мировые войны. Горе и радость были общими, последний кусок хлеба и глоток воды делили на всех. И видящий летящую пулю закрывал от нее невидящего.




Актрисе Екатерине ГРАДОВОЙ достаточно было сыграть одну роль – радистки Кэт в легендарном телефильме «Семнадцать мгновений весны», чтобы ее узнали и полюбили миллионы телезрителей.

Тема войны и тема веры для актрисы Екатерины Градовой связаны неразрывно. «Двадцать восемь миллионов погибших – это высокая точка соединения людей в нашей стране, – говорит она. – Именно соединения в любви и благодарности, а не разъединения, которое мы видим повсеместно». Наш разговор – о христианском смысле роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», об отце-фронтовике, о маме-монахине и о вере Иннокентия Смоктуновского.

Первую роль в кино Екатерина сыграла еще студенткой. Ее кинодебют в фильме «Осенние свадьбы» остался незамеченным. Всенародную любовь актрисе принесла ее Кэтрин Кин в «Семнадцати мгновениях весны». Причем сначала роль радистки предназначалась Ирине Алферовой, но она была в загранкомандировке. В исполнении Градовой радистка Кэт – мягкая, женственная и беззаветно преданная Родине и своему начальнику Штирлицу. Популярность её героини была столь велика, что в семидесятые годы в моду снова вошли береты. В магазинах женщины просили: «Мне, пожалуйста, шапочку, как у Кэт, радистки!».

– Екатерина Георгиевна, Ваш отец прошел войну. Как и в чем его рассказы повлияли на Ваше отношение к Великой Отечественной войне?

– Мой папа, доктор архитектуры, профессор, командовал отделением 20-й штурмовой инженерно-саперной Свирской бригады Карельского фронта. Он принимал участие во многих разведывательных и боевых операциях, сохранив всех вверенных ему солдат. Он был очень сдержанным и сильным человеком. Свой путь на войне не считал чем-то особенным, только долгом. Наверное, так думают и говорят почти все воевавшие в те годы. У каждого была своя история, своя война, но все были тогда вместе, весь многонациональный народ. Папа рассказывал, что в атаку бросались и в окопе сидели казах, грузин, русский, чеченец, украинец, азербайджанец... И все они говорили: «Я – русский солдат». Так было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую

––––––––––––––––––––––––––––– ЕКАТЕРИНА ГРАДОВА ––––––––––––––––––––––––––––––– 2

мировые войны. Горе и радость были общими, последний кусок хлеба и глоток воды делили на всех. И видящий летящую пулю закрывал от нее невидящего.

– Что изменилось в празднике Дня Победы к сегодняшнему дню?

– Раньше это был особый день в году… Сегодня День Победы – пока еще народообразующий праздник, но многое уже формально. Об отношении к этому святому дню можно судить по двум факторам: первое – многие дети уже не знают, с кем мы воевали, и кто победил. И второе – отношение к ветеранам. Осталась малая горстка тех, кто не позволил уничтожить нашу веру и наше Отечество. Некоторые из них, не раздумывая, шли навстречу смерти, а теперь даже не в состоянии передвигаться самостоятельно, у них масса проблем с жильем, лекарствами и т. д. А ведь это так просто – согреть их всех. Где мы? Зачем «ходим в след сердцу своему»?

Именно во время съемок телефильма «Семнадцать мгновений весны» у Екатерины Градовой начался роман с Андреем МИРОНОВЫМ, с которым она работала в одном театре. Уже на первом свидании Миронов сделал девушке официальное предложение руки и сердца. В 1971 году они поженились. «Наш брак был заключен по большой любви. Он оказался коротким, но не все, что коротко, лишено продолжения. Бывает, что одно мгновение прорастает в вечность, а десятки прожитых лет проходят бесследно. Наш союз был отмечен рождением дочери Маши (ныне популярная актриса Мария Миронова – Авт.)», – вспоминает Екатерина Георгиевна.

– Как для Вас связаны тема войны и тема веры?

– Я думаю, что на войне человек восходит туда, где, как на Страшном суде, открываются все «помышления сердец». Одни предстоят Богу, а другие, низостью своей приобретшие продолжение своего существования после войны, до конца жизни не могут смотреть на небо.

Теперь мы уже знаем множество примеров чудес, совершившихся на войне по вере. Помню отрывок из последнего интервью Иннокентия Михайловича Смоктуновского, за год до его кончины. Его спросили, верующий ли он. И ответ был таким: «Верующий, да, верующий! На эту тему говорить очень сложно, я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной – ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Я, совершенно бессильный, раздираемый хворями, был в плену у немцев, попал под Житомиром, когда город переходил из рук в руки... Я забрался под мост, а сверху проходила огромная колонна военнопленных, гнали тысяч тридцать моих товарищей, которые вместе стояли насмерть. Когда они шли сверху, шурша своими подметками, я молил Бога, может, уцелею, хотя, собственно говоря, подыхал. И вдруг справа я увидел: спускаются сапоги немецкие.

