Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли - источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме того, результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов, как во внутреннем, так и во внешнем анализе. В аналитической практике применяются несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, в том числе - вертикальный и горизонтальный анализ показателей.
К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках - это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом.
Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.
Виды анализа, которые представлены выше, не дают детальной картины изменений происходящих с прибылью от продаж. Для этого проводится факторный анализ прибыли.
Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния данного фактора целесообразно разделить на две составляющие:
- расчет влияния на прибыль цены, по которой продавались товары;
- расчет влияния на прибыль изменения фактической массы проданных товаров.
- Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет рассчитываться следующим образом: В’ = В1 / Jц,
где В’ – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде.
Jц- индекс цен
- Рассчитаем далее влияние на выручку фактора «цена» и фактора «количество проданных товаров»: ∆В(ц) = В1 - В’, ∆В(кол-во тов) = В’ – В0
- Расчет влияния фактора «цена»: ∆Пп(ц) = В(ц) * Rп0 /100,
где ∆Пп(ц) – изменение прибыли от продаж за счет фактора «цена»;
Rп0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
- Расчет влияния фактора «Количество проданных услуг (товаров)»: ∆Пп(к) = ∆В(кол-во тов.) * ∆Rп0 / 100,
где ∆Пп(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количество проданной продукции»;
∆В(кол-во тов.) - изменение выручки от продажи под влиянием фактора «количество проданных товаров»;
Rп0 - рентабельность продаж в базисном периоде.
Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции»
∆Пп(с/с) = В1 * (УС1 – УС0) /100,
где ∆Пп(с/с) – изменение прибыли от продаж под влиянием фактора «Себестоимость проданной продукции»;
УС1 и УС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах соответственно.
Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»
∆Пп(кр) = В1 * (Укр1– Укр0) / 100,
где Укр1 и Укр0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»
∆Пп(ур) = В1 * (Уур1– Уур0) / 100,
где Уур1 и Уур0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Стоит отметить, что остальные показатели – факторы от прочей деятельности – не оказывают существенного влияния на прибыль.
Следующий этап анализа: изучение влияния издержек обращения на прибыль.
Предполагается, что все издержки обращения в разной мере зависят от ТО. При наличии раздельного учета переменных и постоянных издержек обращения используется показатель маржинального дохода.
Маржинальный доход в системе товарообращения может быть выражен следующим соотношением: МД = ВД – НДС (акцизы) – Переменные затраты = Постоянные затраты + Прибыль.
Экономическое содержание МД – предприятие торговли может управлять прибылью при заданных значениях постоянных затрат и прогнозировать ее значения с целью достижения оптимального уровня. Сила воздействия ТО на прибыль оценивается посредством расчета операционного рычага.