Задания: 1. Укажите случаи тавтологии и плеоназма. 2. Укажите и исправьте ошибки, допущенные в словоупотреблении. 3. Отредактируйте предложения.




 

Пример: Барабан, рисунок 2.4, вспомогательного механизма подъёма состоит из тех же частей, что и барабан главного подъёма, закрепляется также аналогично.

 

Комментарий 1: При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2: В предложении наблюдается тавтология (повтор слов подъем, барабан), а такженеверное оформление ссылки: рисунок 2.4.

Вариант правки: Структура, способ крепления барабанов на главном подъеме и на вспомогательном механизме одинаковы (рис. 2.4.).

1. В зависимости от потребления услуг и особенностей создаваемого эффекта эффективность объектов информационного бизнеса по-различному проявляется в отраслях материального производства. 2. В зависимости от требований заказчика и характера продукции лак может наноситься выборочно, т. е. избирательно, в требуемых местах, или по всей площади листа – так называемое сплошное лакирование. 3. Далее определяем реакции, действующие в перекрытии. Реакции определяем с помощью программы PEREKR, реализующий алгоритм расчета на основе метода перемещений. 4. Для обеспечения безопасной работы предусмотрены организационные мероприятия. 5. Замена деталей на алюминиевом кузове выполняется тоже так же как и на кузове из стали – снятие (демонтаж), подгонка, установка. 6. История строительства протяженных магистральных газопроводов в России составляет более 50-ти лет. С увеличением рабочего давления и диаметра трубы транспортируемые объемы в газовых трубопроводах увеличились, и это получило свое выражение в явных экономических преимуществах. 7. К факторам, формирующим регрессионную модель, предъявляются следующие основные требования. 8. Около 20% фондов и капитальных вложений в инфраструктуру вкладывается. 9. Основной доминантой данной работы является изучение напряженно-деформированного состояния крыла коммерческого экраноплана, т.е. будет рассмотрено нагружение сразу трех силовых лонжеронов. 10. Расход нефтяного сырья регулируется регуляторами расхода. 11. Расчёт потокораспределения производится с помощью программы Project. Программа Project предназначена для использования в курсовом и дипломном проектировании…. Программа предназначена для расчёта симметричного установившегося режима электроэнергетических систем произвольной конфигурации.

Упражнение № 19

Задания:

1. Выявите генитивные цепочки (ряды существительных, употреблённых в форме родительного падежа).

2. Укажите случаи нарушения лексических и грамматических норм, исправьте ошибки. 3. Отредактируйте предложения.

Пример: Рассмотрим кратко постановки задач выбора оптимальных решений.

Комментарий 1: При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 Ч.1 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2: Генитивная цепочка, которая включает в себя три или более словоформы существительных Родит. падежа (подряд), существенно затрудняет восприятие текста. Избежать этого явления при редактировании текста можно с помощью следующих приёмов:

– убрать из цепочки малоинформативное слово (слова):

– заменить беспредложную словоформу существительного словоформой с предлогом;

– заменить отглагольное существительное глаголом;

– заменить одно из существительных причастным оборотом;

– заменить одно из существительных придаточным предложением.

Комментарий 3: В данном предложении генитивная цепочка: постановки задач выбора решений. Нарушение лексической сочетаемости: рассмотрим кратко. Неверное употребление отвлеченного существительного в форме множественного числа: постановки.

При редактировании осуществляем замену беспредложной словоформы Р.п. выбора словоформой Д.п. предлогом по выбору.

Вариант правки: Кратко охарактеризуем постановку задачи по выбору оптимальных решений.

1. В конечном итоге развития всех составных частей информационного бизнеса сказывается на росте производительности труда. 2. Важной тенденцией улучшения технико-экономических и экологических аспектов работы установок первичной перегонки нефти является отказ от использования водяного пара. 3. Как видно из эпюр изгибающих моментов лонжеронов, самым нагруженным является первый (носовой) лонжерон. Поэтому в дальнейших расчетах нас будет интересовать именно он. 4. Распространённой ошибкой является составление схемы без учёта реальных условий работы электроустановки. 5. При проектировании гидроузлов на малых реках необходимо предусмотреть мероприятия по предотвращению попадания в водоемы маслосмазывающих продуктов отдельных узлов механического оборудования гидротехнических сооружений. 6. Составители схемы часто недооценивают важности обеспечения надёжного электропитания оперативных цепей. 7. Команда INT N сохраняет в стеке содержимое регистра признаков вызывающей программы. 8. Контакты реле контроля наличия напряжения переменного тока могут спекаться из-за длительных вибраций. 9. Необходимо предусмотреть опасные последствия (и способ их устранения) непродуманной системы электропитания цепей релейной защиты. 10. Разработаны методики и алгоритмы для расчета по результатам натурных измерений в действующих сетях с нелинейными и изменяющимися во времени нагрузками параметров схем замещения на основании трехфазной цифровой информации о мгновенных значениях фазных напряжений и токов в исследуемом узле.

Упражнение № 20

Задания:

1. Назовите неудачные способы выражения оценки. Замените их более уместными в рамках научного стиля. 2. Укажите случаи нарушения лексических и грамматических норм. 3. Отредактируйте предложения.

Комментарий : При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 Ч.1 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

 

Пример правки: См. в предыдущих упражнениях по теме.

1. В ремонтном окрашивании сейчас применяются акрилполиуретановые эмали, которые обеспечивают превосходный вид покрытия и его защитные свойства. 2. В России продолжается трудный процесс перехода от централизованных методов управления к новым рыночным механизмам. Жизнь показала явные недостатки этого процесса для всех сфер деятельности человека. 3. Особенности работы газотурбинных агрегатов в наилучшей степени, среди отмеченных типов ГПА, отвечают требованиям эксплуатации газотранспортных систем. 4. Отличительной особенностью ДКС от линейных КС является высокая степень сжатия 2-4, улучшенная подготовка технологического газа (осушители, сепараторы, пылеуловители). 5. Отрихтованная поверхность кузова визуально выглядит ровной, тем не менее она недостаточно подготовлена, чтобы на неё можно было нанести окрасочные материалы. 6. По мере увеличения сложности конструкций все большую роль играют вопросы стоимости. 7. Предприятия нефтеперерабатывающей промышленности являются серьёзными источниками техногенной опасности для человека и окружающей среды. 8. При большом числе конкурирующих производителей это становится очень выгодно для разработчика конечной системы, поскольку он не связан накрепко только с одним производителем. 9. При восстановлении формы сильно повреждённого кузова очень велик соблазн облегчить работу за счёт разогрева материала. 10. Разъедание аппаратуры продуктами гидролиза происходит наиболее сильно в аппаратах с низкой температурой (конденсаторы и холодильники). 11. Рентгенопросвечиванием целесообразно выявлять дефекты в деталях толщиной до 60 мм. 12. Решение этой задачи требует преимущественного развития автотранспорта общественного пользования. 13. Самой простой и наиболее широко используемой метрикой является прямая.

Упражнение № 21

Задания:1. Вставьте пропущенные окончания, обосновав свой выбор. 2. Отредактируйте, где необходимо, предложения.

Пример: Большинствостудентов, смотревших фильм, высоко оценил...игру актеров

Комментарий 1:При выполнения задания руководствуйтесьтабл. 2.3 приложения 2 в методическом пособии «Основы информационной культуры. Конспект лекций». Комментарий 2: В данном предложении сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным словосочетанием, употребляется в форме множественного числа, так как между подлежащим и сказуемым находится причастный оборот с причастием в форме множественного числа.

 

Пример правки: Большинство студентов, смотревших фильм, высоко оценилиигру актеров.

 

1. Большинство практических применений ультразвука основан… на эффекте кавитации. 2. Пришл… большинство студентов. 3. Большинство студентов постоянно посеща…т лекции по статистике. 4. У большинства металлов сопротивление увеличивается линейно с ростом температуры. В то же время ряд сплавов име… отрицательный температурный коэффициент сопротивления. 5. Техническое преимущество Оннеса дало себя знать довольно быстро. Все газы сжижены, и более того, большинство доведен… до твердого состояния. 6. Большинство металлов являя…тся цветными. 7. Большинство ученых согласил…сь с замечаниями. 8. Большинство ученых решительно отвергал… данные исследования. 9. Большинство ученых, проводивших исследования, получил… награды. 10. Большинство инженеров, рабочих, служащих завода поддержал… изобретения ученых. 11. Большинство инженеров ознакомил…сь с изобретением и приступил… к его внедрению в производство.

Упражнение № 22

Задания:

1. Подберите к приводимым ниже глаголам синонимичные глагольно-именные словосочетания (по 2-3 синонима к каждому глаголу).

2. Составьте с этими глагольно-именными словосочетаниями предложения, свойственные научному стилю.

Пример: Колебаться.

Комментарий 1:Глагольно-именные сочетания являютсяодним из средств формирования научного стиля. Они являются синонимом к глаголу и строятся по модели «глагол + зависящее от него существительное в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом)». Некоторые подобные словосочетания относятся к устойчивым (фразеологизированным). Например: оказывать помощь = помогать, производить записи = записывать.

Комментарий2: Глагол колебаться, согласно Толковому словарю, имеет следующие значения: 1. Раскачиваться от движений взад и вперёд или сверху вниз. 2. Терять устойчивость, прочность или прежнее значение. 3. Находиться в состоянии нерешительности, сомнения.

В научном тексте, по-видимому, слово колебаться может быть употреблено в 1-м или 2-м значении.

 

Вариант выполнения задания: 1. Колебаться - совершать колебательные движения - приходить в движение. Под воздействием вышеуказанных факторов маятник пришел в движение.

2. Колебаться - терять прежнее значение - утрачивать устойчивость. В инфляционный период цены утрачивают устойчивость.

 

Колебаться, отличаться, влиять, заключить, затруднять, изменить, исправить, испытать, вычислять, решить, воздействовать, анализировать охарактеризовать, контролировать, корректировать, существовать, сломаться, соприкасаться, подтвердить, распадаться.

Упражнение № 23

Задания: 1. Прочитайте информацию о состоявшейся студенческой конференции. 2. Выберите один из предложенных вариантов сказуемого, обосновав свой выбор. 3. Отредактируйте текст в соответствии с нормами строго стиля.

Пример: (Состоялось/состоялись) два заседания, утреннее и вечернее.

Комментарий 1:При выполнения задания руководствуйтесьприложением 2 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2: В данном случае сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным словосочетанием, употребляется в форме единственного числа, так как в предложении используется обратный порядок слов.

Пример правки: Состоялось два заседания, утреннее и вечернее.

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию краткий отчет о проходившей в нашем университете студенческой конференции. Как вы все знаете, вчера в нашем университете закончилась очередная студенческая конференция. (Состоялось/состоялись) два заседания, утреннее и вечернее. Оба заседания (прошло/прошли) успешно. На конференции (присутствовало/присутствовали) двадцать человек, включая двух преподавателей. К слову сказать, в сборнике (напечатано/напечатаны) только те десять тезисов, которые представлены в оргкомитет вовремя. Двое студентов, которые представили тезисы на конференцию, не (пришло/пришли) выступать, что весьма печально. Итак, всего в конференции (приняло/приняли) участие восемнадцать студентов. Так много студентов (являются/является) далеко не всегда! Представленные доклады были необыкновенно интересными. Полтора часа утреннего заседания (прошло/прошли) чрезвычайно быстро. На каждый доклад (было дано/были даны) 15 минут. Все восемь докладчиков (отнеслось/отнеслись) к выступлениям с невиданным доселе энтузиазмом. Когда 15 минут, которые были отведены на каждый доклад, (истекало/истекали), председательствующий даже вынужден был прерывать докладчиков. Несколько докладчиков (сопротивлялось/сопротивлялись) и не (хотело/хотели) уходить с трибуны. Сразу после выступления докладчикам (было задано/были заданы) по три вопроса. Два выступления (были/было) особо интересными. Оба выступления (касалось/касались) одной и той же проблемы. Остальные шестнадцать человек присутствовавших (приняло/приняли) активное участие в дискуссии, которую (начало/начали) восемь выступавших. К сожалению, ввиду недостатка времени (было заслушано/были заслушаны) всего шесть выступлений с места. Надеюсь, что в следующей конференции (примет/ примут) участие уже 25-30 студентов.

Спасибо за внимание!

Упражнение № 24

Задания: 1. Выберите вариант(варианты) управления, соответствующий (соответствующие) языковой норме. 2. Объясните разницу между двумя соответствующими норме вариантами.

Пример: Поставить задачу а) изучения ряда природных явлений; б) об изучении ряда природных явлений; в) по изучению ряда природных явлений.

Комментарий: Соответствующими норме являются варианты а) и в). Они практически синонимичны, однако в первом случае появляется дополнительное значение обобщения, во втором – дополнительное значение исследования.

 

Варианты выполнения: Поставить задачу изучения ряда природных явлений (а)

и Поставить задачу по изучению ряда природных явлений (б).

 

1. Находиться между а) двух полюсов; б) двумя полюсами.
2. Привести цифры в подтверждение а) этих предположений; б) этим предположениям.
3. Иметь способность а) к неограниченному росту; б) неограниченного роста; в) на неограниченный рост.
4. Иметь царапины, идентичные а) с теми, что были на другом осколке; б) тем, что были на другом осколке.
5. Способ магнитного контроля а) ферромагнитных материалов; б) за ферромагнитными материалами; в) над ферромагнитными материалами.
6. Главная причина а) торможения дислокаций; б) торможению дислокаций.
7. Привести пример а) применения коронного разряда; б) применению коронного разряда; в) на применение коронного разряда.
8. Принять участие в экспедиции по наблюдению а) солнечного затмения; б) над солнечным затмением; в) за солнечным затмением.
9. Загрязнение рек а) отходами производства; б) от отходов производства
10. Составная часть а) курса культуры речи; б) от курса культуры речи; в) из курса культуры речи.
11. Первые опыты а) использования новых материалов; б) на предмет использования новых материалов; в) по использованию новых материалов.
12. Совершенствоваться а) в различных аспектах деятельности; б) по различным аспектам деятельности.
                   

Упражнение № 25

Задания: 1. Укажите и исправьте ошибки в управлении.

2. Отредактируйте предложения.

Пример: Однако изменения в сетях 6-10 кВ показывают на наличие значительных (достигающих 2-4%) фоновых составляющих высших гармоник в электрических сетях с заведомо линейными нагрузками, причем доминирующими являются 3, 5 и 7-ая гармоники.

 

Комментарий 1: При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 Ч.1 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2:Глагол показывать в данном случае управляет существительным без предлога. Другой вариант управления — указывать на наличие в значении обратить внимание на что-либо.

 

Пример правки: Однако изменения в сетях 6-10 кВ указывают на наличие значительных (достигающих 2-4%) фоновых составляющих высших гармоник в электрических сетях с заведомо линейными нагрузками, причем доминирующими являются 3, 5 и 7-ая гармоники.

 

1. В результате этого отражения за счет механизмов синхронизации происходит резонансное взаимодействие биополевой голограммой человека и его же голограммой, отраженной от области концентрации внимания. 2. Главная идея концепции, по мнению авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 3. Сейчас космическое землеведение – использование космических снимков и наблюдений из космоса на изучение рельефа и природных ресурсов суши и океана – превратилось в мощную отрасль науки и производства. 4. Прежде всего для жителей атоллов кораллы создают само жизненное пространство и при этом обеспечивают береговой линии защитой от разрушительного действия прибоя. 5. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясения, – это наблюдение за состоянием источников подземных вод. 6. Трудно было, конечно, потомкам Франклина провести его юбилей во «франклиновом ключе», однако проведенное в 1967 году в Филадельфии празднование 261-й годовщины со дня рождения Франклина явно удовлетворило это условие. 7. Через иллюминатор корабля космонавт может не просто наблюдать над небесной экзотикой, но внимательно рассмотреть увиденное, выделить главный, наиболее интересный объект, сделать его зарисовки и описания. 8. Анализ их работы в переходных режимах показывает, что наибольший эффект управления начинает сказываться при соотношении внутреннего (Ri) к общему (R) сопротивлению ______Ri______.

R (0,1 – 0, 16)

Упражнение № 26

Задания: 1. Укажите неточно употребленный предлог и замените его другим.

2. Определите причину допущенной ошибки.

Пример: Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца XVIII столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II и Пещурова.

Комментарий 1: См. комментарий к упр. № 1.

Комментарий 2: Следует иметь в виду, что многие предлоги, выражающие причинные отношения, синонимичны: благодаря, ввиду, вследствие, в связи, в силу, из-за, по причине. Однако даже синонимичные предлоги отличаются смысловыми оттенками. Так, предлог вследствие подразумевает имеющиеся последствия; предлог ввиду употребляется не только для указания причины, ожидаемой в будущем, но и для обозначений настоящих, постоянных связей, отнесенных к прошлому. Предлог благодаря употребляется в тех случаях, когда речь идет о причине, вызывающей желательный результат и т. д. Поэтому в данном случае следует вместо благодаря употребить предлог из-за или вследствие.

 

Пример правки: Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца XVIII столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах из-за государственной ошибки Александра II и Пещурова.

 

1. В XVIII-XIX вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное количество сведений, к началу ХХ в. ставшее необозримым. 2. Характерно, что при трении наблюдаются значительные деформации пограничного слоя, сопровождающиеся структурными превращениями, избирательной диффузией: учет всех этих процессов затруднен благодаря сильной зависимости от температуры. 3. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза. 4. Квант света, проникая внутрь вещества, выбивает электрон, переводя его из связанного состояния (в атоме) в свободное; таким образом, при облучении полупроводников и диэлектриков через фотоэффект внутри кристаллов появляются свободные носители тока, что существенно изменяет электропроводность вещества.

 

Упражнение № 27

Задания:

1. В каких предложениях причастный оборот употреблен неправильно? 2. Исправьте ошибки. Отредактируйте предложения.

Пример: Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа около криволинейной поверхности.

 

Комментарий 1: При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 Ч.1 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2:Причастный оборот должен располагаться непосредственно до или после определяемого слова, при этом причастие согласуется с ним в падеже. Необходимо также избегать концентрации причастных оборотов.

Комментарий 3: В данном предложении причастие не согласовано с причастным оборотом в падеже. Следует уточнить, с какой именно словоформой существительного (система или уравнения) следует его согласовать. Судя по смыслу и местоположению причастного оборота, более уместен последний вариант.

 

Пример правки: Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающих турбулентное течение газа около криволинейной поверхности.

 

1. Применение методов глубокоуровневой спектроскопии к приборам, содержащих несколько n … переходов, позволило проследить дефектно-примесную атмосферу как в процессе изготовления, так и на готовых приборах. 2. Автором был разработан и успешно применен общий подход, позволяющий осуществлять интеллектуальную навигацию объектов, контролируемых компьютерным алгоритмом, подходящим для систем реального времени. 3. Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в режиме реального времени. 4. Полученные оценки позволили указать две различные методики изменения коэффициентов усиления, приводящих к неограниченному увеличению области устойчивости за счет уменьшения степени устойчивости. 5. В настоящей работе предлагается простая степенная взаимозависимость между безрамерными комплексами, составленными из 9-размерных величин, характеризующих движение воды и влекомых насосов в названных руслах, которую и предлагается рассматривать в качестве метода, определяющего гидравлическое сопротивление таких русел.

 

Упражнение № 28

Задания:

1. В каких предложениях деепричастный оборот употреблен неправильно? Аргументируйте свой ответ.

2. Исправьте допущенные ошибки, сохранив деепричастный оборот.

 

Пример:Используя метод аналогий, на кафедре систем управления (СУ) разработан комплекс программных средств для изучения систем путем их моделирования.

 

Комментарий 1: Деепричастный оборот не может употребляться:

– в безличном безглагольном предложении;

– в предложении, являющемся страдательной конструкцией;

– в том случае, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Однако употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении с составным глагольным сказуемым, если действие, обозначаемое инфинитивом, и действие, обозначаемое деепричастным оборотом, относится к одному субъекту.

Комментарий 2: Данное предложение представляет собой безглагольную страдательную конструкцию, поэтому употребление деепричастного оборота не соответствует языковой норме.

 

Пример правки: Используя метод аналогий, кафедра систем управления (СУ) разработала комплекс программных средств для изучения систем путем их моделирования.

1. Применяя метод аналогии, к основополагающим принципам построения современных иерархических систем можно отнести принципы преемственности,

эволюции, стандартизации, унификации, живучести, иерархичности и универсальности. 2. Изучив правило, всем понятно, как делать упражнение. 3. Оценивая результаты научных исследований кафедры ТОЭ с точки зрения практической значимости, а также фундаментальности, можно отметить, что академики АН СССР В.Ф. Миткевич и Л.Р. Найман создали отечественную научную школу теоретической электротехники. 4. Редактируя текст, студенту было интересно работать. 5. Используя объективный подход, создаются специальные классы, методы, которые описывают контакты, горизонтальные и вертикальные участки, границы каналов и т.д. 6. Далее расчет выполняется по обычным формулам гидродинамики, предполагая, что результирующая гидродинамическая сила представляет собой суперпозицию сил, вызванных каждой составляющей вектора скоростного напора. 7. Сохраняя основные достоинства полустатистического метода, предлагаемый метод имеет более высокую скорость сходимости, а также дополнительные преимущества, связанные с возможностью адаптации набора базисных функций к свойствам интегрального уравнения. 8. На фоне усиливающегося загрязнения окружающей среды промышленными бытовыми отходами, а также учитывая необходимость вовлечения рекультивируемых земель и грунтовых вод в антропогенное использование, сформировались требования общества к качеству почв и грунтовых вод.

Упражнение № 29

Задания:

1. Укажите в предложениях деепричастные обороты.

2. Обоснуйте уместность или неуместность употребления деепричастных оборотов в предложениях.

Пример: Сталкиваясь с личными проблемами человека, нельзя не обратить внимания на причины, их порождающие.

Комментарий 1: См. комментарий 1 к упр. № 28.

Комментарий 2: В данном безличном предложении деепричастный оборот уместен, т. к. относится к сказуемому, выраженному неизменяемым словом нельзя с модальным значением + инфинитив, а действие, обозначаемое инфинитивом, и действие, обозначаемое деепричастным оборотом, относится к одному и тому же субъекту.

 

1. Протестировав реальную систему, содержащую все вышеописанные техники, наша группа разработчиков была весьма удовлетворена достигнутыми ощущениями соревнования. 2. Записывая исходное уравнение в случайных точках, приходим к системе алгебраических уравнений относительно коэффициентов линейной комбинации и значений невязки в точках аппроксимации. 3. Решив эту систему и вычислив приближенные значения решения интегрального уравнения в случайных точках, можно далее распространить его на всю область D с помощью того или иного приема интерполирования. 4. Пользуясь словами «батарея», «конденсатор», «проводник», «заряд», «разряд», «обмотка», мы вряд ли помним о Бенджамене Франклине, первым давшем названия всем этим вещам. 5. Являясь открытой, система может быть легко освоена и использована программистом для улучшения качества искусственного интеллекта персонажей. 6. Имея данные о деформации, можно судить либо о свойствах тела, либо о воздействиях; в некоторых случаях и о том, и о другом.

Упражнение № 30

Задания: 1.Укажите ошибки и недочеты в словоупотреблении.

2. Замените предлог «для» другими каузативными предлогами.

3. Замените, где это возможно, однородные сказуемые деепричастными оборотами.

4. Отредактируйте текст.

Комментарий 1: При выполнения задания руководствуйтесь§§ 4.1 и 4.2 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2: См. комментарий к упр. № 1 и комментарий 1 к упр. 28.

 

Пример правки: См. в предыдущих упражнениях.

С ростом пропускной способности газопроводов за счет увеличения степени сжатия на КС растет температура газа, протекающего по трубопроводу. Для повышения эффективности работы газопровода и прежде всего для снижения мощности на транспортировку газа необходимо на выходе каждой КС устанавливать аппараты воздушного охлаждения газа. Снижение температуры необходимо еще и для сохранения изоляции трубы.

Важным фактором по снижению энергозатрат на транспорт газа является своевременная и эффективная очистка внутренней полости трубопровода от разного вида загрязнений. Внутреннее состояние трубопровода довольно сильно влияет на изменение энергетических затрат, связанных с преодолением сил гидравлического сопротивления во внутренней полости трубопровода. Создание высокоэффективных очистных устройств с большим моторесурсом позволяет стабильно поддерживать производительность газопровода на проектном уровне и снижать энергозатраты на транспорт газа примерно на 10-15 %.

Для уменьшения затрат мощности КС на перекачку газа, увеличения пропускной способности газопровода и экономии энергоресурсов на перекачку газа всегда выгодно поддерживать максимальное давление газа в трубопроводе, снижать температуру перекачиваемого газа за счет его охлаждения на станциях, использовать газопроводы большего диаметра, периодически осуществлять очистку внутренней полости трубопровода.

 


[*] Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для вузов. 7-е изд., стер. – М.: Высш. школа, 2003. С. 128-129.

[†] Трофимова Т.И. Указ. соч. С. 332.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!