Упражнение 5 (закрепляющее). Терминология.




Материал для размышлений: пора готовиться к экзаменам. Раскроем одну тайну: самый простой способ «срезать» студента на экзамене - задать ему один и тот же вопрос, но пользуясь разными словами. Обычно человек тут же теряется. Чтобы этого не произошло, потренируемся.

Задание.

Ниже приведены часто употребляемые нами термины и терминологические выражения. Найдите и выпишите пары соответствий, в которых одно выражение могло бы заменить другое.

Социальная группа Процесс инсценировки
Стиль Маргинальное положение
Субкультура Общее ценностно/нормативное поле
Моностилизм Репрезентативная культура
Средний класс Вариация культуры
Жизненная форма Консервативное большинство
Традиционализм   Фрагмент социальной структуры современного общества

1 балл за каждую правильную пару

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
мах. кол-во баллов
Итого: Зачет - 16 баллов; хор.- 20-27 баллов; отл. 28-32 балла.

 

Семинар 13. Семья, работа, искусство

Изучаемые проблемы: особенности современной культуры.

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999.

1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. Логос. 2000.

1.3.

1.4.

 

2. Найти и записать определения следующих понятий:

социальные роли, культурные роли, респондент, кич, элитарное искусство, массовое искусство.

3. Выполнить предварительную работу по упражнению 1.

 

 

Блок 2. Упражнения.

Упражнение 1. Культурные роли мужчины и женщины.

Материал для размышлений:

Проведем собственное мини-исследование.

Вариант 1. Самостоятельный опрос.

Опросите для этого трех знакомых девушек и трех знакомых молодых людей (но не в собственной группе, разумеется!). Вопрос только один: «Какие качества должны быть присущи идеальному представителю противоположного пола». Для девушек это идеал мужчины, для молодых людей – идеал женщины. Ответы двух респондентов дополняются, то есть в таблице для ответов Вы при опросе первого респондента вписываете те качества, которые отметили хотя бы два респондента. Список может состоять из любого количества качеств (но не менее 7).

Вариант 2. В аудитории на занятии.

На правой стороне классной доски все девушки совместно выписывают все качества идеального мужчины. На левой стороне доски все молодые люди выписывают соответственно все качества идеальной женщины. Количество роли не играет.

Таблица для опроса

Идеальная женщина +/- Идеальный мужчина +/-
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Процедура обработки результатов:

Напротив каждого качества сделаем пометки: если указанное качество является частью традиционной роли мужчины/женщины, то сделаем пометку «+», если это качество не вписывается в традиционную культурную роль, сделаем пометку «-» (как Вы понимаете, эти значки безоценочны, то есть могут быть заменены любыми другими). Те качества, которые затруднительно отнести к традиционной или современной культуре, исключаются из анализа.

Подсчитаем результаты в процентном отношении с общему списку – каков процент традиционных качеств, каков процент современных.

Задание:

По результатам мини-исследования сделайте выводы:

1.1. Можно ли назвать полученные результаты «мнением отдельного человека»? Что это есть на самом деле? Какое явление мы исследовали?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2 балла

1.2. Какие результаты Вы получили?

Качества женщин: Качества мужчин:
Традиционные (в %) Современные (в %) Традиционные (в %) Современные (в %)
       

2 балла

1.3. Опишите полученный результат, используя термины феминизация, маскулинизация, трансформация, патриархат, двухкарьерная (симметричная) семья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 баллов

 

1.4. результаты зафиксируйте в схеме, приведенной ниже. Укажите стрелочками, какие роли в современном обществе присущи мужчинам, а какие женщинам (по результатам вашего исследования).

 

Культурная роль:  
 
1. Эксперт в области знаний о нормах общества (этос)
 
2. Профессионал
 
3. Гендерный образец
 
4. Работник по дому
 
5. Защитник
 
6. Воспитатель детей.
 
7. Добытчик
 
8. Руководитель
 
 

По 0,5 балла за каждый правильный указатель (всего 4 балла)

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!