Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. 8 глава




Богдан Хмельницкий (ок. 1595-1657) рано проявил себя как талантливый руководитель. Запорожцы избрали его на должность войскового писаря (одну из важнейших в Запорожской Сечи). Он несколько раз участвовал в посольствах к польскому королю. Есть сведения о попытках польской шляхты убрать Б. Хмельницкого с политической арены:

один из шляхтичей пытался убить его ударом меча сзади, и только железный шлем спас Б. Хмельницкого от гибели.

Как и многие другие жители Украины, Богдан Хмельницкий испытал на себе жестокость и несправедливость со стороны иноземных поработителей. Так, польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Б. Хмельницкого, разграбил дом, сжег пасеку и гумно, засек до смерти его десятилетнего сына, увез его жену. В 1647 г. Б. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства.

Б. Хмельницкий понимал, что борьба против Речи Посполитой потребует огромного напряжения сил, и поэтому с первых шагов своей деятельности выступил за союз с Россией, видя в ней верного союзника Украины. Однако в России тогда бушевали городские восстания, и, кроме того, она еще была недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничивалась-^оказанием Украине экономической помощи и дипломатической поддержки. В этих условиях Б. Хмельницкий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя таким образом с юга и лишив польского короля возможного союзника.

Зборовский мир (1649). Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве при Желтых Водах отряды Б. Хмельницкого уничтожили авангард польских войск. Вскоре в генеральном сражении у Корсуня были наголову разбиты и их основные силы. Войско Б. Хмельницкого достигло Львова и Замостья. Однако недостаток боеприпасов и продовольствия, а также начавшаяся эпидемия чумы заставили Б. Хмельницкого повернуть назад. В декабре 1648 г. его войска торжественно вступили в Киев.

Объявив всеобщую мобилизацию шляхты. Речь Посполитая двинула свои войска против армии Б. Хмельницкого. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) Б. Хмельницкий разбил польскую армию, которая спаслась от окончательной гибели лишь благодаря измене крымского хана. Польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. По этому договору Речь Посполитая признавала Б. Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское -и Брацдавское, где запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Однако польские помещики получили право возвратиться на свои земли.

Белоцерковский мир (1651). Зборовский мир оказался временным перемирием. В 1650 г. военные действия возобновились. К этому времени отчетливо обозначился новый подъем освободительной борьбы украинского народа. Летом 1651 г. превосходящие силы польских магнатов встретились с войсками Б. Хмельницкого под Берестечком (река Стырь на Волыни). Полякам удалось в очередной раз подкупить крымского хана. Тот вывел свои войска из сражения и задержал у себя Б. Хмельницкого, который пытался убедить хана продолжить битву. Поражение под Берестечком и разгром отдельных восстаний карательными экспедициями вынудили Б. Хмельницкого заключить под Белой Церковью мир на тяжелых условиях.

По Белоперковскому миру под властью Б. Хмельницкого оставалось только одно воеводство Киевское. Реестр сокращался вдвое до 20 тыс. человек. Как и ранее, польские шляхтичи имели право вернуться в свои поместья, крестьяне по-прежнему обязаны были нести крепостное ярмо. Усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. В верховьях Северского Донца и Оскола (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.) образовалась Слободская Украина.

Переяславская рада (1654). Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были массовые народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г.

1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Воссоедине-' ние Украины с Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено на Украине во второй половине XVIII в.).

Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Русско-польская война 1654-1667 гг. и русско-шведская война 1656-1658 гг. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Богдан Хмельницкий Люблин, ряд городов в Галипии и на Волыни.

Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Польша стояла на краю гибели. В условиях бескоролевья после смерти короля ЯнаКазимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королевский престол, объявил войну Швеции (1656—1658). Было заключено русско-польское перемирие. Русские войска взяли Динабург (Даугавпилс), Дерпт (Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам под Гдовом (1657). Однако все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана И. Выговского, сменившего умершего в 1657 г. Б. Хмельницкого. И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей против России.

В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. Кардисский (близ Тарту) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю оставалась первоочередной, важнейшей задачей внешней политики.

Драматические события переживала Украина. Гетман И. Выговскнй в союзе с Польшей и Крымом разбил царские войска под Коногоном (1659). Население Украины не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, однако и он вскоре

(1660) перешел на сторону короля. И вновь и Запорожье, и Левобережье Украины не поддержали антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Левобережья стал запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, также добивавшийся отделения Украины от России (убит казаками в 1668 г.). На Правобережье был свой гетман П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. Эти годы на Украине стали временем разорения ("руины") и усобиц.

Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия на тринадцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, передавался России на два года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание.

Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Как пишет современник событий, восставшие "били с царем по рукам" и "держали его за платье, за пуговицы".

Пока шли переговоры, посланный царем боярин И.Н. Хованский тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие полки. Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота Коломенского, стрельцы жестоко расправились с восставшими. Погибло боле 7 тыс. москвичей. Однако правительство вынуждено было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны.

Поход Василия Уса. Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: "С Дона выдачи нет". Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы (так называемые "походы за зипунами") против Крыма и Турции, возвращаясь с богатой добычей. В 1658-1660 гг. турки и крымские татары блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми между ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия.

В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Василия Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воеводы с помощью регулярных войск вынудили Василия Уса отойти на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Разина.

Степан Тимофеевич Разин. С.Т. Разин происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, "вид его (Разина. — Авт.) был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста от был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь". С.Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно вокруг личности С.Т. Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.

В 1667 г. под руководством С.Т. Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яипкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В 1668— 1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента и до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С.Т. Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей.

Восстание 1670-1671 гг. Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

Среди народа распространились "прелестные (от слова "прельщать") письма" С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, "изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить". Как писал один иностранец — современник событий, С.Т. Разин "повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига... бояр или дворян..." Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С.Т. Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.

Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников пытки, жестокие казни, насилие "сопровождали" их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходите» наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.

Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальшщкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству.

Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Церковные реформы Никона. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и "крутой" патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков старообрядцы отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам греческим или русским унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т.д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разницы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста". Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула "великого государя", святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столипу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме, Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.

 

Глава 13. Русская культура в XIII - XVII вв.

 

 

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХШ-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало руссхим людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, "Сказание о невидимом граде Китеже" городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится "Песня о Щелкане Дудентьевиче", которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XTV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монгопо-татарского нашествия и ига. В конце ХШ начале XTV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван Ш шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо "говорить по летописцам вины новгородские", т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть "О битве на Кадке", "Повесть о разорении Рязани Батыем" (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, "Сказание о Мамаевом побоище"). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму "Задонщина", построенную по образцу "Слова о полку Игореве". Но если в "Слове" описывалось поражение русских, то в "Задонщине" их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифапий Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского основателя Троипе-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

"Хождение за три моря" (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троипе-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянскихмастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен 3,5-6,5 м, а их высота 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом. Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой "трус" (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От "граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: