Упражнение 4. Гражданское общество и автобус.




Материал для размышлений: однажды одну девушку из США, по имени Тина, прожившую в России около года, спросили, что ее более всего удивило в Перми. Она ответила: «Автобусы». И пояснила:

- Когда я первый раз пришла на остановку, я спросила – а где расписание движения автобусов?. «Нету» - ответили мне. - А когда придет автобус? «Может быть, через пять минут, а может быть через полчаса». - А если он вообще не придет? – «Тогда домой придется идти». – А если я на поезд опаздываю? – «Ну, это твои проблемы».

Более всего ее поразила в этой ситуации реакция ожидающих людей. Стоит на остановке толпа человек в пятьдесят (правде, знакомая ситуация?). И каждый про себя ругает водителей, автопредприятие, мэра, начальство. И никто ничего де делает, смирившись со своей судьбой.

- У нас так не принято, - продолжала рассказывать Тина. - Если несколько человек долго ждут автобус, то они скорее всего соберутся вместе, напишут петицию, обратятся в суд, потратят много времени, но добьются, чтобы они, как налогоплательщики, получили компенсацию (как правило – не очень большую) за моральный ущерб и упущенную материальную выгоду. Поэтому у нас автобусы ходят точно по расписанию.

Казалось бы, в России тоже есть и законы о защите прав потребителей, и суды, но такую ситуацию, которую описала Тина у нас трудно представить. Почему?

Задание 4.1.

Назовите термин, характеризующий западное общество, и отражающий готовность рядовых граждан отстаивать свои права перед лицом государства, бизнеса, организаций.

__________________________________________________________________

2 балла.

Задание 4.2.

С другой стороны, и современное западное общество, и классическое традиционное схожи тем, что в них представлены особые институты, готовые защитить своих представителей. Укажите эти институты:

 

Институты традиционного общества Институты современного общества
1.     1.  
2.     2.  
3.     3.  
4.     4.  

По 1 баллу за каждый правильно указанный институт

 

Задание 4.3.

Но есть и существенная разница между институтами традиционного классического и современного обществ. Укажите ее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла.

 

Упражнение 5. Закрепляющее.

Задание.

Знать о чем-либо - означает не только видеть преимущества, но и видеть недостатки. Попробуйте выступить критиком современного демократического государства.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждое обоснованное критическое замечание -2 балла.

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
мах. кол-во баллов
Итого: Зачет - 17 баллов; хор.- 22-27 баллов; отл. 28-34 балла.

Семинар 11. Экономическая культура современного общества.

Изучаемые проблемы: особенности экономической культуры индустриального общества.

 

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999./ лекция № 9.

1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

1.3. Рывкина Р.В. Драма перемен. – М: Изд-во «Дело», 2001.

1.4. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

1.5. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.: 1992.

1.6. Пайпс Р. Собственность и свобода. – М.: Московская школа политических исследований, 1999.

2. Найти и записать определения следующих понятий:

экономизм, товар, сокровища, деньги, мотивации, частная собственность.

 

Блок 2. Упражнения.

 

Упражнение 1. Все начинается с детства…

Материал для размышления: помните знаменитую сцену из мультфильма «Трое из Простоквашино»?

Сцена 1.

Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик сидят вокруг стола и пьют чай.

Матроскин: Что это мы все без молока и без молока…Так и помереть можно. Надо бы корову купить.

дядя Федор: Надо бы, да где денег взять?

Шарик: А может занять у соседей?

Матроскин: А чем отдавать будем? Отдавать надо!

Шарик: А отдавать молоком будем.

Матроскин: А если молоко отдавать, то зачем тогда корова?

Шарик: Значит надо что-нибудь продать.

Матроскин: А что?

Шарик: Ну, что-нибудь не нужное.

Дядя Федор.: Чтобы продать что-нибудь не нужное, надо сначала купить что-нибудь не нужное, а у нас денег нет.

Матроскин: А давай, Шарик, мы тебя продадим.

Шарик: Это как так?

Дядя Федор: Никого мы продавать не будем. Мы пойдем клад искать.

Ш.: Ура!… А что такое склад?

 

Сцена 2.

Дядя Федор копает. Матроскин и Шарик сидят рядом на поваленном дереве.

Матроскин: И как это я сам не додумался про клад… теперь корову купим… в огороде можно не работать… Мы все можем на рынке покупать.

Шарик: И в магазине.

Матроскин: Почему?

Шарик: Мясо лучше в магазине покупать. В нем костей больше.

(Дядя Федор откапывает клад)

Матроскин, Шарик: Ура! Склад!

 

А теперь вспомните, как закладывали основы своего благосостояния герои западных мультфильмов, например, дядюшка Скрудж («Утиные истории»), который будучи чистильщиком сапог, изобретал машину, которая могла обслужить сразу же нескольких клиентов.

Задание.

Сравнив два эпизода, сформулируйте обе модели экономического поведения по следующей схеме:

 

    Трое из Простоквашино Дядюшка Скрудж
Мотивация экономической деятельности    
Методы достижения целей    
Тип ментальности      

 

По 1 баллу за каждый правильный ответ.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!