Большинство храмов на территории Тетюшского края также постигла печальная участь. Упомянем о некоторых из них.




В селе Красная Поляна в 1757 году построен двухпрестольный храм в стиле классицизма на средства местного помещика генерал-майора М.Н.Кудрявцева. Село почти исчезло, а Успенская церковь стоит в заброшенном состоянии.

От села Карланга также осталось лишь полуразрушенное здание Никольской церкви. Она была построена в 1843 году на средства помещика Есипова. В храме находилась местночтимая икона святого Николая Чудотворца. По легенде во время сильной бури ветер разметал здание старой деревянной церкви, а икона осталась на своем месте.

В 1904-1912 годах в селе Удельное Нечасово была построена Троицкая церковь на средства купца Крупина, который был родом отсюда. Помогали и местные жители. Кирпич вырабатывали прямо в селе. Раствор, как было принято, замешивали на яйцах. Колокол отливали в Ярославле и привезли в село на четырех лошадях. В церкви был замечательный иконостас, красивые фрески. В 1939 году церковь была закрыта. Сельчанам удалось сберечь иконостас, фрески, колокол. Но в 1972 году церковь превратили в зерносклад. Вскоре сняли и вывезли колокол, разрушили фрески, растащили иконостас. Вынесли всё: люстры, сундук, окованный железом с одеждой священников… Осталось только брошенное здание церкви.

В селе Чинчурино стояло когда-то три церкви (по переписи 1929 года в селе имелось 1300 домов!) – две православных и одна старообрядческая. Кроме того, в селе было ещё четыре часовни. Главная церковь была открыта в 1870 году. В ее строительстве участвовали лучшие плотники Кузьма Бакомчев и Макар Волков. Первый раз церковь закрыли в 1939 году. В 1945 году ее открыли вновь, чтобы отслужить молебен по погибшим на войне. Потом службы опять прекратились, внутри хранилось зерно. Вскоре были растащены иконы, и в 1974 году церковь была разрушена. К тому времени были уничтожены и все часовни. Так исчез один из крупнейших в уезде храм.

В селе Монастырское в 1800 году была построена деревянная Ильинская церковь. Жители села отличались набожностью. Некоторые верующие даже ходили в Иерусалим поклониться гробу Господню. В 1869 году церковь сгорела вместе со всей утварью и имуществом. На средства прихожан в 1870 году была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте на том же месте, где стояла прежняя. При церкви имелась колокольня. Колокол весил 32 пуда 28 фунтов. Он был украшен изображениями ангелов, надписями на латыни. Надпись на русском языке гласила, что колокол был отлит в Вятской губернии в городе Слободском братьями Бакуловыми. В 1930-е годы церковь была разорена, колокол снят. Почти пятьдесят лет он служил пожарным, но в 1996 году бесследно исчез. Скорее всего, был пущен на переплавку, ведь в колокола для звонкости добавляли серебро. Церковь же сгорела в 1957 году, и ныне на её месте раскинулся пустырь, заросший бурьяном.

Следует упомянуть действующую церковь в селе Большое Фролово (ныне в Буинском районе), построенную в 1780-е годы. В 1821 году она перестраивалась после пожара, в 1861 году был сооружен третий придел. Все работы производились на средства местных крестьян. Правда, перестройки привели к тому, что внешний вид стал соответствовать эклектике второй половины XIX века с элементами народного зодчества и барочными формами завершений. Храм является одним из старейших и самым большим деревянным храмом Татарстана. Закрытый в начале 30-х годов XX века, храм вновь открыт в 1947 году и действует поныне. Редкий случай. При Казанско-Богородицкой церкви находится часовня Николая Чудотворца, поставленная во второй половине XIX века. Особым почитанием не только у местных жителей, но и за пределами Казанской епархии пользуется святой источник великомученика святого Пантелеимона. В день его памяти в село стекается до двух тысяч богомольцев.

Необычна история храма в селе Ямбухтино Тетюшского района. После выселения местного татарского населения за Волгу, сюда переселились русские и чувашские крестьяне. Позднее здесь поселили сосланных поляков, которые заложили церковь Живоначальной Троицы. Поляки были ссыльными с отвоеванных у Польши смоленских земель, которых правительство Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (XVII век) расселяло по Закамской черте на недавно освоенных землях. В 1741 году на средства казанского наместника М.Н.Кудрявцева в селе было построено двухэтажное каменное здание церкви. В верхнем этаже был главный храм Троицы. Село было переименовано в Троицкое, однако название это так и не прижилось. Церковь неплохо сохранилась и ждет своего возрождения.

Интерес представляет история основания деревни Колунец на реке Улеме. Деревня имеет и другое название – Чудовка. Согласно местным легендам, в XVII веке при патриархе Никоне монахи Чудова монастыря не поддержали его реформ и перебрались в эти края. Здесь было немало ещё неосвоенных земель. Монахи пришли к деревне Колунец и поселились рядом с ней на противоположном берегу речки Улемы.

Когда-то перед деревней стоял черный крест, что являлось предупреждением для путников: на ночлег в этой деревне лучше не останавливаться, здесь живут лихие люди.

Чудов монастырь в Москве имел особую историю. Его основание было связано с московским митрополитом Алексеем, духовным наставником Дмитрия Донского и соратником Сергия Радонежского. Построен монастырь был в XVI веке. С ним было связано немало исторических событий. Из Чудова монастыря бежал в Польшу инок Григорий Отрепьев и вернулся «царем Дмитрием». Свергнувший самозванца боярин Василий Шуйский вскоре сам оказался постриженным в монахи и стал обитателем Чудова монастыря. Здесь мученически погиб святой патриарх Гермоген, был низложен патриарх Никон. Здесь крестили Петра Великого. Вели вернувшегося из ссылки Пушкина на аудиенцию к царю…

Уникальный архитектурный ансамбль был разрушен в 1920-е годы.

Судьба деревни Чудовка также была печальной. Трижды случался здесь пожар. Многие жители переселились на новое место. Построенный в XIX веке храм был разрушен в 1930-е годы, колокола увезены на переплавку, иконы и церковную утварь сломали. Все бесследно пропало.

 

Троицкий собор

 

Трудно представить Тетюши без возвышающегося на высоком берегу Волги красивого Троицкого собора с золочеными, сверкающими в ясный день на солнце куполами. Это главный храм в крае, чудом уцелевший и ныне действующий. Он был первым каменным сооружением в городе, возведенным в 1777 году на средства прихожан и местного помещика А.В.Страхова, владельца села Нармонка. Главный престол перестраивался в 1828 году, приделы в 1831-1832 гг. Автором проекта был известный казанский архитектор П.Г.Пятницкий (автор проекта Казанского университета). В 1877 году собор был значительно расширен, перестройка велась на средства тетюшских купцов П.В. Серебрякова и А.М.Колсанова. В 1895-1896 гг. возвели колокольню. Реликвией Троицкого собора была икона Казанской Божьей Матери (Тетюшской), обретенная в конце XVIII века на месте, где прежде находился Никольский монастырь.

К собору была приписана церковь Равноапостольной Марии Магдолины при тюрьме. Она была устроена на средства Н.В. Серебрякова в память чудесного спасения Александра III в 1888 году.

В 1879 году на средства прихожан была построена трехпрестольная церковь с главным храмом Воздвижения Креста Господня. В 1892 году на средства того же Н.В.Серебрякова была построена кладбищенская церковь во имя святого Благоверного Александра Невского.

В 1930-е годы были разрушены две церкви в Тетюшах. Троицкий собор уцелел чудом. Ещё в 1918 году его разграбили красноармейцы. В 1939 году собор был закрыт. Была расхищена вся золотая и серебряная утварь, снесена колокольня, разрушена апсида, сброшены и разбиты колокола, отлитые в XVIII веке и содержащие большое количество серебра, меди. Главный купол, весивший 320 пудов, и его собрата поменьше – 250 пудов, вытащили на берег Волги. Там колокола с помощью специально построенной для этого «бабы» (копра) разбили на куски и увезли на барже на переплавку. В начале 1940-х годов была разрушена и колокольня. Ее остатками, вместо щебенки, засыпали один из участков Ульяновской трассы. Из храма пропали иконы, включая известную в крае икону. Единственная сохранившаяся икона со времен закрытия храма – это икона Благовещения. Она и сейчас находится в Троицком соборе, который после восстановительных работ был открыт в 1990 году.

Печальную участь храмов разделяли и священнослужители. Так, в 1934 году был арестован чекистами и расстрелян в Дубках в лесу местный священник Агатицкий. Драматично сложилась судьба священника Варсонофия. В миру его звали Матвеем. В тринадцатилетнем возрасте он ушел из родной деревни Колунец с проходившими по улице раифскими монахами. В известной Раифской обители он сначала стал послушником, пел в хоре, потом был назначен иеромонахом, главным регентом монастыря. До закрытия Раифского монастыря Варсонофий был его игуменом. В Раифском монастыре он служил 25 лет.

В 1918 году отец Варсонофий был вынужден покинуть Раифский монастырь. На территорию монастыря прибыли красноармейцы и арестовали священника. Сбежавшие на звук набата монахи и местные крестьяне освободили игумена. Беглый священник пешком добрался до Тетюш, разжился у сочувствовавших одеждой и едой, и, переночевав, ушел дальше. Он добрался до Сибири, но и там его разыскали. Он был арестован и посажен в Иркутскую тюрьму. Затем, отсидев 10 лет в Соловецком лагере, бывший игумен вернулся в Тетюши в самый разгар гонений на веру и, несмотря на угрозу ареста, проводил тайные церковные службы. Последние годы прожил в Тетюшах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: