Упражнение 3. Бенге (автор – к.ф.н., доц. Казанков А.И.)




Материал для размышлений: у африканского племени азанде есть свой способ узнать истину. Для этого необходимо приготовить магическое снадобье - бенге. Приходит, например, к колдуну человек и спрашивает: "У меня украли корову. Я подозреваю Азиза. Скажи, это он украл у меня корову?" Колдует берет цыпленка, вливает в него снадобье бенге, и спрашивает: "О, великий Бенге! Если Азиз украл у этого человека корову, пусть этот цыпленок умрет!". Предположим, цыпленок умирает. Но этого недостаточно. Колдун берет второго цыпленка, вливает в него еще снадобья бенге и говорит: "О, великий Бенге! Если ты в первый раз сказал правду, пусть этот цыпленок останется жить!".

Задание.

Естественно, что мы объясним смерть цыплят совершенно иначе. Мы предположим, что Бенге - это вовсе не дух, отвечающий на наши вопросы, а просто яд. Вы уже знаете, что причина того, что мы по-разному объясняем факты, заключается в том, что мы исходим из разных постулатов. Именно они направляют наши исследования. Каким же образом они направляют наши исследования? Они просто отвечают на 3 фундаментальных вопроса о картине мира:

1. Из каких элементов состоит окружающий нас мир?

2. Как они между собой взаимодействуют?

3. Как эти элементы взаимодействуют с нами?

Как на эти вопросы ответит ученый, мы знаем. А как на эти вопросы ответит человек мифологической культуры? Заполните таблицу.

Исходные постулаты:   Колдун   Ученый  
Каковы элементы из которых состоит окружающий нас мир?     Кварки, элементарные частицы, атомы.  
Как эти элементы между собой взаимодействуют?     1. согласно законам физики. 2. посредством физических сил - сильного (внутриатомного), слабого, гравитационного взаимодействия.
Как эти элементы взаимодействуют с нами, людьми?     Физические явления воздействуют на наши обычные органы чувств: либо непосредственно, либо через прибор.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

 

Упражнение 4. Почему аборигены съели Кука?

Материал для размышления: Известно, что каннибализм (традиция поедания человечины) был распространен практически у всех народов на архаической стадии. Но это не было чем-то странным.

Задание 4.1.

Предположим, человек из рода Кабана убил и съел человека из рода Черепахи. Если бы его спросили, кого он съел, что бы он ответил?

___________________________________________________________1 балл

Задание 4.2.

Впишите термин, который объясняет такую позицию

___________________________________________________________1 балл

 

Упражнение 5. Слово - не воробей...

Материал для размышления: в повседневной жизни часто можно встретить употребление ругательств, по научному - инвектив. Люди чаще всего на них обижаются, возникают ссоры, размолвки. Дело может дойти даже до физической схватки. Если рассуждать беспристрастно, это выглядит странным - из-за слова мы готовы пожертвовать многим - дружбой, нервами, здоровьем. Почему?

Задание.

Если учесть, что это как-то связано с архаической традицией, то можно догадаться, что первоначально инвективы были ... Чем они были? Впишите этот термин

___________________________________________________________2 балла

 

Упражнение 6. Закрепляющее.

Материал для размышления: многие из современных ритуалов имеют архаическое происхождение. Даже если при этом они внешне совершенно изменились, их суть (функция) остается прежней.

Задание.

Найдите архаический аналог некоторых современных ритуалов и обычаев и определите их общий социальный и психологический смысл, подставив соответствующую букву и римскую цифру в таблицу.

№№ Современный ритуал Буква Цифра
1. Бросание монетки в море, "чтобы вернуться".      
2. Вручение паспорта      
3. Не мыться перед экзаменом      
4. Девушки, выходя замуж, меняют фамилию      
5. Пригласить друзей "на обед" или "на чай", в кафе или ресторан по поводу какого-либо праздника    
6. Соблюдение траура      
7. Присвоение кораблям и зданиям собственного имени.      

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

 

Варианты ответов:

А. Не менять своего имени, чтобы духи покровители тебя узнали.

Б. Принесение жертвы богу солнца, чтобы он вернулся весной.

В. Инициация, посвящение во взрослые.

Г. Совместные трапезы, "преломление хлеба".

Д. Добиться благосклонности предков.

Е. Отношение ко всем предметам, как к одушевленным.

Ж. Получение нового имени при приеме в общину нового человека.

 

I. Обеспечить стабильность, принять меры против неприятностей в будущем.

II. Признать своим, близким.

III. Обозначение социальной преемственности.

IV. Символически выразить принадлежность к новой семье, группе, компании.

V. Обеспечить повторяемость, предсказуемость мира.

VI. Психологическое приспособление к новым, незнакомым предметам.

VII. Обозначение социального статуса.

 

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
мах. кол-во баллов
Итого: Зачет -16 баллов, хор.- 20-25 баллов, отл. - 26-31 балл.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!