ЧЕЛОВЕК И ЗНАКИ
1. Семиотика как наука о знаках и ее история. Семиозис и его компоненты: знаковое средство, десигнат, интерпретанта, интерпретатор. Отношения в семиозисе и составные части семиотики: семантика, синтактика, прагматика.
2. Знак как односторонняя, двусторонняя, трехсторонняя сущность. Семиотический треугольник Ч.Огдена/А.Ричардса. Основные свойства знака.
3. Классификации знаков и их основания: у Аристотеля, стоиков, А.Блаженного, Ч.Пирса, У.Эко. Классификация знаков по каналу восприятия, структуре, происхождению. Знаковые системы и их многообразие.
4. Языковой знак и его характеристики: линейность, двусторонность, произвольность, устойчивость/изменчивость, асимметричность.
5. Иконичность, индексальность и символичность языковых единиц и структур.
6. Язык как системно-структурное целое: уровни языка, их единицы и функции. Типы отношений между языковыми единицами. Свойства языковой системы.
Литература:
Обязательная:
1. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 2001.С. 45-97.
2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 2006. С. 46-54, 98-103.
3. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 2001. С. 111-126.
4. Бенвенист Э. Природа языкового знака // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 2002. С. 90-96.
5. Эко У. Семиотики // Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. С. 391-410.
Дополнительная:
6. Карцевский С.О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Карцевский С.О. Из лингвистического наследия. М., 2000.
7. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 2001. С. 144-148.
8. Платон. Кратил // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. С. 413-491.
9. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. С. 153-162.
10. Барт Р. Миф как семиологическая система // Барт Р. Избранные работы. М., 1989. С. 74-80.
11. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 129-132
12. Нёт В. Чарльз Пирс (Обзор) // Критика и семиотика. 2001. № 3-4.
Учебники и учебные пособия:
13. Семиотика. Хрестоматия. Составитель: З.А. Харитончик. Мн., 1995. С. 30-74 (Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р. Якобсон, Ж. Пиаже, Э. Бенвенист).
14. Мечковская Н.Б., Плотников Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание. Мн.: Вышэйшая школа, 1993. С.154-169.
15. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М., 2004.
Тема 3
ЯЗЫК И КОММУНИКАЦИЯ
1. Понятие коммуникации: участники коммуникации, цель и средства коммуникации. Язык как универсальное средство коммуникация в социуме. Отличие человеческого языка от систем коммуникации в мире животных (по природе, структуре, целям и функциям знаков).
2. Функции языка, проблемы их определения. Концепции К.Бюлера, Р.Якобсона, М.Халлидея и др.
3. Принципы речевого общения. Принцип кооперации Г.П.Грайса и его постулаты. Конвенциональные и коммуникативные импликатуры. Принцип вежливости Дж. Лича и его максимы. Принцип сохранения имиджа С.Левинсона/П.Браун. Позитивная и негативная составляющие имиджа коммуникантов. Языковые средства поддержания имиджа собеседника. Особенности реализации принципа сохранения имиджа в разных культурах.
4. Теория речевых актов. Концепция речевых актов Дж. Остина: перформативные и констативные высказывания. Структура речевого акта у Дж. Остина. Классификация речевых актив в концепции Дж. Остина, ее недостатки. Концепция речевых актов Дж.Серля: структура речевого акта, правила совершения речевых актов, классификация речевых актов. Косвенные речевые акты и способы их выражения. Интенциональность и конвенциональность как важнейшие свойства речевого акта.
5. Понятие коммуникативной неудачи. Типы коммуникативных неудач и основы их выделения. Причины коммуникативных неудач в концепции Е.А.Земской и О.П.Ермаковой.
Литература:
Обязательная:
1. Бюлер К. Три семантических функции языковых единиц // К. Бюлер. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2003. С. 34-38.
2. Грайс Г. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1983. С. 217-228.
3. Серль Дж. Что такое речевой акт. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986. С. 151-169, 170-187.
4. Земская Е.А., Ермакова О.П. К типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. C. 30-63.
Дополнительная:
5. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Дж. Остин. Избранное. М., 1999. С. 11–135.
6. Бенвенист Э. Коммуникация в мире животных и человеческий язык // Общая лингвистика. М., 2002. C. 97-104.
7. Фриш К. Как пчелы разговаривают друг с другом. Эл. Ресурс 2005
Учебники и учебные пособия:
8. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000. (Гл. 1)
9. Мечковская Н.Б. Язык и общество // Мечковская Н.Б., Плотников Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание. М., 1993. С. 21-121.
Тема 4
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
1. Взаимодействие языка и культуры: понятие культуры, универсальный и национально-специфический компоненты в культуре и языке.
2. Гипотеза лингвистической относительности, ее истоки. Проблема верификации гипотезы Сепира-Уорфа.
3. Понятие языковой культуры. Языковые нормы как фактор успешной коммуникации. Свойства нормы, типы языковых норм. Кодификация норм и результат этого процесса. Понятие нормы в теориях Э.Косериу и Н.Н.Семенюк. Тенденции развития нормы.
4. Языковая ситуация и ее типы. Этническое и культурное двуязычие. Диглоссия и билингвизм. Влияние языковой ситуации на развитие нормы.
5. Языковая политика и направления ее реализации. Связь языковой политики с национальной политикой государства.
Литература:
Обязательная:
1. Ладо Р. Лингвистика поверх границ культур // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXV. Контрастивная лингвистика. М., 1989. C. 32-62.
2. Сепир Э. Язык и среда // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2002. С. 270-284.
3. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира: Антология. М., 2003. С. 135-169.
4. Герд А.С. Языковая политика // Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 2001. С. 98-115.
Дополнительная:
5. Гак В.Г. Пространство культур // Языковые преобразования. М., 1999. С. 139-150.
6. Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира-Уорфа // Новое в лингвистике, вып 1. С. 111-134.
7. Гак В.Г. Русская динамическая языковая картина мира // Русский язык сегодня. М.: Азбуковник, 2000. С. 36-44.
8. Едличка Э. Теория языковой культуры сегодня // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 20. Теория литературного языка в работах ученых ЧССР. М., 1988. С. 260-270.
9. Вежбицкая А. Лексическая семантика в культурно-сопоставительном аспекте // Семантические универсалии и описание языков. М., 1999. С. 526-545.
Учебники и учебные пособия:
10. Язык и культура. Хрестоматия. Сост. З.А. Харитончик, Г.Н. Третьякова. Мн., 2002.
11. Язык. Познание. Коммуникация. Культура. Аутентичные материалы для самостоятельной работы студентов. Ч. 1, 2 / Сост. А.Е.Михневич, И.И.Токарева, Г.Н.Третьякова. М., 2003.
12. Мечковская Н.Б., Плотников Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание. М., 1993. С. 39-80.
Тема 5
ЯЗЫК И КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
1. Когниция как процесс приобретения знаний о мире. Языковые и неязыковые знания. База знаний для коммуникации.
2. Принципы организации семантической информации в словаре: списочный, прототипный, минимального толкования, минимизации полисемии, семантических примитивов, перекрестных ссылок. Структуры семантических полей: контрастивное множество, таксономия, партономия, парадигма, цикл, цепь, сеть, фрейм. Типы словарных дефиниций.
3. Научная и наивная категоризация. Принципы категоризации Платона и Витгенштейна. Категоризация в языке: принципы категоризации Дж. Лакоффа/Р.Диксона. Уровни категоризации. Свойства базового уровня.
4. Прототип как центральный элемент категории: концепция Э.Рош. Свойства прототипов. Классификация прототипов.
5. Лингвистика текста. Определение текста. Понятие когезии. Средства, обеспечивающие семантико-синтаксическую связность текста. Понятие когеренции и ее средства. Подходы к описанию семантики текста (Пражский структурализм, когнитивный подход). Свойства текста, влияющие на его понимание.
Литература:
Обязательная:
1. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII. М., 1988. С. 12-51.
2. Филлмор Ч. Об организации семантической информации в словаре // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XIV. М., 1983. С. 23-60.
3. Ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 151-206.
Дополнительная:
4. Вежбицкая А. Семантические универсалии и «примитивное мышление». Прототипы и инварианты // Язык. Культура. Познание. М., 1996.
5. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004. С. 183-219.
6. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. С.17-33.
7. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник ВГУ. 2001. № 1. С. 4-10.
8. Харитончик З.А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Язык и структуры представления знаний. Сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1992. С. 98-119.
9. Jackendoff R. Foundations of Semantics. N.J., 2000. P. 1-4.
Учебники и учебные пособия:
10. Мечковская Н.Б., Плотников Б.А., Супрун А.Е. Общее языкознание. М., 1993. C. 121-154.
11. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Мн, 2004.
Тема 6