МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(СИЛЛАБУС)
По дисциплине
«Теория и методика воспитательной работы»
ПАВЛОДАР 2016
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академической работе
к.э.н., доцент ____________А.С. Кадырова
“___” _______________ 2016 г.
Автор: магистр педагогики и психологии, ст. преп. А.И. Казанцева ________
Департамент «Педагогика и спорт»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»
для студентов специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт»
для очной обучения
на базе общего среднего образования
Курс – 3 | |
Семестр – 5 | |
Всего кредитов - 2 | |
Всего часов – 90 | |
Лекции – 15 | |
Практических занятий – 15 | |
СРСП – 15 | |
СРС – 45 | |
Курсовая работа (проект) – нет | |
Форма контроля – экзамен |
Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.08.2012г. №1080.
Утвержден на заседании Комитета по учебным программам Академии бизнеса, образования и права
Протокол № от 2016 г.
Председатель Комитета по учебным программам Академии бизнеса, образования и права
к.э.н., и.о.доцента, PhD ___________С.Е. Кайдарова
Рассмотрен на заседании департамента «Педагогика и спорт»
Протокол № от 2016 г.
Директор департамента «Педагогика и спорт»
к.п.н. ___________ В.В. Сергеева
Согласовано:
Начальник УМО ___________ Н.Д. Сарбасова
Учебно-методический комплекс (Силлабус) дисциплины Теория и методика воспитательной работы
Контактная информация
ФИО, должность, ученая степень, звание преподавателя | Контактная информация (корпус, аудитория, раб.тел.) |
Казанцева А.И., старший преподаватель, магистр педагогики и психологии | К-4, аудитория 420 |
Пояснительная записка согласно РП
2.1 Цель курса: Теоретическое осмысление и практическое овладение студентами технологией воспитательной работы учителя как воспитателя (классного руководителя) в школе.
2.2 Задачи курса:
- овладение студентами содержанием основных понятий и сущности технологии воспитательной работы, приёмами общения с детьми;
- овладение методами диагностики личности учащихся и коллектива;
- формирование умений и навыков планирования и организации воспитательной работы классного руководителя;
- формирование умений разрабатывать сценарии воспитательных дел с классом и работать по методике коллективной творческой деятельности;
- формирование навыков анализа результатов воспитательной работы, а также самоанализа профессиональных качеств.
2.3 Структура курса:
- студент должен знать: теорию воспитания; особенности субъекта деятельности педагогического процесса.
- студент должен уметь: организовать учебно-воспитательный процесс с учетом закономерностей обучения, воспитания и развития личности; наблюдать, анализировать педагогическую систему, психологические свойства и уровень развития личности каждого ученика, мотивы, интересы, национальные особенности, волю, эмоциональную регуляцию, самооценку.
- должен владеть навыками: общепедагогическими и профессионально-методическими умениями, обеспечивающими реализацию функций педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика; навыками и умениями самовоспитания и самообразования с целью профессионально совершенствования; культурой педагогического общения; формами и приемами педагогического сотрудничества; гражданской позицией, гуманностью, познавательной направленностью, педагогическим тактом, коммуникабельностью, общественной активностью, нравственной и эстетической воспитанностью.
2.4. Форма контроля: экзамен
2.5 Пререквизиты: Педагогика, Этнопедагогика, Самопознание.
2.6. Постреквизиты: Медиапедагогика.
Содержание дисциплины
3.1 Лекционный курс
№ темы | Наименование тем лекций | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | Воспитание – основная категория научного осмысления воспитательного процесса | Сущность воспитания. Цель и задачи воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания. | 1 неделя | |
Тема 2 | Гуманистическая парадигма воспитания | Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи. | 2 неделя | |
Тема 3 | Сущность воспитательного процесса | Воспитательный процесс, его сущность.Цели и задачи воспитательного процессана современном этапе. | 3 неделя | |
Тема 4 | Программа воспитания и субъекты воспитания | Сущность понятия «программа воспитания». Варианты программ воспитания. Значение программы воспитания в деятельности педагога. | 4-5 неделя | |
Тема 5 | Понятие «воспитательная система» | Сущность понятия «воспитательная система». Воспитательные системы в организациях образования Республики Казахстан | 6-7 неделя | |
Тема 6 | Понятие «воспитательная работа» | Сущность понятия «воспитательная работа». Система воспитательной работы организации образования. Формы и методы воспитательной работы. | 8 неделя | |
Тема 7 | Направления воспитательной работы | Духовно-нравственное, трудовое, гражданско-патриотическое, правовое, этическое, поликультурное, эстетическое воспитание (цели и задачи). | 9 неделя | |
Тема 8 | Деятельность классного руководителя как одно из условий успешности воспитательного процесса в школе | Задачи классного руководителя. Функции классного руководства. Организация жизнедеятельности классного коллектива. Направления деятельности классного руководителя. | 10 неделя | |
Тема 9 | Методика формирования детского/ученического коллектива | Понятие о коллективе и его признаки. Стадии развития ученического коллектива. Структура коллектива. | 11 неделя | |
Тема 10 | Планирование воспитательной работы как процесс прогнозирования развития личности детей и детского коллектива, определение стратегии воспитательной работы | План воспитательной работы и его функции. Требования к плану воспитательной работы. Виды и структура планов. | 12 неделя | |
Тема 11 | Технология педагогического взаимодействия с родителями | Цель взаимодействия школы и семьи. Содержание, формы и методы работы с родителями. | 13 неделя | |
Тема 12 | Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы | Понятие о диагностике. Организация диагностики, оформление и использование результатов. | 14 неделя | |
Тема 13 | Методическое обеспечение воспитательного процесса | Цель системы методической работы классного руководителя. Основные направления методической работы. | 15 неделя |
3.2 Семинарские, практические занятия
№ темы | Наименование тем занятий | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | Воспитание – основная категория научного осмысления воспитательного процесса | Воспитание, его специфика и характерные особенности. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе. | 1 неделя | |
Тема 2 | Гуманистическая парадигма воспитания | Гуманистические концепции воспитания: концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман); концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова); педагогика духовности. | 2 неделя | |
Тема 3 | Сущность воспитательного процесса | Содержание процесса воспитания. | 3 неделя | |
Тема 4 | Программа воспитания и субъекты воспитания | Понятие «субъект воспитания». Характеристика субъектов воспитания. | 4-5 неделя | |
Тема 5 | Понятие «воспитательная система» | Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии ее оценки. | 6-7 неделя | |
Тема 6 | Понятие «воспитательная работа» | Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий. Методика организации и проведения коллективного творческого дела. | 8 неделя | |
Тема 7 | Направления воспитательной работы | Духовно-нравственное, трудовое, гражданско-патриотическое, правовое, этическое, поликультурное, эстетическое воспитание (средства, формы, методы организации) | 9 неделя | |
Тема 8 | Деятельность классного руководителя как одно из условий успешности воспитательного процесса в школе | Составление характеристики на ученика, на класс. | 10 неделя | |
Тема 9 | Методика формирования детского/ученического коллектива | Методы и средства формирования коллектива: требования, перспективы, параллельное действие, традиции, верный тон. | 11 неделя | |
Тема 10 | Планирование воспитательной работы как процесс прогнозирования развития личности детей и детского коллектива, определение стратегии воспитательной работы | Модели плана воспитательной работы. Написание плана воспитательной работы по образцу | 12 неделя | |
Тема 11 | Технология педагогического взаимодействия с родителями | Правила проведения собраний. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.Примерная структура родительского собрания. | 13 неделя | |
Тема 12 | Диагностика результатов и эффективности воспитательной работы | Предмет и методы диагностики. | 14 неделя | |
Тема 13 | Детские и юношеские объединения в современных условиях | Функции детских объединений. Вариативность детского движения. Принципы функционирования детских объединений | 15 неделя |
3.3 Лабораторные занятия– не предусмотрено
3.4 Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
№№ темы | Наименование тем и содержание заданий для СРСП | Форма контроля | Объем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | Принципы гуманизации воспитательного процесса. Дать характеристику принципам воспитания. | таблица | ||
Тема 2 | Технологический, компетентностный подход к воспитанию. Написать реферат на заданную тему. | реферат | ||
Тема 3 | Социальное пространство воспитательного процесса. | сообщение | ||
Тема 4 | Ценностное отношение как содержание воспитательного процесса. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан | анализ концепции | ||
Тема 5 | Воспитательная система как целостная социально-педагогическая структура и целенаправленный фактор социолизации и развития детей Описать структуру воспитательной системы образовательного учреждения. | Схема | ||
Тема 6 | Воспитательные системы, сложившиеся в педагогике, их характеристика. Взаимосвязь воспитателных систем. Составить таблицу | таблица | ||
Тема 7 | Педагогическое воздействие Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия | работа с текстом | ||
Тема 8 | Педагогическая рефлексия как необходимый компонент воспитательной работы педагога Написать реферат на заданную тему. | реферат | ||
Тема 9 | Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в процессе планирования воспитательной работы Работа с текстом учебника | Работа с текстом | ||
Тема 10 | Технологии воспитания в современном учебно – воспитательном процессе Подготовить сообщение | сообщение | ||
Тема 11 | Функции и формы сотрудничества организации образования и семьи Подготовить конспект по теме | конспект | ||
Тема 12 | Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни Написать реферат на заданную тему. | реферат | ||
Тема 13 | Методика профориентационной работы. Подготовить конспект по теме | Конспект |
3.5 Самостоятельная работа студентов
№№ темы | Наименование тем и содержание заданий для СРС | Формы контроля | Объем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | Динамика социального пространства воспитательного процесса. Описать условия динамики социального пространства воспитательного процесса | конспект | ||
Тема 2 | Ценностное отношение как содержание воспитательного процесса. Описать ценности, которые лежат в основе процесса воспитания | конспект | ||
Тема 3 | Педагогическая поддержка как миссия педагога, отражающая гуманистическую парадигму современной педагогики. Дать представление о педагогической поддержке и ее значении в работе педагога | конспект | ||
Тема 4 | Методика изучения результатов и эффективности воспитательной работы. Описать методику изучения результатов и эффективности воспитательной работы | реферат | ||
Тема 5 | Методика работы с одаренными детьми. Специфика работы с одаренными детьми. | конспект | ||
Тема 6 | Система работы с трудными детьми. Описать систему работы с трудными детьми в истории педагогики и современных условиях | сообщение | ||
Тема 7 | Особенности профориентационной работы в 12-летней школе. Дать представление о профориентационной работе в условиях 12-летней школы | реферат |
Политика выставления баллов
№ | Вид работы | Оценка (max балл) | Количество | Сумма |
Рейтинг 1 | ||||
Конспектирование лекций | ||||
Участие в практических занятиях | ||||
Составление таблицы | ||||
Составление конспекта | ||||
Подготовка сообщения | ||||
Работа с текстом | ||||
Подготовка реферата | ||||
Составление схемы | ||||
Итого | ||||
Итого / кол-во заданий =Р1 21 | ||||
Рейтинг 2 | ||||
Конспектирование лекций | ||||
Участие в практических занятиях | ||||
Работа с текстом | ||||
Подготовка реферата | ||||
Составление конспекта | ||||
Подготовка сообщения | ||||
Итого | ||||
Итого / кол-во заданий =Р2 27 |