Практическое занятие №1
Тема: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Основные симптомы и синдромы поражения. Черепно-мозговые нервы, их функции и клиника нарушений»
(2 академических часа)
План.
- Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг, ЧМН.
- Нейрон, нейроглия.
- Строение и функции синапса.
- Основные структурные компоненты больших полушарий.
- Мозолистое тело, особенности у детей.
- Оболочки мозга, их функции.
- Ликвор, его функции, особенности у детей.
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
- Особенности созревания нервной системы у детей.
- 12 пар ЧМН, их функционирование в норме, патология, особенности у детей.
- Основные неврологические синдромы.
- Перинатальные поражения ЦНС.
1. Задания для выполнения:
1. Составьте конспект по теме занятия: схема строения нервной системы человека (приклеить картинки в тетрадь, сделать обозначения компонентов, разукрасить различные отделы, обратить внимание на строение головного мозга, расположение корковых центров анализаторов - зрительного, слухового, кинестетического и т.д.) и выучите ее компоненты.
2. Зарисуйте или наклейте картинку оболочки мозга и выучите.
3. Зарисуйте или наклейте картинку желудочки мозга, выучите названия.
4. Ликвор, запишите определение, выучите его функции, объем у детей.
5. Выучите АФО НС.
6. Перечислите особенности созревания нервной системы у детей.
7. Выучите 12 пар ЧМН, их функционирование в норме, как проверить функцию ЧМН (таблица прилагается); особенности ЧМН у детей.
- Основные неврологические синдромы.
- Перинатальные поражения ЦНС.
10. Составьте в рабочей тетради 8 синквейнов по теме занятия.
2. Рекомендуемая литература:
1. Основы педиатрии и гигиены: учебник для ВУЗов / О.А. Маталыгина, Е.М. Булатова. – СПб. – «Питер», 2015. – 368 с.
2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми / Т.В.Капитан – 4-е издание, доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 704 с.
3. Кельцев В.А. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов / В.А. Кельцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 573 с.
4. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23658.pdf.
Практическое занятие №2
Тема: «Анатомо-физиологические особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей. Причины, симптомы и предупреждение поражений голосового аппарата и различных дефектов речи».
«Анатомо-физиологические особенности и гигиена зрительной
и слуховой систем у детей. Профилактические мероприятия
заболеваний органа слуха и зрения».
(2 академических часа)
План.
- Анатомо-физиологические особенности и гигиена органов дыхания у детей.
- Анатомо-физиологические особенности и гигиена голосового аппарата у детей.
- Причины и симптомы поражений голосового аппарата и различных дефектов речи.
- Предупреждение поражений голосового аппарата и различных дефектов речи.
- Анатомо-физиологические особенности и гигиена зрительной системы у детей.
- Анатомо-физиологические особенности и гигиена слуховой системы у детей.
- Причины заболеваний органов слуха и зрения у детей разного возраста.
- Профилактические мероприятия заболеваний органа слуха.
- Профилактические мероприятия заболеваний органа зрения.
1. Задания для письменного выполнения:
1. Составьте схему строения органов дыхания человека.
2. Запишите, что включают верхние, средние и нижние дыхательные пути.
3. Опишите анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
4. Составьте схему строения голосового аппарата человека.
5. Запишите, что включают активные и пассивные органы речи.
6. Опишите анатомо-физиологические особенности голосового аппарата у детей.
- Напишите причины и симптомы поражений голосового аппарата и различных дефектов речи.
7. Напишите меры профилактики поражений голосового аппарата и различных дефектов речи.
8. Что такое анализатор? Какие компоненты он включает?
9. Составьте схему строения органа зрения человека.
10. Опишите анатомо-физиологические особенности органа зрения у детей.
11. Нарисуйте схему и подпишите компоненты зрительного анализатора.
12. Нарисуйте мышцы глазного яблока, подпишите названия, какими нервами они иннервируются: укажите стрелками и подпишите.
13. Составьте схему строения органа слуха человека.
14. Опишите анатомо-физиологические особенности органа слуха у детей.
15. Нарисуйте схему и подпишите компоненты слухового анализатора.
16. Какими нервами иннервируются органы слуха, укажите стрелками и подпишите.
17. Опишите причины заболеваний органов слуха и зрения у детей разного возраста.
18. Составьте в рабочей тетради 10 синквейнов по теме занятия.
2. Рекомендуемая литература:
1. Основы педиатрии и гигиены: учебник для ВУЗов / О.А. Маталыгина, Е.М. Булатова. – СПб. – «Питер», 2015. – 368 с.
2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми / Т.В.Капитан – 4-е издание, доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 704 с.
3. Кельцев В.А. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов / В.А. Кельцев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 573 с.
4. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23658.pdf.