–––––––––––––––––––––––––––––– ЕКАТЕРИНА ГРАДОВА ––––––––––––––––––––––––––––– 3

Почему немецкие? Потому что у немецких офицеров высокий каблук. Зачем спускаться офицеру с парабеллумом в руке? Для чего ему идти на лед этой речушки, где под мостом стою я за столбом? Он шел с совершенно определенной целью – проверить, нет ли кого под мостом. И вдруг он на своих высоких каблуках поскользнулся и на четвереньках пополз задом от меня на противоположный берег. А когда он пересек эту речушку и сапоги снова вышли на снег, где не было скользко, я успел перебраться за другой столб. Я верую не потому, что тогда спасся, я веровал и раньше, когда еще никто не шел ко мне с парабеллумом в руке...».

– Ваша мама ушла в монастырь, стала монахиней. Как и почему это произошло?

– С раннего детства в жизни моей мамы (она была сиротой) основой был труд. Мама не имела прав, а только обязанности. И вот это сочетание острого одиночества с чувством ответственности за людей, у которых она жила, не получая тепла, сформировало ее. Так протекла вся ее жизнь – не для себя. Когда пришла вера с многочасовым молитвенным трудом, через 13 лет, она приняла это решение, получив благословение схиархимандрита Кирилла (Павлова), человека высочайшего духа. Мама получила постриг в Даниловом монастыре в день святой великомученицы Екатерины с именем монахини Даниилы. Этот день был нашим с ней праздником.

– Быть дочерью монахини – что это для Вас значит?

– Монашеская молитва – это особый мир. Когда мама была с нами, я чувствовала, слышала сердцем, как горячо она молится за меня. Перед ее уходом в мир иной последними словами мамы были слова любви. И сейчас эта теплота и нежность ее любви через ее молитву опять со мной. Это очень глубокое переживание.

– Вы разработали предмет для занятий с детьми – «Живое слово». В чем его суть?

– «Разработала» – это неправильно сказано. Я просто работала с детьми на основе Слова, дающего жизнь. Главным было, конечно, Евангельское Слово. В советские времена мы были начитаны, но разрешенная классика (поэзия и проза) была почти лишена духовного аспекта. Казалось, что все поэты и писатели были атеистами. Теперь нам открыта глубокая вера великих людей и исповедание её в их трудах. Вот и наступило в преподавании литературы время «Живого Слова».

– Что, с Вашей точки зрения, происходит сегодня со словом? Есть мнение, что в эпоху Интернета слово – как высказывание, за которое нужно нести ответственность, – умирает… – Почему только Интернет? А телевидение, радио, театр, кино? Ведь сейчас принято говорить в любом собрании о чём угодно – невзирая на то, что кто-то может быть убит этим словом, шокирован, развращен, унижен. На нас изливается поток подсознания, порой грязный поток. Люди делятся своими заблуждениями, ересями, извращениями. Многое

–––––––––––––––––––––––––––––– ЕКАТЕРИНА ГРАДОВА –––––––––––––––––––––––––––– 4

Из того, что требует незамедлительного обращения к психологам, психиатрам и духовникам, почему-то считается особым мышлением и даром слова. Что же касается Слова высокого, то оно не преподается, а реформа образования – по замыслу и реализации – направлена на то, чтобы свести к минимуму преподавание русского языка и великой русской литературы. Выход только один – духовное воспитание детей в семьях и школе.

– Верующие миряне вдохновляются примерами других верующих мирян. Кого Вы могли бы назвать для себя примером?

– Мы живем на земле и не вспоминаем, что рядом с нами, в другом измерении – Град Божий, где сонм святых мирян, мучеников, преподобных, проживших или отдавших жизнь за Христа. Вот вам живые примеры. Как страшно прожить жизнь у телевизора и так и не узнать о них! Я думаю, что жития святых – основная литература, если можно ее так назвать в нашей жизни. Ею нельзя пренебрегать. А из живущих людей – много рядом со мной подвигоположников. Они служат Богу и людям, отдаваясь целиком этому служению, переступая через свое «я», свои болезни и скорби, изливая любовь на всех, кто их окружает. Вот рядом с такими людьми начинаешь меняться, начинаешь понимать, ради чего вся наша жизнь.

– Однажды Вы приняли решение уйти из профессии. Как пишут в СМИ, одна из причин – несовместимость актерской профессии, «лицедейства» с верой? Так ли это на самом деле?

– Понимаете, когда актер – художник, то он выстраивает не только свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в данную эпоху. Величайшим художником был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он говорил о своей работе: «Я попытался сделать глубже, выше...». Выше – вот цель его творчества. Высота – это всегда Господь, а нравственность без Бога истолковывается каждым по-своему.

