Основания:
1 группа:
а) наличие возбужденного уголовного дела и поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (ч.1, 3 ст.7). Процессуально отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела, в противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. ОРМ по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находиться данное дело;
б) наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а так же о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.2 ст.7). Сведения как основание для проведения ОРМ – известия, сообщения, иная информация, в результате которых сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, фактах, представляющих оперативный интерес. Эти сведения должны иметь документальную форму и должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Если в ОВД поступают анонимные сообщения, то они не регистрируются в дежурных частях, а передаются в оперативные подразделения с целью проверки и использования информации;
в) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством (ч.5 ст.7). Относительно защищаемых лиц могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища, выдача специальных средств и оружия, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу. Решение о применении мер безопасности оформляется при вынесении постановления, в нём указываются конкретные меры и сроки;
г) запросы других органов, осуществляющих ОРД (ч.4 ст.7). Под другими органами понимаются: 1.оперативные подразделения и службы этого же ведомства; 2. органы других федеральных ведомств и министерств (оперативные подразделения ФСБ, ОВД, таможенных органов). При выполнении запросов у органов, осуществляющих ОРД, возникают взаимные обязанности. Они определяются в межведомственных соглашениях и актах, которые утверждаются руководителями этих органов;
д) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ (ч.6 ст.7). К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий. Главным исполнителем международных запросов является Национальное центральное бюро Интерпола в России, одной из задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
2 группа: оперативно-розыскное сопровождение некоторых административно-правовых режимов:
а) допуск к сведениям являющимся государственной тайной;
б) допуск к участию в ОРД;
в) допуск к опасным работам;
г) проверка лица перед заключением контракта на негласное сотрудничество;
д) лицензирование частной детективной и охранной деятельности;
е) проверка о достоверности сведений о кандидате в судьи;
ж) проверка финансирования общественных и иных организаций из иностранных источников.
Условия проведения ОРМ – это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обуславливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.
Условие: ни что не является препятствием для проведения в отношении лица ОРМ, если иное не установлено в законе.
№ | простые ОРМ | сложные ОРМ (ведомственная санкция) | судебно-санкционируемые ОРМ |
опрос | |||
наведение справок | наведение справок во внешних организациях и централизованных учётах | ||
наблюдение | электронное наблюдение (с привлечением подразделений оперативного поиска или подразделений специальных технических мероприятий) | наблюдение, связанное с необходимостью установки в жилое помещение специальной аппаратуры | |
отождествление личности | |||
сбор образцов для сравнительного исследования | |||
исследование предметов и документов | исследование предметов и документов внешними организациями | ||
проверочная закупка | проверочная закупка ограниченного или запрещённого в свободном обороте | ||
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств | негласное обследование жилых помещений | ||
снятие информации с технических каналов связи | |||
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений | |||
прослушивание телефонных переговоров с письменного согласия лица, которому угрожает опасность | прослушивание телефонных переговоров | ||
оперативное внедрение | |||
оперативный эксперимент | |||
контролируемая поставка |
В неотлагательных случаях допускается проведение мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, при условии, что в течение 24 часов соответствующий судья будет уведомлен о начавшемся мероприятии, а в течение 48 часов санкция в суде будет получена. При отказе проведения мероприятия, оно немедленно прекращается, а ранее полученная информация не может использоваться при доказывании.
Оперативный эксперимент допустимо проводить только по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Ведомственные нормативные акты могут содержать иные условия проведения оперативных мероприятий (например: рапорта, задания).