Упражнение 2. Функции семьи.




Материал для размышления: семья, как социальный институт, стала источником формирования многих социальных институтов. Точнее, функции многих современных социокультурных институтов ранее принадлежали семье. По мере выделения их в самостоятельные формы организации общества менялись и функции семьи.

Задание 2.1.

Заполните схему, заполнив по возможности пропущенные ячейки.

    Семья (архаическая и традиционная)    
Ее функции:
Передает нормы поведения детям и дает профессию Защищает от посягательств со стороны Выступает производственной единицей Регулирует поведение своих членов Регламентирует сексуальные отношения
Каким институтам свойственны эти функции в современном обществе:
  ?   ? ? ? ?
Присущи ли эти функции современной семье? (указать – «да», «нет», «частично»)
? ? ? ? ?

 

По 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 12 баллов)

 

Задание 2.2.

А теперь, на основании составленной схемы, ответьте на простой вопрос: почему конфликт «отцов и детей» свойственен скорее современному обществу, чем традиционному?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 баллов

Упражнение 3. Парадокс бунтарского искусства.

Материал для размышления: всякий, кто интересуется историей рока, знаком с этим парадоксом 60-70-х гг. На Западе многие музыкальные рок-группы в этот период получили широкую известность благодаря бунтарской направленности своих песен. Они обличали буржуазность общества, страсть к накопительству, ханжескую мораль. И чем лучше, талантливее они это делали, тем быстрее они становились буржуазными и богатыми.

Этот парадокс – частный случай более широкого явления трансформации элитарного искусства в массовое. Сегодня этот стиль новый, «продвинутый», непонятный большинству, а завтра он становится кичем и общим местом.

Задание.

Объясните эти парадоксы, пользуясь предложенной схемой.

Посылка: Вывод:
Появляется молодой, талантливый артист, обличающий общество Его искусство массово или элитарно?  
Элитарное поведение престижно Как его воспринимает средний класс?  
Существует шоу-бизнес Какова цель любого бизнесмена?  
Творчество артиста через некоторое время становится общепризнанным Как на это реагирует элита?  

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Упражнение № 4. Работа.

Материал для размышления: чем отличается трудовой коллектив традиционного общества от коллектива современного? Можно было бы сказать, что в первом господствует патернализм, а во втором договорные отношения. Но и в рамках современного общества отношения внутри коллектива зачастую строятся по патерналиской схеме.

Задание.

Сравните современные (договорные) отношения и отношения традиционные (патерналистические).

№№ Договор Патернализм
1. За что работает подчиненный?   За что работает подчиненный?  
2. Объем обязанностей подчиненного?   Объем обязанностей подчиненного?  
3. Какова длительность связи между начальником и подчиненным?   Какова длительность связи между начальником и подчиненным?  
4. Что имеет право знать о подчиненном его начальник?   Что имеет право знать о подчиненном его начальник?
5. Должен ли заботиться начальник о своем подчиненном вне работы?     Должен ли заботиться начальник о своем подчиненном вне работы?

по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Блок 3. Итоги ответов.

  Номер упражнения Сумма
мах. кол-во баллов
Итого: Зачет - 21 балл; хор.- 28-34 баллов; отл. 35-42 балла.

Семинар 14. Культурное своеобразие России.

Изучаемые проблемы: соотношение понятий«социальная группа», «субкультура», «стиль»; рассмотрение особенностей существования субкультур современного общества.

Блок 1. Домашнее задание.

1. Изучить литературу:

1.1.

1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. Логос. 2000. / Глава 2.

1.3.

1.4. Пайпс Р. Свобода и собственность.

 

2. Найти и записать определения следующих понятий:

 

Блок 2. Упражнения.

Упражнение 1. Периодизация.

Материал для размышлений: При рассмотрении истории культуры отдельно взятого общества нам необходимо знать некоторые основные его характеристики.

Задание.

Заполните пробелы в таблице, схематично отражающей периодизацию развития культуры России.

Название периода Время, вв Образ государя Основа менталитета Образ государства Люди эпохи
? VIII-XIII   ? Двоеверие: Христианство/ язычество   ? ?
Московский период   ? Царь-батюшка   ? Москва - III Рим, Святая Русь   ?
? ? ? Государственное православие   ? Петр I, Л.Н. Толстой.  
Советский период   ? ? ? ? ?

по 0,5 балла за каждый заполнений пробел





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!