На основе краеведческого материала




Организация и методика проведения уроков

Информационно-содержательный блок.

1.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

· фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

· газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

· правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

· безработица, пьянство, наркомания.

· бездомные и нищие.

· никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

· компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Научить ребят осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

2.

Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.

Источники: 1) Библиография – архивы, библиотеки, интернет, периодические издания, путеводители, художественная литература;

2) Статистика (площадь города, население, состав населения);

3) Иконография (фотографии, гравюры);

4) Устные беседы (сбор фольклора); мятники (наблюдение за ними, рассмотрение их с различных точек зрения (исследование).

3.

В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения – изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающей среды.

Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным воспитанием учащихся. Охрана природы – стержень всего курса естествознания, вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета. Основное внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природой;

- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют формированию навыков правильного поведения в природе;

У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности. Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:

- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и связанных с этим изменениях в природе;

- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;

- о телах и веществах, их основных свойствах;

- о явлениях природы;

- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природы и зависимости от нее, о явлениях в живой природе;

- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми обитателями, особенностями его организма;

- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом;

- о хозяйственной деятельности человека рациональном природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и сохранении ее богатств.

Все эти авторы выделяют принцип краеведения.

5.

Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины. Во время работы над курсом, разработанным на материале традиционной русской культуры, перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: "Человек и его взаимоотношения с природой", "Человек и его семья", "Человек и история его народа" Место курса - в образовательном компоненте "Окружающий мир", с учетом часов национально-проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

В центре каждой из трех стоит человек: именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа как условия, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность. "Зеленый дом" (система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А. Плешаков.

1. Мир вокруг нас (1-2 класс).

2. Природоведение (3-4 класс).

3. Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс).

4. Планета загадок (4 класс, факультативный курс).Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

Учебный курс "Природа и люди" автор З. А. Клепинина.

Курс представляет единую систему, состоящую из двух подсистем. Подсистема " Я и мир вокруг" является пропедевтической ко второй подсистеме "Природоведение", а также к курсу " Введение в историю", который изучается с 3 класса. Каждая тема- " Мир людей", "Мир природы", "Здоровье" - повторяется с последовательным усложнением в 1 и 2 классах. В теме "Природа родного края" продолжается изучение природы своего края. В 3 классе учащиеся знакомятся с природой местности, где живут, то в 4 классе изучают природу своей области, узнают название административного центра, учатся находить его на карте края и России. Природа нашего края (9 часов). Тема предусматривает и практические работы, экскурсии.

Учебный курс "Окружающий мир" авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов.

Особое значение этого интегрированного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней. Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе " человек-природа-общество", воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Учебный курс " Окружающий мир" авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина.

Содержание данного курса предусматривает несколько уровней интеграции знаний. При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его, природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

Учебный курс " Мир и человек" авторы А.А. Вахрушев, А.С.Раутиан.

Основная задача курса " Мир и человек"- воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Смысл сообщения картины мира- при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

В 1 и 2 классах в инвариантной части Базисного учебного плана на федеральный и региональный компонент «Окружающий мир» (естествознание и обществознание) отводится по 1 ч. в неделю. В этих классах данный образовательный компонент дается интегрированно без деления на предметы и у разных авторов называется по-разному. Например: «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова) или «Я и мир вокруг» (авт. З.А. Клепинина), или «Мир вокруг нас» (авт. Л.А. Плешаков).

В 3 и 4 классах на изучение образовательного компонента «Окружающий мир» в инвариантной части Базисного учебного плана выделяется по 2 часа в неделю (1 час - естествознание, 1 час - обществознание). Этот компонент может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом, объединяющим знание о природе, обществе, человеке (например, «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова) или «Природоведение» (авт. А.А. Плешаков) и «Введение в историю» (авт. Е.В. Саплина, А.И. Саплин).

При анализе данных программ, видно отсутствие часов по изучению края, локальных местностей, за исключением программного курса "Природа и люди" автор З. А. Клепинина (Природа нашего края (9 часов)) и Окружающий мир" авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина (4 класс - из прошлого в будущее родного края (4 часа)). Но данного количества часов не достаточно для формирования знаний и умений по эколого – краеведческому образованию.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования рассмотрены требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу в результате изучения окружающего мира.

При анализе требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу в результате изучения окружающего мира, мы видим, что существует только два высказывания:

ученик должен знать / понимать:

· название региона, в котором живут учащиеся, родного города;

· удовлетворять познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае.

