Упражнение 2. Как всегда о сказке.




Материал для размышлений: сказка "Царевна-лягушка": "... И послал младший сын стрелу, и упала она в болото... Глядит Иван-царевич - держит стрелу лягушка. Хотел Иван-царевич уйти, а лягушка и говорит ему человеческим голосом: "не уходи, Иван-царевич, я не простая лягушка, поцелуй меня - не пожалеешь". Делать нечего, поцеловал Иван царевич лягушку".

 

Задание.

Распишите заданную ситуацию с точки зрения теории Т. Парсонса:

№№ Параметр Соответствующий случай из материала
Актор  
Цели  
Внешняя ситуация    
Нормативное поле    

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Упражнение 3. Конфликт ценностей.

Материал для размышления: как известно, культура есть ценности, нормы и правила поведения. Ценности каждого отдельного индивида выстраиваются в определенную иерархию, достаточно подвижную в зависимости от ситуации.

Задание.

Определите иерархию ценностей (3 ценности) следующих культурных героев:

1. Рембо (персонаж ряда Голливудских фильмов, сыгранный С. Столоне) в фильме "Первая кровь"

2. Колобок (персонаж одноименной сказки).

3. штандартенфюрер СС фон Штирлиц (полковник советской разведки М.М. Исаев - персонаж фильма "17 мгновений весны").

Таблица для ответов:

Рембо     Колобок     фон Штирлиц    
1.   1.   1.  
2.   2.   2.  
3.   3.   3.  

По 1 баллу за каждый правильно заполненный столбец.

Упражнение 4. Структура культуры. Опорный конспект.

Материал для размышлений: Знаки мы используем те же: « =» тождество, «>» - включение, « → » - авторство.

Задание.

Заполните опорный конспект, восстановив последовательность и используя учебник "10 лекций по культурологии", Лекция № 3.

По 1 баллу за каждый правильно заполненный пробел.

Упражнение 5. Закрепляющее.

Материал для размышления: если общество есть единая система, то в нем все взаимосвязано. Культурные компоненты, возникающие в одной подсистеме, позволяют обеспечивать единство всего общества.

Задание.

Возьмем для примера три основных подсистемы современного общества — политическую, экономическую и, разумеется, образовательную. Предположим, что в образовании появляется какое-то нововведение. Проанализируйте и запишите в таблицу, к каким последствиям приведут эти нововведения.

 

 

№№ Образовательная подсистема Политика   Экономика  
1. Отмена обязательного изучения единого языка      
2. Укрепление идеи, что люди не равны по рождению, есть благородные, а есть плебеи.    
3. Здоровье утверждается как ведущая, главная ценность.      

По 1 баллу за каждый правильный вывод.

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
мах. кол-во баллов            
Итого: Зачет - 15 баллов; хор.- 20-25 баллов; отл. 25-28 баллов.

 

 

Семинар 6. Динамика культуры

Эволюционизм и циклизм в культурологии

 

Изучаемые проблемы: механизм изменения культуры, подходы к динамике культуры.

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. – Пермь: 1999./ лекция № 4.

1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

1.3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991

1.4. 10 лекций по культурологии. Хрестоматия. Составители: О.Л. Лейбович, А.Н. Кабацков, А.С. Кимерлинг, О.В. Лысенко. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001-2002.

1.5. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. Антология исследований культуры. Т. 1. –

С-Пб: Университетская книга. 1997.

1.6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. (любое издание)

1.7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга. 1991.

2. Найти и записать определения следующих понятий:

эволюция, культурно-исторические типы, рынок сбыта, туземцы, марксизм, славянофилы (ист.), западники (ист.), пассинарность, эксплуатация, туземцы, инородцы (ист.), инновация.

Блок 2. Упражнения.

Упражнение 1. Поиграем?

Материал для размышления: есть такая игра — "да, нет, может быть". Ее правила просты: ведущий загадывает слово. Остальные могут задавать любые вопросы, на которые ведущий вправе дать только три ответа — "да", "нет", или "может быть". Кто отгадает первым — выигрывает.

Задание.

Используем нарисованную ниже таблицу для ответов. Преподаватель загадывает термин, используемый в данном семинаре. В каждой строке таблицы вы пишите по одному вопросу, после чего подходите к преподавателю. Он ставит галочку в одном из столбиков. После этого вы задаете следующий вопрос и т.д., пока не отгадаете. Вы можете задать до 7 вопросов. Отгадавший правильно с меньшего количества вопросов получает наибольшую оценку. Но! - оценку получат только первые 5 человек.

 

 

№№ балл Вопрос да нет может быть
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          

Дерзайте!

 

Упражнение 2. Морской бой.

Материал для размышлений: как известно, в культурологии нет единой системы знания, объединенной в стройную систему. Каждое явление может быть рассмотрено с разных точек зрения. Теории отдельных авторов — не исключение. С какой-то точки зрения их можно отнести к одной парадигме, а с иной точки зрения — к другой.

Задание.

Перед вами — квадрат, аналогичный квадрату из игры "морской бой". Только в нем всего четыре поля. Определите, в какое поле можно поставить перечисленных ниже авторов. Например: Иванов –А-1

1. Ф.Теннис. ___________

2. О. Шпенглер__________

3. Н.Я.Данилевский_______

4. К. Маркс______________

5. О.Л.Лейбович __________

6. Л.Н Гумилев ___________

7.А. Тойнби______________

 

  А. Эволюционизм Б. Циклизм
1. парадигма «культура, как образ жизни»    
2. парадигма «высокой культуры».    

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

 

Упражнение 3. Уже почти любимое...

Материал для размышлений:

Текст.

Представление о том, чтоX, возникло в У задолго до появления А. Исходя из этого представления, Rобосновывали захват колоний, заявляя, что они несут "S"', просвещая отсталые народы. Это не избавляло их от высокомерного отношения к W. У этого представления была экономическая подоплека. Распространяя единые F, европейцы этим подготавливали N.

Страны, которые по каким-либо причинам отстали в Z от передовых европейских держав, должны были в спешном порядке наверстывать упущенное, заимствуя у них Q. Разумеется, сделать это было чрезвычайно тяжело. Поэтому нередко, в качествеD, в этих странах появлялись мыслители, высказывавшие мнение о том, что "О". В России это течение стали называть U. Сторонников другой точки зрения называли "Н".

Задание.

Выше приведен текст, содержащий изложение причин появления обеих парадигм. В тексте некоторые смысловые куски заменены переменными латинского алфавита. Эти смысловые куски приводятся в таблице ниже. Восстановите текст, а затем укажите в таблице напротив каждого смыслового куска переменную, которой он соответствует.

 

Фрагмент Буква Фрагмент Буква
Европейцы   Туземцы  
Компенсация   Западники  
Научная парадигма эволюционизма   Техника, институты, образ жизни  
Человеческая культура в принципе едина   Рынки сбыта товаров  
«Мы не отсталые, мы просто другие»   Славянофильство, или почвенничество  
Технический прогресс   Стандарты жизни  
Европа   Бремя белого человека  

По 0,5 балла за каждый правильный ответ.

 

Упражнение 4. Какие все разные!

Материал для размышления: Вот вам один из фактов российской истории: на протяжении XVI-XVIII веков Россия постепенно захватила всю Сибирь, подчинив себе местные народы. Разные теории могут дать этому факту

разные объяснения.

Задание.

Ниже, под цифрами, приведены возможные пояснения различных теорий (в условном, схематическом виде). Еще ниже - под буквами - авторы или названия этих теорий. Сопоставьте их.

1. Россия находилась на стадии пассионарного подъема, а местные народы — в стадии упадка.

2. Народы Сибири не могли ответить на вызов внешней среды.

3. Это есть следствие расширения влияния русского типа культуры, с включением и уподоблением себе инородческого поселения.

4. Это есть следствие экспансии эксплуататорских классов.

5. В столкновении традиционного и архаического обществ победа почти всегда остается на стороне первого.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!