Упражнение 2. Особенности национального христианства




Материал для размышления: В традиционном обществе религия, как основа ментальности, по необходимости должна обуславливать многие стороны жизни. Сравним русский и западный варианты христианства применительно, предположим к XV веку.

Задание.

Ниже приведена матрица для ваших рассуждений. Вопросы помечены арабскими (для России) или латинскими (для Запада) цифрами. Сделайте выводы из представленных посылок.

Восточное христианство Название?(1) 1 балл Западное христианство Название?(1) 1 балл
Посылка:
На каком языке идет богослужение? (2) 1 балл На каком языке идет богослужение? (II) 1 балл
Вывод:
Какие образцы поведения используются в государственной жизни? (3)_______________________   1 балл Какие образцы поведения используются в государственной жизни? (III)______________________   1 балл
Посылка:
Границы церкви совпадают с границами государства В границах церкви несколько государств
Вывод:
Кого обслуживает церковь? (4)       1 балл Кого обслуживает церковь? (IV)       1 балл
Вывод:
Как это сказывается на торговле и культурном обмене? (5)   ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ 1 балл Как это сказывается на торговле и культурном обмене? (V) ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ 1 балл

Итого: 10 баллов за все правильные ответы в таблице

 

Упражнение 3. Особенности национального государства.

Материал для размышления: в сказочном фольклоре всегда отражены типичные образцы взаимоотношений власти и общества. Так, в былинах (сложившихся в Киевский период), главная фигура - Илья Муромец , в сказках, сформировавшихся около XV века -Иван-дурак, в сказках XVIII века - солдат. Можно сказать, что перед нами отражение трех этапов развития государственной идеи в России.

Задание.

В рамках каких образов государства могли появиться эти персонажи и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 баллов

Упражнение 4. Особенности национальной экономики.

Материал для размышления: известно, что на Западе дворяне предпочитали именовать себя по тем местностям, которыми они владели. Например - герцог Бургундский, виконт де Бражелон и т.д. Это было престижно. Чуть позже, в XVII-XVIII вв. для обозначения богатства стало использоваться немного иное определение - «владеет поместьем с рентой в 3000 ливров». В России, напротив, в это самое время, когда хотели показать могущество и значимость человека, о нем говорили «владеет 10 000 крепостных душ». Это отражает особенности экономических ценностей. Р. Пайпс, западный историк, считает, что это обусловлено в первую очередь географическими и демографическими особенностями Западной Европы и России.

Задание.

Определите:

4.1. Что считалось основными экономическими ценностями на Западе до XVIII в. и в России до середины XIX-го?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

 

4.2. Обоснуйте это по методике Р. Пайпса.

Подсказка: в Западной Европе последний город был основан в XV в. - больше для их строительства не было места.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 баллов

Упражнение 5. Особенности национального города.

Материал для размышления: в Западной Европе типичными для центра города были: собор, ратуша (здание, где заседают бургомистр - выборный глава города, и городской совет), рыночная площадь. В России типичными для центра города были: собор, кремль, рыночная площадь.

А теперь обратите внимание на происхождение слова «гражданин»: город-град-ограждение-горожанин-гражданин .

Задание.

5.1. В чем отличие функций города в Западной Европе от города в России до XVIII века?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 балла

 

5.2. Почему в Европе были буржуазные революции, а в России - нет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 баллов

 

 

Блок 3. Итоги ответов.

    Номер упражнения Сумма
             
мах. кол-во баллов  
Итого:   Зачет -19 баллов, хор.- 26-32 балла, отл. - 33-39 баллов  

 

Семинар 15. Завершающий.

Изучаемые проблемы: отработка и закрепление полученных знаний.

Блок 1. Домашнее задание.

Повторить пройденные темы и просмотреть учебную литературу:

1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999./ лекции №№ 4.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

Блок 2. Упражнения.

Упражнение 1.Проверочное.

Материал для размышлений: Усвоение учебного материала любой дисциплины предполагает, в первую очередь, умение ориентироваться в нем, то есть знание парадигм, содержания теорий, авторства, терминологии, методов (или способов рассмотрения фактов) и т. д.

Задание: Для проверки такого рода знаний Вам необходимо заполнить расположенную ниже схему:

Парадигмальный (методологический) уровень:





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!