Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства.




Восточные славяне в древности. Их расселение, быт, хозяйство, верования.

Древние славяне были язычниками.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

Было 15 больших племен: кривичи, древляне, поляне, волыняне, радимичи и др.

Основными орудиями труда были: соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

 

Язычество - система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и вера в сверхъестественное. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы).

 

Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства.

 

Образование государства у восточных славян растянулось на несколько столетий и завершилось примерно в IX (девятом) веке созданием Киевской Руси.

Причинами образования государства были:

1) возникновение частной собственности на землю и другие материальные блага;

2) замена родовой общины соседской (территориальной) общиной;

3) выделение из среды общинников зажиточной верхушки;

4) закрепление власти в руках родовой знати;

5) опасность грабительских нападений со стороны соседних племён;

6) эксплуатация великого торгового пути «из варяг в греки» (Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Основные торговые восточного пути варягов: по Волге и по Днепру.

Датой образования Древнерусского государства принято считать 882 год. В это время князь Олег, захватив власть в Новгороде, совершил поход на Киев. Он впервые объединил северные и южные земли славян в единое государство. Столицей стал Киев, и поэтому государство стали называть Киевская Русь.

В 988 году Русь принимает христианство восточно- византийского толка в качестве государственной религии. Владимир I вошёл в русскую историю как первый великий реформатор

Своего расцвета Киевская Русь достигает при Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.). Этот князь много сделал для Руси. Он проводил удачную внешнюю политику. Во внутренней политике способствовал распространению христианства, торговле, формированию правовой системы (сборник законов «Русская правда»).

При Ярославе Мудром открыто много школ, библиотек, были установлены дипломатические связи с европейскими государствами. Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы.

1.НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

Исторически первой теорией, объясняющей феномен возникновения государства у восточных славян, была так называемая норманнская теория. Норманнская теория возникла в XVIII веке (Август Людвиг Шлецер (1735-1800), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами - выходцами из Скандинавии, которых на Руси называли варягами. При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен миф о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси. Три князя пришли на Русь и в 862 году: Рюрик - в Новгород, Трувор - в Изборск, Синеус - в Белоозеро, т.е. их пригласили на княжение. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности. Крайнее проявлением концепции - утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. Цель теории - показать неполноценность восточнославянских народов. Утверждали, что слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

2. Славянская (антинорманская) теория.

Против норманнской теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов, родоначальник теории происхождения Древнерусского государства (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: