Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку (английскому)
На втором году обучения у меня появилась такая дисциплина, как методика преподавания иностранных языков. Погрузившись в эту сферу деятельности, в которой буду работать в дальнейшем, я поняла одну главную вещь – чтобы овладеть любым иностранным языком, необходимо уделять большое внимание такому виду речевой деятельности, как аудирование. Именно оно играет важную роль в развитии нашей устной речи, позволяет понять речь других людей, как при непосредственном общении, так и по радио, телевидению, и другим средствам массовой информации. Поэтому задания по аудированию присутствуют на каждом уроке иностранного языка, как и работа над грамматическим и лексическим материалом.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно, поэтому на помощь педагогам приходят технические средства обучения. Просмотр видео сочетает все виды речевой деятельности: аудирование, письмо (учащиеся фиксируют информацию во время просмотра), чтение (своих записей), говорение (обсуждение увиденного). Практика показывает, что в современной школе некоторые творчески работающие учителя активно применяют видеоматериалы на занятиях, другие педагоги только мечтают об этом, ввиду отсутствия соответствующей техники на уроке, либо неохотно включают видеофрагменты в ход урока.
Моя работа посвящена обзору возможных фильмов и мультфильмов, которые можно применить в преподавании английского языка, а также способам их использования для просмотра среди студентов соответствующей образовательной направленности в Английском Клубе нашего университета.
Для представления более точной и яркой картины перед собой по выбранной мною теме, я провела опрос среди студентов СФ МГПУ, обучающихся на факультетах иностранного языка.
Цель моего опроса - получить информацию о том, пользуются ли популярностью фильмы и мультфильмы у студентов при их овладении иностранным языком и то, как они относятся к созданию отдельного языкового клуба в нашем университете по этой направленности.
Вопросы моего исследования:
1) Помогают ли вам фильмы и мультфильмы при изучении иностранного языка, в частности английского?
2) Часто ли вы смотрите зарубежную экранизацию в оригинале?
3) Использовали ли учителя в вашей школе методику просмотра фильмов или мультфильмов на уроке иностранного языка?
4) Как вы относитесь к созданию языкового клуба в нашем университете по просмотру фильмов и мультфильмов на английском языке для всех желающих студентов?
Результаты опроса показали следующее:
Многие из опрошенных студентов призналась в том, что они часто прибегают к просмотру различных видеоматериалов при овладении английским языком и это пользуется большим успехом среди них – тем самым улучшается навык восприятия иностранной речи, пополняется словарный и грамматический запас, а также просмотр зарубежной экранизации служит хорошим примером правильного произношения и интонации.
Приятно удивило то, что большинство опрошенных знакомы с методикой использования видеоматериалов на уроке иностранного языка, проводимой в их школах не единожды. Однако есть и такие учащиеся, которые никогда с подобным не стал
А также 80% анкетируемых студентов высказались «за» создание Английского Клуба в нашем университете, поддержав эту идею и согласившись поучаствовать в её реализации.
Просмотр любого фильма или мультфильма является своего рода отдыхом от изнурительных грамматических упражнений и бесконечных заучиваний слов, правил, текстов и т.д. Именно поэтому данный вид деятельности особенно приветствуется среди студентов.
Однако я считаю, что просмотр любого выбранного мультфильма или фильма (по определённой тематике) должен сопровождаться обязательными установками и речевыми задачами, а также заданиями для выполнения до, во время и (или) после просмотра. Это необходимо для того, чтобы студенты могли полностью сосредоточиться на просмотре и освоить как можно больше информации. В противном случае учащиеся не смогут в течение полутора часов непрерывно удерживать внимание на видеоматериале, особенно если неверно подобрать время проведения Английского Клуба - утром ещё не все студенты “проснулись”, вечером они истощены от активной мозговой деятельности в течение целого дня…
Исходя из этого, мною были отобраны и тщательно проанализированы мультфильмы и фильмы, считающиеся шедеврами зарубежной мультипликации последних десятилетий, известной американской анимационной студии Walt Disney в совместном сотрудничестве с Pixar Animation Studios. Они подходят к просмотру студентами разного возраста, не зависимо от того, женская это или мужская аудитория.
Это: Alice in Wonderland / Алиса в Стране чудес (2010), The Lone Ranger / Одинокий Рейнджер (2013), Zootopia/ Зверополис (2015), Inside Out/ Головоломка (2015), Maleficent/ Малефисента (2014), Pete's Dragon / Пит и его дракон (2016), Moana/ Моана (2016).
Данные картины отличает, как жанровое разнообразие (например - комедия, фантастика, вестерн, сказка, приключение, мелодрама, исторический фильм), так и тематическое – дружба, легенды древнего мира, путешествие, семья, любовь, волшебство, выдуманный мир, животные, подводный мир, детство, защита окружающей среды, страноведение, проблема взаимодействия представителей разных поколений и др.
Таким образом, вокабуляр студентов не только укрепляется во время просмотра, но и обогащается новым лексическим материалом на всевозможные темы.
Почему я концентрирую внимание именно на художественных фильмах и мультипликации?
Ответ прост – они обогащены простыми фразами, словами и грамматикой. Их цель — познакомить зрителя с окружающим миром, не загружая его. К тому же в фильмах и мультфильмах Walt Disney Studios встречаются частые повторения одних и тех же слов, фраз, выражений, что может способствовать их быстрому заучиванию (порой и непроизвольному) и они надолго откладываются в памяти.
Плюс ко всему выше сказанному, выбранные мною картины пользуются большой популярностью в современном мире не только у юных зрителей, но и среди взрослых (даже, порой, в большинстве случаев).
Апробация материала.