А я никогда не была художником, я была только исполнителем и не имела высокой цели. Меня эта профессия разрушала. Вера пришла в середине жизни, времени для изменения оставалось мало, и я приняла решение оставить театр. Тем более, что Господь подарил мне внука и сына, которые заполнили мою жизнь до краев.

– Для зрителей самая любимая ваша роль – радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Какое значение сейчас для вас имеет эта работа – как для православной христианки?

– А ведь появление этого фильма в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка больших ролей, и практически фильм у меня один. Я очень высоко ценю «Семнадцать мгновений весны» по режиссуре и по работам больших артистов, запечатленных в нем. Например, Евгений Евстигнеев – уровень большого мирового кино. Я счастлива, что в моем изменившемся духовном мировоззрении я не опозорилась, сыграв эту роль. Спасибо Господу, что он присмотрел за мной и не возникло что-то малосодержательное на всю страну. Ибо смысл этой роли – христианский: любовь, долг и жертва!

– В одном интервью Вы сказали: «Искусство есть творчество, которое возможно только в единении с Творцом и совершается людьми, растворен-

––––––––––––––––––––––––––––– ЕКАТЕРИНА ГРАДОВА –––––––––––––––––––––––––––––– 5

Ными в любви». Где для Вас «царский путь», по которому нужно пройти верующему актеру? Ведь сегодня молодые люди, верующие с детства, – не редкость. Что же получается: если кто-то из них чувствует в себе призвание актера, надо в себе это задушить и выбрать «нормальную» профессию?

– Отец Павел Флоренский полагал, что «задача культуры – борьба с законом падшего мира, всеобщим уравниванием, смертью, хаосом... И в борьбе Христа и антихриста культура должна быть на стороне Христа». И вот вопрос только в том, чей зов слышат те, кто ощущает в себе призвание быть актерами? Если от Бога, то – вперед! Следить за каждой своей мыслью, каждым словом, исходящим из твоих уст. А главное, не допускать лжи, не принимать участия в тех проектах, где, к примеру, искажается история нашего Отечества или где втаптывается в грязь человек, как творение Божие. Понимаю, что это тяжело, т.к. «профессия актера весёлая, но зависимая», как говорил известный актер и режиссер Александр Анатольевич Ширвиндт. Одним словом – это борьба, а не самолюбование, не деньги и не слава…

P.S. Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой продлился недолго: уже в 1974 году они расстались, а в 1976-м официально оформили развод. Сегодня Градова считает, что это было большой ошибкой. «Я не смогла переступить через один факт его биографии, который по молодости лет всегда воспринимается трагично. Теперь я, конечно, даже не придала бы этому значения. Я никогда не думала, что жизнь Андрея оборвется в сорок шесть лет, поэтому не подводила итогов в наших отношениях. Но всегда чувствовала, что он однолюб», – рассказывает Градова. Бывшие супруги сохраняли хорошие отношения вплоть до трагической смерти Миронова. Внезапная смерть бывшего мужа перевернула жизнь актрисы. Мир для нее словно померк. Театр сатиры, где они вместе работали, стал тяготить. Она не могла заставить себя выходить на сцену, где играл Миронов. И Екатерина ушла из театра. А чуть позже она тяжело заболела. Почти два года вообще никуда не выходила. Диагноз не могли определить даже кремлевские врачи. Однажды в больнице она случайно услышала, как врач сказал её близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда Екатерина обратилась к Богу, и болезнь постепенно отступила. Вернуться к прежнему образу жизни она уже не захотела. Екатерина окончила курс в Свято-Тихоновском Богословском институте. Создала благотворительный фонд «Обретение», который занимался детьми-сиротами и одинокими стариками. Преподавала в гимназии основы духовной нравственности и даже придумала предмет – «Живое Слово» – изучение словесности на основе Библии и русской классики. Потом купила дом во Владимирской области, стала совершать вместе с местными ребятишками паломничества по святым местам, учить их Закону Божьему, устраивать концерты. В 1991 году Екатерина вышла замуж во второй раз. Ее муж – Игорь Тимофеев, бывший физик-ядерщик, человек, обладающий энциклопедическими знаниями, – сейчас занимается информатикой. «У нас – духовный союз. Супруг разделяет мои взгляды и убеждения», – говорит Екатерина Георгиевна. Вскоре после венчания супруги взяли приёмного ребенка. Алёшу усыновили, когда ему было три года. Он из того же детского дома, что и малыши в фильме «Семнадцать мгновений весны»…

Источники: 1) https://www.foma.ru/article/index.php?news=7426 2) https://www.vzov.ru/2006/10/01.html

3) https://zen.yandex.ru/media/den/pochemu–ekaterina–gradova–ushla–ot–andreia–mironova–5c91de6e145fc000b37c1aee?utm_source=serp



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: