При построении образовательной программы авторской экспериментальной школы (АЭШ) была использована структура инновационной деятельности МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 306», отражающая создание модели открытого образовательного учреждения.
Общие принципы организации деятельности представлены в схеме № 1.
Презентация (П) совместной детско-взрослой деятельности (педагог – ребенок – родитель) слушателям различными способами:
стендовые доклады;
информационная сеть;
публичные выступления;
творческие мастерские;
модельные ситуации.
Формирование мотивации у субъектов открытого образовательного пространства.
Оформление заявок, набор слушателей с последующим выявлением представлений о инновационной и традиционной деятельности (De1) и их ожидания относительно проектирования (De2).
Самоопределение слушателей:
консультирование;
формирование проектных групп.
Совместная деятельность по созданию «продукта».
Проба «продукта» слушателями в своем учреждении:
К – консультирование;
Д – дистантная поддержка;
А – анализ полученных результатов с учетом отношения всех субъектов открытого образовательного пространства.
Защита и доработка «продукта» в АЭШ.
Возвращение «продукта» в виде идеи – обогащение ресурса инновационной деятельности АЭШ.
«Социальный эффект» (СЭ) – изменение социального статуса человека, появление новых норм и ценностей, поиск других пространств с целью предъявления собственного «продукта».
Rf1, Rf2, Rf3, Rf4, Rf5 – рефлексия (см. приложение № 1).
Схема № 1
|
АЭШ
П
п-р-р
Способом проектирования образовательного пространства АЭШ является перенос открытого совместного детско-взрослого действия ДОУ № 306 на деятельность слушателей и преподавателей. В результате чего получилась следующая схема.
Схема № 2
После презентации образовательной программы АЭШ, формирование мотивации у субъектов образовательного пространства и набора слушателей, последним предоставляется возможность выбрать одну из творческих мастерских для освоения способа совместной детско-взрослой деятельности, организация которого осуществляется в различных пространствах: АЭШ, школе слушателя.
Организация совместной деятельности (De):
(De1) определение принципов совместной деятельности;
(De2) выявление противоречий собственной деятельности;
(De3) выращивание общей проблематики.
Теоретический блок для разрешения идей и проблем:
лекции;
семинары;
практикумы.
(De4) создание продукта (совместный проект детско-взрослой деятельности).
Rf1 рефлексия совместного проживания, выявление проблем.
(De5)Проба «продукта» в школе слушателя.
Rf2 рефлексия собственной деятельности, изменение представлений и отношений к собственной деятельности.
(De6)Защита продукта в АЭШ и доработка (De7).
Оформление результата в социокультурный контекст (проект, программа, модель).
На этапе 6 и 7 (схема № 1) важным является осуществление дистанционной поддержки и консультирование, а также ведение дневника, выполнение домашних заданий, способствующих организации рефлексии собственной деятельности.
Деятельность преподавателей АЭШ обеспечивается следующими позициями:
эксперт;
научный руководитель;
консультант;
организатор мониторинга.
Осуществляется в следующих видах:
руководство семинара;
координация групп;
организация и руководство творческих мастерских;
организация модельных ситуаций;
организация дистанционной поддержки;
лекционная работа.
Общее описание деятельности руководителя семинара:
задает и удерживает общую рамку семинара;
организует экспертизу и содержательное отношение;
организует коммуникацию;
задает рамку организации рефлексии на координационном совете.
Общее описание деятельности руководителя творческой мастерской:
уточняет понимание материала лекций;
конкретизирует понятия материала лекций в ситуации слушателей;
организует обсуждение системных понятий;
организует коммуникативные отношения;
организует содержательное отношение к текстам участников групп;
удерживает общую рамку проектной деятельности, соответствующую этапу;
организует ситуации для выявления содержательного лидера;
организует совместную деятельность по созданию «продукта».
Общее описание деятельности слушателя:
деятельность слушателя складывается из учебной деятельности осуществляемой в рамках: совместной детско-взрослой деятельности, лекций, проектировочной деятельности, осуществляемой на экспертно- проектировочных семинарах и пространстве образовательного учреждения слушателя;
деятельность слушателя в пространстве своего образовательного учреждения определяется полученным «продуктом» (модель, проект, программа), координируется домашним заданием, формами отчетности и возможностью дистантного консультирования.
при этом деятельность слушателя включает в себя рефлексию, анализ, мониторинг собственной деятельности (используя ведение дневника).
Шаг 1
Презентация образовательной программы
«Развитие и освоение инновационной образовательной деятельности»
(специализация: методист проектировщик совместной детско-взрослой
деятельности в открытом образовательном пространстве:
проектирование открытых образовательных пространств;
моделирование ролевых отношений;
моделирование существенных отношений предметов на основе проживания дидактической единицы;
компьютерная лаборатория детского творчества;