Упражнение № 5. А в чем соль сказки?




Материал для размышления: "Отметим также, что люди участвуют в разных социокультурных институтах, осваивая в них несовпадающие друг с другом нормы и ценности". (Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999. С. 16.)

Задание:

Почему козлята открыли двери? Опишите это с точки зрения конфликта ценностей разных институтов.

Вопрос: Ответ:
Столкновением каких ценностей это вызвано? А: (1 балл) В: (1 балл)
Конфликт каких институтов мы наблюдаем? А: (1 балл) В: (1 балл)
Почему один козленок спасается? А: (1 балл)

 

Упражнение 6. А сами то…

Материал для размышления: парадигмы живут и в нашем сознании, даже если мы этого не замечаем.

Задание.

Определите, какие высказывания относятся к парадигме высокой культуры, а какие к парадигме образа жизни. Поставьте во втором столбце "ПВК" - если высказывание относится к парадигме высокой культуры, или "ПОЖ" - если высказывание относится к парадигме образа жизни.

 

Высказывание Парадигма
"Очень часто молодые люди ведут себя некультурно"".  
"Стремление к богатству убивает культуру".  
"Ненормативная лексика в некоторых случаях необходима".  
"Иностранцы иногда ведут себя как свиньи".  
"Любые, самые странные обычаи имеют право на существование".  
"Знакомство с культурологией помогает человеку стать лучше".  
"Изучение культурологии необходимо для понимания поведения других людей".  
"От некоторых устаревших черт нашей культуре не мешает избавиться".  
"Американцы- лучше и культурнее русских".  
"Писатели являются совестью народа".  
"Есть западноевропейская цивилизация, есть исламская цивилизация, есть - китайская ...".  
"Современное общество не ценит настоящих людей".  

По 0,5 балла за каждый правильный ответ

 

Блок 3. Итоги ответов.

мах. кол-во баллов   Номер упражнения Сумма
          6      
           
Итого: Зачет –16 баллов, хор.- 22-26 баллов, отл.– 27-30 баллов

 

Семинар 3. Парадигма репрессивной культуры

Изучаемые проблемы: теория психоанализа о культуре, терминология теорий психоанализа, взгляды З. Фрейда, К. Юнга, Г. Маркузе.

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999./ лекция № 2.

1.2. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс. 1994.

1.3. 10 лекций по культурологии. Хрестоматия. Т.1, Ч.1. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001.

1.4. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REN-BOOK, Киев, PORT-ROYAL, 1994.

1.5. Фимбейн Н.В. К.Г. Юнг об архетипах как основе понимания сознательной деятельности человека.//Социально-политический журнал, 1998. № 6.

1.6. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная социология. – М. Политиздат, 1990.

2. Найти и записать определения следующих понятий:

сознание, архетип, эго, супер-эго, бессознательное, либидо, Эрос, сублимация, Родитель, Ребенок, Взрослый.

Блок 2. Упражнения.

Упражнение 1. Ничего святого...

Материал для размышлений: «В 1829-1830-х гг. А.С. Пушкин дважды сватается к Наталье Николаевне Гончаровой и добивается согласия. Осенью 1830 года Пушкин приезжает по имущественным делам в нижегородское имение Болдино, где задерживается из-за угрозы эпидемии холеры. Эта "болдинская осень" отмечена беспримерным размахом творческого вдохновения: за 3 месяца Пушкин создал около 50 произведений разных жанров и огромного значения...30 ноября 1830 года Пушкин покидает Болдино и 18 февраля 1831 года в Москве он венчается с Гончаровой». (Большая советская энциклопедия. Т. 21. с. 247-248).

Задание:

Если интерпретировать эту страницу жизни классика с точки зрения психоанализа, то необходимо использовать один из терминов 3. Фрейда. Впишите этот термин: _______________________

2 балла

 

Упражнение 2. Об одном, но разными словами...

Задание.

Заполните пропущенные ячейки:

Я
Родитель
Подсознательное
Супер-эго

 

По 0,5 балла за каждый пропущенный термин.

 

Упражнение 3. Доктор Фрейд глядит в окно...

Материал для размышления:

Текст

Вечером Петр стал собираться на экзамен. Он погладил костюм и нашел галстук, поскольку считал, что это солидно, и как раз к случаю. (1) И дело здесь даже не в количестве карманов - свои конспекты и шпоры он, наверное, даже брать не будет с собой на экзамен. Все равно заметят. (2) И вдруг у него мелькнула мысль: а что, если все-таки взять с собой шпору, незаметно вытащить и списать - для того, чтобы потом с гордостью рассказывать однокурсницам в автобусе, как удалось обмануть препода. (3) Но все получилось не так, как задумывалось. Шпору он. конечно взял. (4) Но вот списать не удалось. Когда шпаргалка была конфискована, а Петю выгнали с экзамена, в его душе боролись два чувства: было неудобно перед преподавателем - поймали как мальчишку, (5) и закрадывались подозрения -экзамен придется сдавать долго и упорно. (6)

Задание

В тексте выделены условные фрагменты. В конце каждого фрагмента в скобках проставлен его номер (от 1 до 6). Впишите в таблице напротив каждого номера фрагмента название того уровня психики, под влиянием которой возникли поступки и мысли, описанные во фрагменте. Воспользуйтесь следующим обозначением: Я, Сверх-Я, Бессознательное.

Номер фрагмента Ответы
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Упражнение 4. Логика.

Задание.

Ниже приводятся фрагменты рассуждений психоанализа о процессе усвоения индивидом культуры. Фрагменты приведены в беспорядке. Каждый из фрагментов пронумерован. Внимательно их прочитайте и проставьте номера фрагментов в соответствии с их логическим местом в цепочке рассуждений.

Фрагменты рассуждений:

1. Родители через личный пример и разного рода наставления воспитывают в ребенке стремление стать "хорошим" человеком (воспитанным, культурным, правильным) в соответствии со своими представлениями.

2. В воспитании человека важнейшую роль играет семья, в первую очередь - родители.

3. Супер-Эго является защитным средством от проявлений инстинктов, не принятых в обществе.

4. При воспитании у человека формируется "Супер-Эго" - особая психическая инстанция, включающая в себя нормы поведения и культурные запреты, Вести себя "культурно" (то есть так, как принято в данном обществе) становится внутренней потребностью.

5. Если человек сам не способен подчиниться внутреннему регулятору, про него говорят, что он "бесстыден". Общество его подвергает репрессиям, либо прямым (уголовное или административное наказание), либо символическим (осмеяние, бойкот, понижение статуса).

6. Супер-Эго проявляется в чувстве стыда и желании быть признанным другими людьми.

Таблица для ответов:

2 балла за правильную цепочку.

Упражнение 5. Старик Маркузе был прав…

Материал для размышления: "Герберт Маркузе западный философ, социолог, политический писатель. Автор "одномерного человека" - книги, бичующей пороки индустриальной культуры" (Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999, С. 18.). Г. Маркузе применяет терминологию психоанализа для критики различных сторон современного развитого западного общества. Проявите смекалку и подумайте, как это возможно.

Задание.

В предыдущем упражнении рассуждения о формировании культуры у отдельного индивида разбиты на 6 пунктов. Ниже приводятся 6 пунктов рассуждений Г. Маркузе. В таблицу для ответа в верхнюю строчку перепишите ответы из упражнения № 4, а в нижней поставьте букву, обозначающую соответствующий пункт из рассуждения Маркузе.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!