ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(СХЕМА)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(тематика, проблематика, конфликт н пафос):
- Определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство (в зависимости от этого, определить общую направленность лирического произведения: философская, любовная, лирика дружбы, гражданская и пр.;
- Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
- Назвать жизненную ситуацию, которая, предположительно или по свидетельству очевидцев, могла вызвать это переживание (между лирической ситуацией и жизненной ситуацией, послужившей истоком первой, может быть существенная дистанция) Определить общий смысл лирического произведения.
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕЛОГО
Композиция
- Определить композицию системы образов стихотворения (выявить повторяющиеся образы; образы, противопоставленные друг другу; центральные образы (! возможен случай, когда целое поэтическое произведение и является воплощением образа – например, «Памятник», «Пророк» А. Пушкина).
- Определить композицию художественной речи (например, основа композиции «Бесов» А. Пушкина – музыка вьюги).
- Определить композицию всего стихотворения: простая или сложная; наличие «опорных» точек композиции – точек высшего напряжения (в лирическом произведении часто встречается линейная разновидность развития композиции: по нарастающей к концовке или кольцо).
- Определить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли.
- Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиционные приемы, используемые в произведении:
- повтор (в функции лейтмотива – например, «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя...» М. Лермонтов, или для формирования кольцевой композиции – например, «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. Блок); противопоставление, кумуляция, усиление, монтаж).
Разновидности лирической композиции:
- От лица лирического героя «Я»;
- Ролевая лирика;
- Описательно-изобразительная;
Лирический сюжет.
УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫПРОИЗВЕДЕНИЯ
(изображенный мир):
Лирический герой.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Место действия:
- Описывается, передается через ряд деталей или же образ пространства отсутствует вообще;
- Имеет конкретную топографическую привязку (поле Бородина) или условное (пустыня в «Пророке», пространство в «Анчаре», море в «Арионе»)
Время действия:
- С точными или неопределенными временными координатами;
- Сжатое до мгновения или растянутое.
УРОВЕНЬ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ
(речевая и ритмомелодическая
организация художественного текста):
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА:
- Выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- Определить своеобразие и активность использования тропов:
- эпитет – художественное определение;
- сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
- аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
- ирония – скрытая насмешка;
- гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
- литота – художественное преуменьшение;
- олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
- метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются;
ПОЭТИЧЕСКАЯ СИНТАКСИС
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи):
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений, однородных синтаксических конструкций;
- антитезы – противопоставления;
- бессоюзие;
- многосоюзие;
- инверсии.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
(фонический ритм):
использование звукоподражаний, звукописи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи:
- аллитерация – повторения согласных звуков;
- ассонанс – повторения гласных звуков;
- анафора – единоначалия.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ:
- Определить систему стихосложения, которой придерживался автор: силлабическая, тоническая или силлабо-тоническая.
- Разбить строки (стихи) на стопы. Составить схему строфы и определить: является ли стопа двухсложной или трехсложной.
- Определить стихотворный размер.
- Определить, есть ли отступления от метрической схемы, и (если да), то какие.
- Определить длину стиха (количество стоп в строке).
- Определить, равностопной или неравностопной (вольный стих) является строфа.
- Определить, использует ли автор переносы или нет (если использует, то с какой целью).
- Определить способ рифмовки: смежная, перекрестная, охватная.