Адаптация детей 2 - 4 лет к современному детскому саду.




Малкова Е.А.

Воспитатель первой

квалификационной категории

ЧДОУ Детский сад

«Родничок» г. Перми

Что такое современный детский сад? Единого ответа не будет ни у кого: ни у родителей, ни у педагогов, ни у чиновников образования. Принимается много нормативных документов, мы знаем типы и виды детских садов города, каждый из ДОУ презентует себя в интернете на «Дошкольном портале», поток информационный сегодня на родителей дошколят льется ото всюду…Как только речь касается дела, т.е. семья желает отдать свое «чадо» в детский сад с 2-х или 3-х лет, а куда? Где хороший, по их мнению детский сад? Требований к педагогическому составу много, запросов у родителей к детскому саду тоже много потому как родители сейчас – это заказчик образовательных услуг, а ДОУ, как организация, поставщик образовательных услуг, а куда же деваться простому воспитателю и специалисту ДОУ? У него тоже есть желания, потребности, возможности…

Только ребенку все равно, главное его желание быть любимым, принятым и он хочет много играть. Сами воспитатели советуют родителям малышей идти в детский сад на личность воспитателя, т.к. еще В.А.Сухомлинский говорил: «Педагогу необходимо проникнуть в духовный мир ребенка, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях ДОУ». Не секрет, что работать воспитателю с детьми 2-4 лет – это очень специфично и сложно, А.С.Спиваковская писала: «…именно связь с матерью создает ощущении безопасности, формирует взаимопривязанность». Ребенок, когда посещает ясли или младшую группу, порой называет чужую тетю - воспитателя «мамой», т.к. он чувствует себя с ней комфортно как с родной мамой и автоматически в детском саду ведет себя естественно как дома с мамой и папой.

Когда родители будущего воспитанника ДОУ идут в группу разговаривать с воспитателем, то тут идет взаимоизучение: воспитатель, поздоровавшись с ребенком, внимательно общается с мамой и папой…

Современная, активная, деловая, требовательная мама совмещает бизнес и семью, а значит, больший процент времени с ребенком проводит няня, которая ухаживает за ребенком в отсутствии родителя рядом.

Педагоги знают особенность семейного воспитания, эмоциональный микроклимат, благодаря которому формируется отношение к себе, а это определяет чувство самоценности. Потому родителям важно знать, что их поведение – это модель для подражания детей.

Как вести себя малышу 2-х лет, если 70%-80% времени с ним проводит няня и жуткая нехватка у ребенка материнской любви и заботы. Не секрет, что когда ребенка 2-4 лет отдают в детский сад, то 11 часов в день малыш проводит в стенах возрастной группы, а потом няня, а потом… бывает по-разному. К этому добавим, что малыш может быть в семье не один. Г.Т. Хоментаускас отмечает, что если в семье ребенок не единственный, то каждый из детей будет несколько различающихся условиях: первый ребенок встречается только с родителями, второй - и с родителями и со старшей сестрой или братом, а средние дети в семье – «сверху» ограничены старшими, «снизу» - младшими. Положение каждого из них имеет свои сложности и преимущества.

Вот поэтому воспитатель внимательно общается с мамой будущего воспитанника, т.к. она знает, что по данным исследования Ю.Р. Ким показателем того, как родительское отношение отражается на развитии и формировании личности ребенка, является способ обращения, стиль поведения матери с детьми.

С.Броди выделяет 4 типа материнского отношения:

1. Матери легко органично приспосабливаются к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2. Матери сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка, чаще доминируют, а не уступают.

3. Чаще не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляет чувство дома.

4. Отношения этого типа характеризуются непоследовательностью. Родители ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка.

Много исследований посвятили свои труды изучению взаимоотношений матери и ребенка: А.Д.Кошелева, И.Ю.Ильина, О.Т.Лопатина и другие.

И только получив представления о родителях будущего воспитанника, воспитатель начинает знакомиться с самим ребенком и планировать свою работу с ним, отмечая при этом, что кризис 3-х лет не за горами. Тут уж на помощь мудрому педагогу приходит опытная, добрая помощник воспитателя. В идеале это так.

А если воспитатель молодой или не мудрый, стиль его взаимоотношения с воспитанником не соответствует возрасту ребенка или частая сменяемость воспитателей, помощник воспитателя не опытный… как много «если». И все эти «если» руководитель ДОУ будет прятать за красивой рекламой и фасадом здания. Что делать семье? Как за толстым слоем рекламы им разглядеть личность и работу воспитателя?

Адаптация детей 2 – 4 лет к современному детскому саду – это процесс длительный и двусторонний. Родители должны с самого рождения ребенка готовиться к тому, что их малыш рано или поздно будет посещать детский сад; и сам родитель должен готовить себя к тому, что он отдаст своего ребенка воспитателю, специалисту, а значит ему нужно доверять и прислушиваться, поскольку воспитатель – это главный помощник родителей в воспитании их малыша. В связи с этим предлагаем упражнения для снятия психо-эмоционального напряжения у детей.

Спаси птенца.

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Солнечный зайчик.

«Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: