Вводный урок: знакомство старшеклассников с библейскими сюжетами




Третьяк Антон Иванович

Практическая методика знакомства старшеклассников с библейским текстом и осознания ими его роли в русской культуре.

За период обучения в начальной школе учитель и учащиеся в материале хрестоматии сталкиваются с «анонимными» пересказами библейских сюжетов, поэтому для старшеклассников рекомендуется пользоваться на уроках в обязательном порядке текстами Священного Писания. Тогда учащиеся смогут ощутить бесценность соприкосновения с Библией, формировавшей русскую письменность и культуру на протяжении веков.

Большинство русских классиков, произведения которых изучаются в старших классах, буквально цитируют библейские тексты, а зачастую и ставят такую цитату в качестве эпиграфа своих произведений – прекрасная возможность «остановиться» и поближе познакомиться с Библией.

Как это сделать практически?

Мы предлагаем начать с вводного урока по знакомству старшеклассников с Библией через изучение русских народных пословиц и поговорок библейского происхождения.

Родной язык обеспечивает нам живую связь времен, с помощью него мы приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Особую меткость и выразительность нашей речи придают крылатые фразы, выражения, пословицы и поговорки представляющие собой один из самых древних видов народного творчества. Они позволяют заменить длинное и скучное нравоучение кратким, выразительным предложением или словосочетанием. «Всякой твари по паре», «кто не работает, тот не ест», «хамское поведение», «тьма кромешная», «путеводная звезда», «суета сует», «в поте лица», «кто не с нами, тот против нас», «молочные реки, кисельные берега», «волк в овечьей шкуре», «всему свое время», «зарывать талант в землю» – эти устойчивые, знакомые учащимся словосочетания, часто не осознаются ими как библеизмы и воспринимаются вне породившего их культурно-исторического контекста, хотя смысловое значение ребята определяют в основном верно. Учёные насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если добавить в список фразеологизмы, связанные так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. По мнению знатоков вопроса, среди наиболее употребительных, пословицы библейского происхождения составляют 15-20%.

Обращение к библеизмам формирует у учащихся первоначальную установку на знакомство с библейскими сюжетами. Подробный план урока приведен в Приложении А.

Теперь рассмотрим методику изучения библейского текста, отдельных отрывков и сюжетов со старшеклассниками.

Этот метод на данный момент достаточно распространен в ряде церковных общин различных христианских деноминаций (в том числе и в приходах Русской Православной Церкви).

Полагаем, и это подтверждается практикой, что метод, без труда, а иногда и даже более эффективно, может быть использован для проведения духовно-нравственных уроков с детьми и молодежью из невоцерковленных семей. Изучение библейских сюжетов может стать частью уроков ОРКСЭ, отдельным элективным курсом и даже частью уроков литературы (когда в тексте художественного произведения, так или иначе, используется библейский сюжет.

Методика изучения библейского сюжета следующая. Преподаватель предлагает ученикам библейский сюжет из текста Священного Писания используемый автором художественного произведения или следующий по теме урока (если ведется элективный курс).

Пример 1. Урок на тему Милосердие – текст Евангелия Луки, глава 10, стихи 25-38 - «Притча о добром самарянине».

Подготовка к беседе – класс разбивается на группы 4-5 человек (если количество учеников небольшое, то задание выполняется индивидуально) каждая группа читает этот текст в течение 5-7 минут, находит и формулирует в нем ситуацию, подобную описанной, способную произойти в современном обществе. Затем все команды по очереди высказывают свои мнения, ведущий направляет беседу или дискуссию. Совместно делается итоговый вывод, например: когда ты в беде – ты не выбираешь, кто тебе будет помогать, поэтому, когда ты окажешься в положении способного помочь – также не выбирай!

Пример 2. Тема урока «зависть» - библейский сюжет из книги Бытие глава 4, стихи 1-12. Задача для дискуссии - «За что Каин убил Авеля? Причины и пути разрешения конфликтов». При более глубоком взгляде на этот библейский сюжет мы видим проблему психологии конфликта взаимоотношений первого и второго ребенка в семье, братьев и сестер в многодетных семьях.

Пример 3. Тема урока «основы нравственности» - текст 10 заповедей из книги Исход, глава 20, стихи 1-17. Задача для беседы – сформулировать на основании 10 заповедей Моисея личностные ценности человека актуальные в современном обществе и привести примеры их применения в повседневности.

Пример 4. Тема урока «Золотые правила» - текст «Нагорной проповеди» Иисуса Христа - 5, 6 и 7 главы Евангелия от Матфея. Задание – найти нравственные законы и интерпретировать их применительно с современной практической жизни.

Пример 5. Использование библейской последовательности в работе с библейскими сюжетами (например, изучение Евангелия от Иоанна глава за главой). Задание – прочитав очередную главу из Евангелия ответить на три вопроса:

· какой сюжет меня заинтересовал в данной главе

· какой духовно-нравственный смысл в нем заложен

· где и как я могу это применить в современной жизни

 

На всех этапах изучения библейских сюжетов важно стремиться, чтобы учащиеся почувствовали значимость того, о чем говорится в них, не воспринимая их как сказку. Для этого необходимо, чтобы значимость библейского сюжета осознавал в первую очередь сам преподаватель.

В заключении уместно вспомнить слова Д. Мережковского, писавшего о Евангелии: «Странная книга, ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все, кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд...». Хотелось бы, чтобы ученики и преподаватели чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» - читали и перечитывали Библию, находя в ней все новые и новые глубины.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Вводный урок: знакомство старшеклассников с библейскими сюжетами

 

Тема урока: «Библейские сюжеты в современной русской культуре»

 

Задачи:

· обучающая: помочь увидеть глубину проникновения библейских сюжетов в русскую культуру и их актуальность в современном обществе, научить ориентироваться в книгах Священного Писания.

· воспитывающая: мотивировать духовно-нравственные качества личности авторитетом библейских сюжетов, интерес к русской культуре, русскому тексту Библии и евангельским сюжетам, как основе русской духовности и нравственности.

· развивающая: научить анализировать текст Библии и применять его к реальным жизненным ситуациям, развитие логического мышления, расширение кругозора, практика работы в команде, анализ и представление результатов работы команды классу.

Раздаточный материал:

1. Список для анализа в группах пословиц, поговорок и крылатых фраз русского языка берущих свое начало из библейского текста (материал «Крылатые выражения русского языка»)

2. Тот же список со ссылками на конкретные тексты Библии для работы с книгами в группах (материал «Крылатые выражения русского языка со ссылками на библейский сюжет-источник»)

3. Библия, синодальный перевод – из расчета минимум одна книга на 4-5 человек.


Ход занятия

Время Действия преподавателя Действия учеников Примечания
3 мин Приветствие, актуализация темы, оргмомент, разделение класса на команды по 4-5 человек    
10 мин Группы получают задание задание - используя раздаточный материал (список крылатых выражений русского языка) учащиеся должны классифицировать по своему усмотрению источники происхождения перечисленных пословиц и поговорок, выбрать из них три наиболее актуальные для современной жизни или ситуации в обществе. Затем обосновать выбор своей команды перед всем классом. Отметить одно наиболее трудное для понимания высказывание из списка. Работают в группах с материалом «Крылатые выражения русского языка» Учитель пока не говорит детям, что все высказывания пришли в русский язык из библейского текста
5 мин Преподаватель выслушивает результаты работы в группах, отмечает выбранные ими высказывания в своем списке. Выступление команд.  
15 мин Преподаватель открывает ученикам «секрет» происхождения всех пословиц и поговорок из списка (все они являются библеизмами) и раздает командам список высказываний со ссылками на библейский текст. Также команды получают Библии синодального перевода (по одной книге на команду). Выбрав по одному из представленных командами актуальных высказываний (тексты должны быть разными у всех команд) преподаватель дает задание найти в Библии сюжет-источник этого высказывания и проанализировать его смысл на соответствие расхожего его применения исходному сюжету. Кроме того предлагает найти в Библии по указанным ссылкам сюжет-источник выбранного ими трудного для понимания высказывания, найти его первоначальный смысл согласно библейскому сюжету и представить классу. Работают в группах с материалом «Крылатые выражения русского языка со ссылками на библейский сюжет-источник» Преподаватель поясняет ученикам как пользоваться ссылками-сокращениями на библейский текст
10 мин Преподаватель выслушивает результаты проделанной работы. При необходимости, помогает уточнить смысл библейского текста. представление результатов выполненного задания  
2 мин Спасибо за внимание! Читайте Библию дома, размышляйте о прочитанном, применяйте в жизни!    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: