Сегодня по одной из классификаций методы обучения делят: на пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы: лекция-монолог, демонстрация…., рассказ и др. (в их основе – однонаправленная передача или воспроизведение информации либо преподавателем, либо студентом).
Активные методы: беседа, проблемная лекция, выполнение студентами творческих или исследовательских заданий и др. (в их основе – активная позиция студента, связанная с проявлением интеллектуальной активности самого студента).
Интерактивные методы – методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, а термин «интерактивное обучение» – обучение, построенное на взаимодействии. Название пришло из английского языка («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» -от «act» - действовать, действие).
Сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Педагог в этом случае выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, координатора, консультанта, помощника, создателя условий для взаимодействия студентов.
1. Активные приемы обучения (которые имеют место на занятиях по гуманитарным дисциплинам)
o Отделение фактов от мнений
o Определение последовательности
o Классификация
o Обобщение
o Формулирование вопросов
o Анализ фактов
o Применение фактов
o Формулирование концепций и теорий
o Синтез информации и аргументов
o Формулировка рабочей гипотезы
o Разрешение проблемы и принятие решения
o Формулировка критичного высказывания
o Формулировка выводов
o Работа с понятием
o Определение понятия
o Сравнительный анализ
o Подтверждающие аргументы
o Подведение итогов
o Формулирование как прием (хотя выше он уже прозвучал) (например, целей и задач…)
o Разъяснение
o Выявление основных аспектов и неосновных
o Установление связей…
o Интерпретация
o Синтез информации и аргументов
Интерактивные методы и приемы обучения.
ü Интерактивная лекция (проблема в начале и ее решение в конце лекции; использование видео-, аудио-, и др. наглядных пособий; с элементами беседы; использование разминок; жизненных ситуаций; шуток, притч, историй и др.; подведение итогов на лекции)
ü Сократический диалог (или эвристическая беседа)
ü Дискуссия (в различных вариантах)
ü Дебаты (как вариант дискуссии)
ü Экскурсия (с предварительной подготовкой к ней и последующим выполнением творческого или исследовательского задания по ее окончании)
ü Обучающие игры: деловые, имитации, моделирование, реконструкция
ü Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста…, встреча с…деятелем, выход в организацию или на предприятие с учебной целью, выездное учебное занятие в каком-либо историческом месте, участие в общественных акциях и т.д.
ü Работа в малых группах сменного состава (при изучении документа, фрагмента первоисточника по раздаточному материалу). Например, группы «экспертов» получают задания, выполняют их, делятся результатами в других группах и т.д.
ü Студент в роли преподавателя на занятии (фрагмент какой-либо деятельности)
ü Работа с видео- и аудиоматериалами (использование электронной презентации, видеофильма, видеоматериала с диска и т.д.)
ü «Каждый учит каждого» (при изучении новых понятий, при обобщении… и т.п.). (Работа идет на основе раздаточного материала, приготовленного преподавателем)
ü Социальный проект
ü Учебный исследовательский проект (к примеру, курсовые, квалификационные работы и др.)
ü Интерактивная выставка (подготовленная и организованная студентами)
ü Работа с документами (в малых группах)
ü Письменная работа по обоснованию позиции (в малых группах)
ü Составление кластера (термин «кластер» буквально – гроздь, пучок)
ü Составление документа и др.
ü Составление и защита портфолио (т.е. «портфеля» материалов по ходу изучения учебной дисциплины. Это делается непременно последовательно и осмысленно. По его итогам организуется защита «материалов», а точнее той информации, которая была собрана в портфолио, для этого используются приемы активного обучения…)
Примерный перечень вопросов к экзамену
История первобытного общества
1.Происхождение человека
2.Стадная община
3. Раннеродовая (материнская родовая) община
4.Позднеродовая (патриархальная родовая) община
5.Основные проблемы социогенеза
6.Духовная жизнь первобытного общества