В школах края обучение естествознанию ведется в основном по книгам, таблицам и гербариям Европейской части России. Флора и фауна Дальнего Востока во многом не соответствует по зональным условиям районам Европейской части России, как по видовому составу, так и по распределению его в сообществах.

Поэтому такое большое значение имеет, введение естественнонаучных учебных курсов на краеведческой основе. Такие курсы разработаны и внедряются в школах Хабаровского края. Они дополняют различные образовательные области и должны выполнять интегративную функцию, давать основы знаний о природе своего края и закономерностях ее функционирования; способствовать общему развитию ребенка этого возраста; решать целый ряд задач воспитательного характера.

Организационно-практический блок.

1.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся: описывать достопримечательности Московского Кремля; различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры; находить место изученного события на ленте времени; находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

2. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Поверхность нашего края. (Экскурсия) рассказ о поверхности своей местности Экскурсия в лес и на луг Будут знакомиться с понятием лес и организмами, составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану. Экскурсия к водоему.

3. Описание.

Волого́дская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Население — 1 183 860[1] чел. (2017). Административный центр — город Вологда (312 686[6] чел.). Область образована 23 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР «О разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую области». Вологодская область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, рельеф здесь холмистый — чередуются низменности (Прионежская, Молого-Шекснинская), гряды (Андогская, Белозерская, Кирилловская) и возвышенности (Андомская, Вепсовская, Вологодская, Галичская, Верхневажская). Высота области над уровнем моря 150—200 метров. Поверхность — низменная равнина с множеством озёр, болот, рек и многочисленными невысокими грядами и возвышенностями. На территории области водораздел Евразии между бассейнами Северного Ледовитого, Атлантического океанов и бассейном внутреннего стока (Каспийское море). На юго-востоке области — Северные Увалы. Климат умеренно континентальный с продолжительной умеренно холодной зимой и относительно коротким тёплым летом. Суровость климата возрастает с запада на восток. Средняя температура января от −11 °C на западе области до −14 °C на востоке, средняя температура июля соответственно от +16 °C до +18 °C. Осадков довольно много — 500—650 мм в год (максимум в летние месяцы), испаряемость гораздо меньше, поэтому область богата реками, озёрами и болотами. Снежный покров лежит 165—170 дней. Продолжительность вегетационного периода составляет около 130 дней. Растительность типична для средней и южной тайги. В северной части области преобладают подзолистые почвы, в южной —дерново-подзолистые, местами встречаются болотные почвы. Леса занимают около 75 % территории области (на северо-западе и юго-востоке 80 %, в центральной части до 50 %). Более половины лесов — хвойные, в основном ельники. Самые распространённые породы лесов — ель европейская и ель сибирская, а также их гибрид — ель финская, на втором месте — сосна обыкновенная. Пихта сибирская встречается в восточной части области, а лиственница Сукачёва (русская, подвид лиственницы сибирской) — преимущественно в восточной и северной частях. Широко распространены берёза бородавчатая, берёза пушистая и осина, часто образующие вторичные леса. Несколько меньше распространены ольха серая и ольха чёрная. На участках с плодородными почвами, в основном в подлеске, реже — во втором и первом ярусах древостоя иногда растут липа мелколистная, вяз гладкий, вяз шершавый, на западе области добавляется клён остролистный, а на юго-западе — дуб черешчатый, ясень обыкновенный и лещина обыкновенная. Животный мир типичен для тайги: лось, бурый медведь, росомаха, заяц-беляк, лесная куница, барсук, волк, лисица; птицы — серая куропатка, тетерев, рябчик. В реках и озёрах водятся лосось, нельма, лещ, судак, окунь, щука и др. Природа охраняется в национальном парке Русский Север, Дарвинском заповеднике и других 198 особо охраняемых природных территориях.

Из природных ресурсов основными являются запасы древесины, велики запасы пресных вод, часть незначительного гидроэнергопотенциала реализована на Шекснинской ГЭС. Полезными ископаемыми область не богата — имеются месторождения торфа, строительных материалов, поваренной соли и минеральных вод, в реках встречается речной жемчуг, территория на границе с Архангельской и Кировской областями перспективна к обнаружению алмазных месторождений. Основной отраслью специализации является чёрная металлургия. Ведущая отрасль сельского хозяйства — молочное животноводство, на которое приходится 70 % всей продукции сельского хозяйства. Производственно-промышленный потенциал агропромышленного комплекса позволяет обеспечить потребность населения в мясе, молоке, яйце, картофеле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: