АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
педагога – психолога
Лейман О.Н.
за 2014-2015 год.
г. Урай
В данный момент в Доме ребенка находится 119 воспитанников.
За 2014- 2015 год поступило 130 человек, выбыло 142.
Цель работы педагога- психолога:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания детей в Доме ребенка. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи работы педагога-психолога:
1. Заботится о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка. Создать в группах атмосферу
гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
позволит растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
2. Развитие социальных и коммуникативных умений.
3. Развитие познавательной активности.
4. Развитие эмоциональной сферы.
Психолого-педагогическое сопровождение в Доме ребенка – это система деятельности педагога- психолога и педагогов, направленная на создание благоприятных социально психологических условий, обеспечивающих сохранение психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем возникающих у него в процессе взаимодействий в Доме ребенка социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте)
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1.Психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и
нравственного развития воспитанников;
2.Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
3.Помощь в (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации: нарушения эмоционально- волевой сферы,
проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
4.Содействие в повышении психологической компетентности педагогов и
родителей;
5.Организация при необходимости, развивающих и коррекционных
мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
6.Психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
7.Развитие психоло-педагогической компетентности (психологической
культуры) воспитанников, родителей, педагогов;
Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.
Виды деятельности по психоло-педагогическому сопровождению.
-профилактика;
-диагностика;
-развивающая работа;
-коррекционная работа
Психодиагностическая работа в учреждении ведется по следующим направлениям:
- Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятия, память);
- Диагностика эмоциональной сферы (проявление агрессивного поведения,
страхи, тревожность);
- Диагностика прохождение периода адаптации вновь поступивших детей;
В этом году было охвачено 119 воспитанников Дома ребенка с различными нарушениями в НПР. С сентября по май месяц было проведено 115 диагностических обследований по эпикризным срокам. Результаты обсуждались коллегиально на ПМПК и фиксировались в протоколах, так же на каждую группу велись дневники наблюдений за развитием НПР детей Дома ребенка. Положительная динамика в развитии отмечалась у 95% детей (групп №- 1 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). У 15 % незначительная динамика – в группе № 1. У 5 % детей нет положительной динамики – это дети с глубокой патологией в развитии (в группе № 1, карантинном отделении).
В работе использовались следующие педагогические направления:
1. Наблюдение.
2. Диагностическое обследование.
3. Коррекционно – развивающая работа.
Наблюдение за НПР детей (группы № 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) проводилось во время: занятий, режимных моментов, музыкальных и спортивных развлечений, в свободной деятельности. В результате наблюдений было выявлено, что у 75 % воспитанников отмечается: неустойчивая, быстро меняющееся настроение, слабовыраженные эмоции, слаборазвита самостоятельная деятельность, которая требует организующее помощи взрослого.
Следующее направление – диагностическое. В результате диагностики в возрасте от 3 до 5 лет (группа № 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) было проведено 24 обследований.
В результате обследования было выявлено следующее:
- В работоспособности детей отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения.
- У большинства детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно.
-У большинства детей отмечаются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности.
- В характеристики внимания отмечается неустойчивость, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.
-Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием агромматизмов.
По результатам диагностики была сформирована группа детей разного возраста, для коррекционно – развивающих занятий, в количестве 25 человек, наиболее нуждающихся в помощи. С сентября по май месяц состав детей коррекционной группы постоянно менялся. Остальные дети Дома ребенка имели психологическое сопровождение психолога в течении года. Это дети, не достигшие трехлетнего возраста и дети и с Тотальным недоразвитием ВПФ.
При работе с детьми использовала следующие формы коррекционной работы:
1. Индивидуальная.
2. Малые подгруппы.
С сентября по май месяц коррекционно – развивающей работы было проведено:
1. Индивидуальных занятий – 92
2. Малые подгруппы – 45
Коррекционно – развивающую работу строила по двум направлениям- когнитивный блок (интеллектуальное развитие) и эмоционально волевой блок (общение и развитие коммуникативных качеств). В работе использовала следующие методы и приемы коррекционно развивающей работы:
- игровая терапия;
- песочная терапия;
- пальчиковая гимнастика;
- элементы – сказкотерапия;
- упражнения на тактильное восприятие;
- упражнения на развитие памяти, мышления, воображения и внимания.
Вывод: В результате проведенной коррекционно- развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: положительна динамика у 85 % детей, у 15 % - не значительная.
Рекомендации
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии сложная задача требующая привлечения различных специалистов, В условиях Дома ребенка коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив разрабатывает карты сопровождения развития ребенка. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов и специалистов в Доме ребенка.
Работа по заполнению карт начинается с момента поступления ребенка в Дом ребенка, вся проводимая работа отражена в этих картах, что позволяет вовремя определить «зоны внимания» и «точки их роста у ребенка.
Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов в Доме ребенка и педагогов. Работа детьми, попадающими в «зону внимания», стала более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты приобрело скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестала строиться по принципу конвейера, что позволило что позволило осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка.
Таким образом, внедрение в практику карт психологического сопровождения развития ребенка позволило интегрировать и скоординировать деятельность специалистов Дома ребенка в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно-развивающей помощи ребенку с проблемами в развитии позволяет грамотно определить траекторию медико-психологического сопровождения воспитанников, что соответствует своевременным критериям гуманного образования.
Задачи на следующий год:
К ачественное сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психо-просветительская работа с педагогами и родителями.
В своей работе использовала следующие диагностические методики:
- «Психодиагностические методики» под. ред. Р.С. Немова
-«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» под.ред. С.Д.Забрамная, О.В.Боровик.
- «Диагностика психического развития детей 0-7» под. ред С.В. Рогова.
- «Методики психолого-педагогического обследования от 0-7 лет» под.ред. Е.А.Стребелевой.
-«Диагностика нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под.ред. к.л. Печеры.
- «Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.Закаревская.
- «Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении» под. ред. Т.Д.Марцинковского.М. 2001.г.
- Рогов Е.И. «Замкнутость и коррекция» Настольная книга практического психолога Учеб. Пособие М. 1999.г
-Рогов Е.И. «Коррекционные приемы и упражнения» Настольная книга практического психолога учеб. Пособие М.1996г.
Психологическое заключение на 25.05 2011 г.
Масляева Даша | Когнитивные процессы ВПФ ближе к норме, нарушение моторики |
Захарова Алиса | Парциальная несформированность по речевому типу |
Гафарова Рамзия | Когнитивные процессы ВПФ ближе к норме, нарушение моторики |
Низомов Данил | Парциальная несформированность ВПФ по речевому типу с легкими поведенческими расстройствами |
Омутов Максим | Когнитивные процессы ближе к возрастной норме |
Платонов Саша | Парциальная несформированность по речевому типу |
Никишин Вова | Задержанное развитие сомотагенного происхождения, нарушение моторики |
Тухунов Максим | Поврежденное развитие |
Сафроненко Ирина | Поврежденное развитие |
Садырова Маликахон | Парциальная несформированность по смешанному типу |
Саитов Андрей | Порциальная несформированность по речевому типу |
Швалев Коля | Парциальная несформированность ВПФ по речевому типу |
Тимофеева Даша | Когнитивные процессы ВПФ в пределах возрастной нормы |
Чокой Кирилл | Когнитивные процессы в пределах возрастной нормы |
Носова Люда | Задержанное развитие |
Беленко Арина | Парциальная несформированость ВПФ по речевому типу |
Светличная Саша | Уровень НПР ниже возрастной нормы |
Старостина Милана | Когнитивные процессы ВПФ в пределах возрастной нормы. |
Шаманиди Софья | Уровень НПР ближе к норме |
Иванова Ксения | Парциальная несформированость ВПФ по речевому типу |
Миниахметова Вика | Парциальная несформированност ВПФ с преобладанием несформированностью вербального компонента в сочетании с несформированность эмоционально-волевого компонента |
Попушой Вика | Тотальная несформированность ВПФ |
Белоногова Лариса | Тотальная несформированность ВПФ |
Рощупкин Саша | Тотальная несформированность ВПФ |
Соколов Артем | Тотальная несформированность ВПФ |
Асташов Никита | Тотальная несформированность ВПФ |
Бурмистров Богдан | Тотальная несформированность ВПФ |
Собко Вика | Тотальная несформированность ВПФ |
Черемных Андрей | Тотальная несформированность ВПФ |
Платонов Коля | Тотальная несформированность ВПФ |
Беляев Марк | Тотальная несформированность ВПФ |
Парциальная несформированность ВПФ по речевому типу | |
Кашун Василиса | Поврежденное развитие |
Грицевский Русла | Поврежденное развитие |
Ващилова Влада | Поврежденное развитие |
Сидорова Лиза | Поврежденное развитие |
Попов Андрей | Когнетивные процессы ВПФ ближе к норме |
Джалилова Луиза | Поврежденное развитие |
казенное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Отчет
о проделанной работе педагога – психолога
Лейман О.Н.
За 2012-2013 год.
г. Урай
В данный момент в Доме ребенка находится 103 воспитанника. За 2012-
2013 год поступило 64 человек, выбыло 59.
Цель: Контроль за ходом психического развития воспитанников и
психологическая коррекция познавательной и эмоционально – волевой сферы.
Годовые задачи:
1. Создание психологических условий для полноценного развития ребенка.
2. Развитие социальных и коммуникативных умений.
3. Развитие познавательной активности.
4. Развитие эмоциональной сферы.
В этом году было охвачено 114 воспитанников Дома ребенка с различными нарушениями в НПР. С сентября по май месяц было проведено 109 диагностических обследований по эпикризным срокам. Результаты обсуждались коллегиально на ПМПК и фиксировались в протоколах, так же на каждую группу велись дневники наблюдений за развитием НПР детей Дома ребенка. Положительная динамика в развитии отмечалась у 75% детей (групп №- 1 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). У 15 % незначительная динамика – в группе № 1. У 5 % детей нет положительной динамики – это дети с глубокой патологией в развитии (в группе № 1, карантинном отделении).
В работе использовались следующие педагогические направления:
4. Наблюдение.
5. Диагностическое обследование.
6. Коррекционно – развивающая работа.
Наблюдение за НПР детей (группы № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8) проводилось во время: занятий, режимных моментов, музыкальных и спортивных развлечений, в свободной деятельности. В результате наблюдений было выявлено, что у 75 % воспитанников отмечается: неустойчивая, быстро меняющееся настроение, слабовыраженные эмоции, слаборазвита самостоятельная деятельность, которая требует организующее помощи взрослого.
Следующее направление – диагностическое. В результате диагностики в возрасте от 3 до 5 лет (группа № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8) было проведено 54 обследований.
В результате обследования было выявлено следующее:
-В работоспособности детей отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения.
- У большинства детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно.
-У большинства детей отмечаются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности.
- В характеристики внимания отмечается неустойчивость, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.
-Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов.
По результатам диагностики была сформирована группа детей разного возраста, для коррекционно – развивающих занятий, в количестве 23 человек, наиболее нуждающихся в помощи. С сентября по май месяц состав детей коррекционной группы постоянно менялся. Остальные дети Дома ребенка имели психологическое сопровождение психолога в течении года. Это дети, не достигшие трехлетнего возраста и дети и с Тотальным недоразвитием ВПФ.
При работе с детьми использовала следующие формы коррекционной работы:
3. Индивидуальная.
4. Малые подгруппы.
С сентября по май месяц коррекционно – развивающей работы было проведено:
3. Индивидуальных занятий – 108
4. Малые подгруппы – 63
Коррекционно – развивающую работу строила по двум направлениям- когнитивный блок (интеллектуальное развитие) и эмоционально волевой блок (общение и развитие коммуникативных качеств). В работе использовала следующие методы и приемы коррекционно развивающей работы:
- игровая терапия;
- песочная терапия;
- пальчиковая гимнастика;
- элементы – сказкотерапия;
- упражнения на тактильное восприятие;
- упражнения на развитие памяти, мышления, воображения и внимания.
По итогам коррекционной работы значительная динамика у 82 % детей, у 17 % - не значительная.
Также систематически осуществлялась консультативно просветительская работа среди педагогического коллектива. Воспитатели своевременно получали необходимые консультации, помощь в проведении диагностик, в подготовке педагогических представлений и характеристик на воспитанников и другой документации.
На следующий учебный год планирую использовать в своей работе тренинговую программу под редакцией Крюковой С.В. «Здравствуйте я сам! Для работы с детьми с трех до шести лет.
Цели программы:
- развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;
-учить детей улавливать, основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
-формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
-помогать детям, осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне;
- развивать самосознание, уверенность, внимание;
-повышать групповую сплоченность.
Продолжить использовать в своей работе программу под редакцией Н.В. Серебряковой «Комплексная коррекционно-развивающая программа «Ступеньки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста». И программу В. Г. Клягиной «Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии».
В своей работе использовала следующие диагностические методики:
- «Психодиагностические методики» под. ред. Р.С. Немова
-«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» под.ред. С.Д.Забрамная, О.В.Боровик.
- «Диагностика психического развития детей 0-7» под. ред С.В. Рогова.
- «Методики психолого-педагогического обследования от 0-7 лет» под.ред. Е.А.Стребелевой.
-«Диагностика нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под.ред. к.л. Печеры.
- «Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.Закаревская.
- «Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении» под. Ред.Т.Д.Марцинковского.М. 2001.г.
- Рогов Е.И. «Замкнутость и коррекция» Настольная книга практического психолога Учеб. Пособие М. 1999.г
-Рогов Е.И. «Коррекционные приемы и упражнения» Настольная книга практического психолога учеб. Пособие М.1996г.
Психологическое заключение на 25.05 2013 г.
Шабалина Полина | Когнитивные процессы ВПФ ближе к норме, нарушение моторики |
Шабданов Бектур | Психологическое развитие ниже возрастной нормы |
Сафронова Марина | Когнитивные процессы ВПФ ближе к норме, с поведенческими нарушениями |
Сидорова Лиза | Поврежденное развитие |
Савченко Артем | Психологическое развитие развитие ближе к норме |
Байдашин Владимир | Парциальная несформированность по речевому типу |
Захаров Владимир | Задержанное развитие сомотагенного происхождения, нарушение моторики |
Тухунов Максим | Поврежденное развитие |
Поврежденное развитие | |
Яхонтов Елисей | Парциальная несформированность по речевому типу |
Ермолаев Аким | Порциальная несформированность по речевому типу |
Рак Андрей | Парциальная несформированность ВПФ по речевому типу |
Гордя Настя | Когнитивные процессы ВПФ ниже возрастной нормы |
Плотникова вера | Когнитивные процессы отстают от возрастной нормы |
Шаманиди София | Когнитивные процессы в пределах возрастной нормы |
Романова Катя | Когнитивные процессы в пределах возрастной нормы |
Рамазанов Данил | Когнитивные процессы в пределах возрастной нормы |
Аминеева Виктория | Когнитивные процессы ВПФ в пределах возрастной нормы. |
Мильков Матвей | Когнитивные процессы в пределах возрастной нормы |
РешиловНикита | Тотальная несформированность ВПФ |
Хрушкова Арина | Тотальная несформированность ВПФ |
Минеева Влада | Тотальная несформированность ВПФ |
Карпов Максим | Тотальная несформированность ВПФ |
Семененко Виталий | Уровень НПР значительно отстает от возрастной нормы |
Федорищева Ирина | Тотальная несформированность ВПФ |
Шагов Иван | Тотальная несформированность ВПФ |
Суслин Павел | Уровень НПР значительно отстает от нормы.ЗПРР выраженной степени |
Бородин Сергей | Уровень НПР значительно отстает от нормы |
Пастухов Арсений | Тотальная несформированность ВПФ. Аутические проявления |
Шакирзянов Артем | Тотальная несформированность ВПФ |
Сальникова Кира | Тотальная несформированность ВПФ |
Кашун Василиса | Поврежденное развитие |
Вагнер Галина | |
Ожеререлев Сергей | Поврежденное развитие |
Ефремов Саша | Поврежденное развитие |
Вайветкин Андрей | Тотальная несформированность ВПФ |
Платонов Коля | Тотальная несформированность ВПФ |
Серпеченко Владимир | Тотальная несформированность ВПФ |
Бурлеску Иван | Тотальная несформированность ВПФ |
Химич Леонид | Когнитивные поцессы значительно отстают от возрастной нормы |
Елтышев Захар | Когнитивные процессы ближе к нормке |
Гималетдинова Карина | Когнитивные процессы ближе к норме |
Гусейнова анжила | Когнитивные процессы отстают от нормы |
Калашник Олеся | Когнитивные процессы отстают от нормы |
Мелехов Ринат | Когнитивные процессы отстают от возрастной нормы |
Шамаратов Саша | Когнетивные процессы отстают от возрастной нормы |
Япаров Данил | Когнитивные процессы отстают от нормы |