Методы и приемы обучения, применяемые при изучении истории древнего мира




Сегодня по одной из классификаций методы обучения делят: на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы: лекция-монолог, демонстрация…., рассказ и др. (в их основе – однонаправленная передача или воспроизведение информации либо преподавателем, либо студентом).

Активные методы: беседа, проблемная лекция, выполнение студентами творческих или исследовательских заданий и др. (в их основе – активная позиция студента, связанная с проявлением интеллектуальной активности самого студента).

Интерактивные методыметоды, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, а термин «интерактивное обучение» – обучение, построенное на взаимодействии. Название пришло из английского языка («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» -от «act» - действовать, действие).

Сущность интерактивных методов: обучение проис­ходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Педагог в этом случае выступает лишь в роли организатора процесса обу­чения, лидера группы, координатора, консультанта, помощника, создателя условий для взаимодействия студентов.

 

1. Активные приемы обучения (которые имеют место на занятиях по гуманитарным дисциплинам)

o Отделение фактов от мнений

o Определение последовательности

o Классификация

o Обобщение

o Формулирование вопросов

o Анализ фактов

o Применение фактов

o Формулирование концепций и теорий

o Синтез информации и аргументов

o Формулировка рабочей гипотезы

o Разрешение проблемы и принятие решения

o Формулировка критичного высказывания

o Формулировка выводов

o Работа с понятием

o Определение понятия

o Сравнительный анализ

o Подтверждающие аргументы

o Подведение итогов

o Формулирование как прием (хотя выше он уже прозвучал) (например, целей и задач…)

o Разъяснение

o Выявление основных аспектов и неосновных

o Установление связей…

o Интерпретация

o Синтез информации и аргументов

 

Интерактивные методы и приемы обучения.

ü Интерактивная лекция (проблема в начале и ее решение в конце лекции; использование видео-, аудио-, и др. наглядных пособий; с элементами беседы; использование разминок; жизненных ситуаций; шуток, притч, историй и др.; подведение итогов на лекции)

ü Сократический диалог (или эвристическая беседа)

ü Дискуссия (в различных вариантах)

ü Дебаты (как вариант дискуссии)

ü Экскурсия (с предварительной подготовкой к ней и последующим выполнением творческого или исследовательского задания по ее окончании)

ü Обучающие игры: деловые, имитации, моделирование, реконструкция

ü Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста…, встреча с…деятелем, выход в организацию или на предприятие с учебной целью, выездное учебное занятие в каком-либо историческом месте, участие в общественных акциях и т.д.

ü Работа в малых группах сменного состава (при изучении документа, фрагмента первоисточника по раздаточному материалу). Например, группы «экспертов» получают задания, выполняют их, делятся результатами в других группах и т.д.

ü Студент в роли преподавателя на занятии (фрагмент какой-либо деятельности)

ü Работа с видео- и аудиоматериалами (использование электронной презентации, видеофильма, видеоматериала с диска и т.д.)

ü «Каждый учит каждого» (при изучении новых понятий, при обобщении… и т.п.). (Работа идет на основе раздаточного материала, приготовленного преподавателем)

ü Социальный проект

ü Учебный исследовательский проект (к примеру, курсовые, квалификационные работы и др.)

ü Интерактивная выставка (подготовленная и организованная студентами)

ü Работа с документами (в малых группах)

ü Письменная работа по обоснованию позиции (в малых группах)

ü Составление кластера (термин «кластер» буквально – гроздь, пучок)

ü Составление документа и др.

ü Составление и защита портфолио (т.е. «портфеля» материалов по ходу изучения учебной дисциплины. Это делается непременно последовательно и осмысленно. По его итогам организуется защита «материалов», а точнее той информации, которая была собрана в портфолио, для этого используются приемы активного обучения…)

Примерный перечень вопросов к экзамену

История первобытного общества

1.Происхождение человека

2.Стадная община

3. Раннеродовая (материнская родовая) община

4.Позднеродовая (патриархальная родовая) община

5.Основные проблемы социогенеза

6.Духовная жизнь первобытного общества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: