Понятие и предмет курса. Виды эконом. анализа: классифик. и характеристика.
Анализ - это детальное расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, присущие данному объекту, с целью их изучения и выявления тенденций изменения под влиянием различных факторов. Полученные зависимости и закономерности синтезируются, т.е. объединяются в одну систему. Предметом эконом. анализа являются хозяйственные процессы предприятий, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов производственной системы. Эти процессы могут характеризоваться определенными результатами: объемом производства, его эффективностью, издержками, финансовым состоянием. Виды экон. анализа классифицируются следующим образом: по периодичности (периодич., годовой, квартальный, месяц., декадные, сменные, разовые): по содержанию и полноте изучаемых вопросо в (полный анал. всей хоз. деят., локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики); по методу изучения объекта (комплексный, системный, экономико-математический, маржинальный, корреляционный); по охвату изучаемых объектов (сплошной и выборочный); по степени механизации и автоматизации вычислительных работ ( анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин); по субъектам (пользо-вателям) анализа внутренний(управленческий) и внешний (финансовый анализ).
Основные направления развития теории эконом. анализа.
Наука способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы –это эконом. теория, а в ее недрах и возник эконом. анализ. Организацию развития в нашей стране можно периодизировать так: состояние анализа в Царской России, его развитие послереволюционный период, в период перехода к рын. отнош.. Особенность анализа в условиях рын. отн. –это существенное изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение методологии и методики. С ориентацией производ-ственной, и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка возникают практики и задачи реализуемые в рамках маркетинговой деят. пред-я. рын. экон. харак-ся динамичностью, в этих условиях наибольшее значение приобр. операционный или ситуационный коммер. анализ. – его комплексность позволяет оценить характер изменения на рынке, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Пров-едение такого анализа предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению. Эконом. анализ
на микроуровне за последние 80 лет находился в состоянии постоянного развития и совершенствования. Сформировались теоретические основы эконом. анал., освоены методы и приемы анализа, осуществлены обстоятельные отраслевые разработки. Современное состояние анализа можно характеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследо-вания в обл. более широкого применения матем. методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решенияч. Идет процесс внедрения теоритичеких достижений отчествен. и заруб. науки в практику. Развитие эконом. анал. в теорит. Направ-лении тесно связано с развитием смежных наук, математики статистики, бух. учёта и др.
Принципы системного подхода к АХД.
Принципа анализа: научность- должен носит науч. характер, основываться на теории позна-ния, учитывать требования экон. законов, новей-шие метод. инструкции эконом. исследований; комплексность – охват всех звеньев и всех сторон деятельности, всесторонние изучения причинных зависимостей в эконом. предпри-ятия; системность – изучение каждого объекта должно осуществ. с учётом всех внутрен. и внеш. связей, взаимозависимости и сопод-чинённости его отдельных элементов; объек-тивност ь – должен базироваться на досто-верной. проверенной информации. Реально отражающей объективную действительность, а выводы должны обосновываться точными аналитическими расчётами; действенность – активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки упущенные в работе; регулярность – анализ дожжен проводится регулярно по плану, систематически из этого вытекает необход. планирования аналитической раб. на предп. распределением обязанностей и кон-троль за их исполнением; оперативность- быстро и чётко проводить анализ. Принимать управленческие решения; массовость – участие в анализе более широкого круга работников, что обеспечивает использование имеющихся внутрихозяйственных резервов; госуда-рственный подход – результаты хоз. деятельн. нужно учитыв. в соотсветствии с госуд. экономической, социальной, международ. политике и законодательства; эффективность – затраты на его проведение должны давать многократный эффект.