Йозеф Гайдн
1732-1809
1.Место в истории:
«Всегда изобретательный и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественный, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него». Эти слова принадлежат одному из современников Гайдна.
Какое-то время после ухода из жизни Гайдн оставался в тени истории, но известно, что Моцарт восхищался Гайдном, а Бетховен мечтал стать его учеником. В конечном счете, история подтвердила высокую оценку современников, определив ему роль крупнейшего представителя великой эпохи венского классицизма, назвав его отцом классических инструментальных жанров – симфонии, сонаты, квартета.
Начало пути. Семья. Образование.
Родился Гайдн в глубинке Австрии (местечко Рорау) в крестьянской семье. Первыми музыкальными впечатлениями были музицирования отца и братьев. Не зная нот его отец, по воспоминаниям Гайдна, хорошо владел арфой и пел.
Основой его музыкального образования было пение в хоре, что в то время было довольно типичной стартовой формой профессиональной деятельности. Как вспоминал Гайдн, у него был не сильный, но довольно приятный голос и этот голос был замечен. Когда будущему композитору исполнилось 7 лет, капельмейстер столичного венского кафедрального собора Ройтер объезжал города Австрии с целью набора хористов и услышал солирующего Гайдна. Так Гайдн был принят певчим в капеллу его величества королевы Марии Терезии в кафедральный собор Святого Стефана в Вене
Хор мальчиков был лучшим хором Вены. они пели при дворе на всех праздниках. Гайдн получил здесь основательную школу и исполнительскую практику. Хористов обучали не только пению, но игре на инструментах и Гайдн овладел несколькими инструментами – клавиром и скрипкой. Это было еще и суровое воспитание – жизнь была расписана по минутам, дети мало спали, порой даже не доедали. Именно эта закалка выработала в нем не только потребность, но и умение самостоятельно учиться, определила режим всей дальнейшей жизни, в том числе и творческой, обусловила невероятную творческую результативность.
|
3. Венские университеты:
В капелле Гайдн находился до 18 лет, но когда стал ломаться голос, он вынужден был уйти, отказавшись от карьеры кастрата. Гайдн мог вернуться на родину, но он остался в Вене, и это закономерно, ибо Вена тогда была европейской столицей музыки. Венцы настолько любили музыку, что она звучала везде, порой прямо на улицах давались концерты, Гайдн стал частью этого музыкального мира города. Он быстро приобрел друзей-музыкантов, они устраивали сов местные концерты, часто под окнами и в парках исполняя серенады, дивертисменты. Но Гайдн стремился к большему. По ночам он, купив ноты, изучал современную музыку, особенно ему нравились сонаты Филиппа Эммануила Баха. У него была неистощимая потребность сочинять. И с целью совершенствования в композиции он обратился к известному венскому композитору итальянского происхождения Николо Порпора, у которого он начал брать уроки контрапункта. По его воспоминаниям только под руководством Порпора он стал изучать подлинные основы искусства.
Постепенно Гайдн становится известным в качестве композитора, теперь его уже приглашают аристократы и он входит в аристократический мир. Гайдн навсегда запомнил летние месяцы в поместье графа Фюрнберга…, здесь в комфортной обстановке он сочиняет свои первые сочинения для 4 исполнителей - 18 квартетов, так рождается жанр квартета. Эти квартеты стали быстро известны в Вене.
|
4.Придворная служба:
И теперь он получил приглашение в инструмент капеллу чешского аристократа графа Морцина. Так в 1759 он поступил на первую в своей жизни придворную службу, получив твердые материальные гарантии, закончился его период его творческой свободы, которая принесла немало испытаний, но закалила его характер. Морцин заказал ему симфонию, тогда только рождалась мода на симфонии, он совсем недавно был в Мангейме и слышал симф оркестр, под впечатлением от услышанного, Морцин заказал у Гайдна симфонию для своего оркестра. Гайдн еще не писал симфонии, но сразу сочинил 3 симфонии.
Так начался в его творчестве симфонический период. Граф Морцин вскоре разорился и распустил капеллу, но к этому времени Гайдн уже получил новое и более значительное предложение – место капельмейстера придворной капеллы самого богатого аристократа Австровенгерской империи Антона Эстерхази. Гайдн принял эту службу 1761 году и прослужил при дворе Эстерхази более 30 лет. Это были годы напряженной творческой деятельности, восхождение к художественным вершинам и еворопейской славе. Антона Эстерхази сменил его сын Миклош, получивший у современников титул «Великолепный», т.к. прославился на всю Европу как ценитель искусства. В летней резиденции семьи магнатов в Эстерхазе имелся оперный театр на 500 мест. Театральные представления и концерты давались здесь каждый день. В 70 годы здесь проводились ежегодные оперные сезоны, на которые съезжались аристократы со всей империи и Гайдн дирижировал оперными представлениями. Именно эта деятельность и побудила его сочинять оперы, в общей сложности он написал 16 опер.
|
5. Рождение симфонии:
Но главным творческим проектом Гайдна в эти годы становится симфония. Он пишет симфонии одну за другой. Конечно, первые симфонии мало чем отличались от жанровой танцевальной музыки наподобии кассаций, серенад, дивертисментов, они, в общем, и предназначались для отдыха. Но Гайдн работая над симфонией, получая постоянные заказы от Эстерхази, становится настоящим исследователем, экспериментатором. На протяжении десятилетия он будет путем проб искать совершенную художественную форму.
В истории Гайдна назовут отцом симфонии, однако стоит отметить, что он не изобретал этот жанр, над созданием симфонии трудилось целое поколение современников Г, в том числе и композиторы мангеймской школы. Но именно Гайдн, сочиняя симфонии, будет целенаправленно искать и работать над созданием эталонной модели жанра.
Его симфонии – это история становления жанра:
· Ранние симфонии не отличаются от танцевальной многочастной сюиты. Гайдн ведет поиски цикла, количество частей вариативно от 3 до 5. Позднее в 80-х останавливается на мангеймском типе цикла
· Постепенно формируется и сонатная форма. Рождается на основе старинной 2-х частной сонатной.
· Не сразу определяется типовой (неизменный) состав оркестра. Только в 21 симфонии появляется партия трубы. Количество групп и парный состав духовой закрепляется только в последних 20-ти симфониях: 5 парижских и 12 лондонских симфоний.
Художественный мир симфоний - неистощимость худ фантазии и изобретательности Гайдна проявляется не только в количестве, но и в многообразии художественного мира его музыки. Известно, что Гайдн не давал названия симфониям, за исключением 3-х ранних (Утро, Полдень, Вечер). Однако, в его музыке так много подражания, она настолько картинна, живописна, что современники дали многим симфониям названия. Охота, Курица, Медведь, Королева, Философ, Часы. Связь с миром быта, музыкой повседневной жизни Гайдн сохранил в своих симфониях до конца. Они наполнены образами светлого движения, пронизаны духом игры.
Создавая эти образы Гайдн традиционно обращался к бытовым жанрам, прежде всего танцам и даже часто обрабатывал бытовые и народные мелодии – австрийские, немецкие, хорватские. Такие светлые позитивные образы обусловлены предназначением музыки, она была призвана в большей степени развлекать, ласкать слух, но Гайдн иногда выходил за рамки заказной музыки и позволял себе пофилософствовать и выразить в музыке свою личностную позицию. Ярким примером является 45 симфония, получившая название «Прощальная». В этот период Гайдн видимо переживает мрачную полосу жизни, т.к., одновременно появляются симфонии «Траурная», «Пассионная». Возможно, в этой музыке отразились личные невзгоды. Известен факт, когда князь задержался в летнем поместье до поздней осени и музыканты начали болеть, Гайдн решил напомнить хозяину о своих подопечных необычным способом. В финале симфонии музыканты по очереди уходят со сцены, гася свечи. И они были услышаны. Потомки дали название «Симфония при свечах» или «Прощальная».
Сонаты:
Спутниками симфоний был клавирные сонаты композитора. Гайдн как и все его современники прекрасно владел клавиром, хотя и не состязался и не был знаменитвым виртуозом. Но его сонаты, особенно поздние, свидетельствуют виртуоз исполн мастерства. Он получал многочисленные заказы на создание сонат от венской знати и охотно посвящал аристократам свои клавирные сонаты. Во многом сонаты и способствовали распространению его популярности по всей Европе. Распространению его произведений содействовали венские фирмы по переписке и продаже нот, тиражировавшие печатную продукцию.
Знакомство с Моцартом:
Выполняя многочисленные заказы, Гайдн много писал и для ансамблевых составов, такая музыка часто исполнялась не только во дворцах, но и на природе. В общей сложности только в жанре квартета он на написал свыше 70. Его квартеты очень любил Моцарт. В 1781 состоялось их знакомство, они сразу подружились, Моцарт звал его «Папаша Гайдн». При встрече они совместно музицировали, исполняя музыку друг друга. Конечно, это музицирование повлияло на стиль обоих композиторов. Известно, что целый цикл квартетов Моцарта посвящены Гайдну, а в поздних сонатах Гайдна чувствуется
В начале 90 годов начался новый этап в жизни Гайдна. Очередной наследник Эстергази, не интересуясь музыкой, в 1790 году распустил капеллу и Гайдн стал свободным музыкантом. К тому времени он уже был европейской знаменитостью, смог приобрести недвижимость и поселился в Вене. Вскоре он получил приглашение в Лондон. В Англии он почувствовал себя европейской звездой. К нему было приковано всеобщее внимание. Его чествовали в знаменитом Оксфордском университете, присвоив звание доктора музыки.. Именно из поездки в Лондон он и привез свои симфонии, названные Лондонскими.
Оратории:
Из Англии Гайдн привез и новые музыкальные впечатления. Ему довелось услышать оратории Генделя и эта музыка вызвала настолько сильные переживания, что композитор непременно решил попробовать себя в этом жанре. И в результате появились на свет 2 оратории – «Времена года» и «Сотворение мира», вошедшие в число классических произведений в этом жанре.
Напутствие Бетховену
На пути из Лондона в 92 году Гайдн заехал в Бонн и ему представили юного Бетховена.
Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро[11]: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения[3].