачи ПО. Статьи можно толковать двояко. Толкование МинФин – если конечный продукт, то НДС облагается, если же права передаются по лицензионному соглашению – то не облагается.

Инновации – это использование новых технологий. В науке и образовании существующее регулирование не позволяет учреждениям распоряжаться собственными активами. Т.е. не могут распоряжаться научные учреждения тем, что они создают. + ГосВУЗы вынуждены готовить кадры по гос стандартам. Если ВУЗ готовит кадры не по стандартам, то он рискует потерять статус. В законе об образовании: федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения.

Проект ФЗ «О передаче технологий». Объект регулирования – права РФ (сРФ) на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения. Организации, которые создают технологии, которые применяются при военных разработках, не могут потом использоваться в других отраслях.

Когда что-то создается для государства, это делается по госзаказу. Если иное не было предусмотрено, то права на продукты оставались у подрядчика. На практике это происходило в 2 случаях из 3.

Идея конкурсов на применима в сфере инноваций. На практике это приводит к тому, что решение принимается в результате действий специфического характера (взятки) или вслепую.

Исторический опыт – от частного к общему.

Инновации – нет нормативного понятия. Есть идеи создать инновационный кодекс. В других странах есть такие идеи, но пока не осуществляются. На Западе поддерживают по нескольким направлениям, так как понимают, что сфера инноваций – очень чуткая среда во всех отношениях, поэтому поддерживают ученых, разработчиков.

Право государственных НИИ создавать и участвовать в коммерческих инновационных технологиях. Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швеция.

Стимулирование создания совместных предприятий. Великобритания Германия, Дания.

Поддержка предприятий, использующих инновационных технологий. США, Великобритания.

Создание посреднических организаций. ЕС, США, Швеция

Стимулирование создания технопарков и технологических инкубаторов. Германия, Дания, Индия, КНР, Швеция

Предоставление прямой поддержки инновационным предприятиям в виде предоставления финансирования (различные программы финансирования проектов), грантов, займов на льготных условиях. Великобритания, Германия, Дания, ЕС, Индия

Финансовая поддержка венчурных (те компании, которые реализуют акции инновационных компаний) инновационных предприятий. Германия, Греция, ЕС.

Стимулирование патентования. Германия, США, Франция, Швеция. На Западе из госбюджета выделяют компаниям поддержку для патентования и не только национальным компаниям. Поддерживают ученых – отчисление от коммерческого использования изобретения. Есть у нас такие похожие нормы, но они старые и не относятся напрямую к ИТ.

Право сотрудников гос НИИ владеть акциями, участвовать в управлении, работать по совместительству в коммерческих предприятиях.

Предоставление налоговых льгот компаниям, развивающим инновационные технологии.

Создание специальных гос органов ответственных за ведение инновационной политики государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: