Стивен спилберг «Челюсти»




Факультет дизайна

 

Липяговская Анастасия Дмитриевна

 

Стивен спилберг «Челюсти»

Эссе студента 1 курса бакалавриата группы № 13

по истории кино

 

Краснослободцева Анна Владимировна

 

 

Москва 2015


1. Название фильма + синопсис

Фильм «Челюсти» (на англ. «Jaws») режиссера Стивена Спилберга, снятый в 1975 году в США по одноименному произведению Питера Бенчли произвел огромный фурор и стал самым кассовым. Именно этот фильм привнес в кино понятие блокбастер.

Действия фильма проходят в небольшом курортном городке на острове Эмите. Фильм сразу же начинается интригующе: молодая девушка решила искупаться, но это купание стало для нее последним, на нее напала огромная белая акула. Останки девушки были найдены шерифом Мартином Броуди, главным героем фильма, которого сыграл Рой Шайдер, и его напарником. Для них сразу стало понятно, что виной этому акула. Шериф хочет закрыть пляж, чтобы обеспечить безопасностью весь город и его семью: жену и двух детей. Но закрытию пляжа противостоит мэр острова, ибо пляж приносит прибыль. Пляж не закрыт и появляется новая жертва. Теперь это местный мальчик Алекс, его мать и отец опечалены его смертью и обвиняют шерифа в гибели сына, так как он не закрыл пляж, зная об опасности. Теперь и мэр обеспокоен происходящим. Он предлагает рыбакам вознаграждение за пойманную акулу. Рыбаки вылавливают тигровую акулу. Все вздохнули с облегчением, полагая, что это именно та самая акула. Но эксперт из института океанографии Мэтт Хупер (актер Ричард Дрейфусс), приглашенный шефом, утверждает, что эта не та акула и подтверждает этот факт. Вскоре акула-убийца предстает перед глазами многих купальщиков во время праздника. Все напуганы, акуле удалось утащить одного мужчину, а сын Мартина Броуди, находящийся в воде, попал в госпиталь в результате шока. Понимая серьезную опасность, мэр заключает договор с рыбаком Квинтом (героя сыграл Роберт Шоу), охотником на акул и ветераном Второй Мировой войны, на 10 тысяч долларов. Броуди, Квинт и Хупер отправляются на охоту за акулой людоедом на рыбацком судне «Орка». Для Броуди это тяжелое испытание, так как он боится водного пространства, но преодолевает себя. В открытом океане Квинт использует различные наживки, ему удается поймать акулу на крючок, но ее пришлось отпустить, чтобы та не перевернула судно, но акула сделала пробоину и судно потихоньку начал заполняться водой. У троих охотников на акулу осталось только одно средство поймать хищницу: спуститься в клетке в воду и вколоть в пасть шприц с ядом. На это идет Хупер. Опустившись в воду, акула находит Хупера в клетке и с легкостью разламывает ее, к счастью, Хуперу удалось ускользнуть, спрятавшись в ущелье. Взбешенная акула запрыгивает на судно и Квинт съезжает прямо акуле в пасть и погибает страшной смертью. Судно тонет, Броуди в попытке отбиться от акулы, кидает ей баллом с кислородом, которой застревает у нее в пасти. Взобравшись на мачту, Броуди целится в баллон и с некоторой попытки попадает прямо в цель. Акула взрывается. Шэф понимает, что опасность позади. Тут Хупер выплывает на поверхность, и они радостные плывут к берегу на обломке судна.

2. Характеристика фильма

Фильм «Челюсти» относится к жанрам фильм ужасов и триллер. Такие моменты, как нападение акулы на людей, неожиданное ее появление, кровь и множество жертв, напряженные ситуации вызывают у нас чувство тревоги и страха, что свидетельствуют о принадлежности данного фильма к этим жанрам. Фильм рассчитан на массовую аудиторию, но не рекомендуется для слабонервных, так как присутствуют кровавые сцены. Известны случаи, что после просмотра фильма люди обретали боязнь воды или боязнь акул. Так же при прокате люди уходили посредине фильма не потому, что он был скучный, а из-за приступа рвоты, до того фильм им показался страшным. Было снято три сиквела «Челюсти 2» в 1978, «Челюсти 3» в 1983 и «Челюсти 4» 1987 года. Все они явно уступали прародителю фильма «Челюсти». Так же механическая модель акулы «Брюс», которая часто выходила из строя, была прообразом акулы в мультфильме «В поисках Немо». Фильм «Челюсти» повлек за собой множество вариантов триллеров с участием океанических хищников. Стилистика фильма проявляется через музыку и характерные звуки, все это помогает создать напряженную атмосферу.

3. Проблематика фильма

Фильм повествует нам о столкновении человека с обитателями дикой природы, о страхе перед лицом смерти. Главные герои приносят себя в жертву ради спасения и спокойствия мирных граждан. Не каждый на это способен, но энтузиасты не хотят невинных смертей и делают все для спасения людей. Шериф Броуди, боясь водного пространства, переступает через свои страхи и оказывает сопротивление злу. Ничего не зная об акулах и не обладания никакими навыками, он преодолевает свои страхи, выходя на поединок не только с кровожадной акулой, но и с самим собой. Меня удивил тот факт, что власти бездействуют, зная об опасности. Для них важно получать прибыль от пляжа, а смерти людей не являются веской причиной для закрытия опасной зоны. Это показывает бездушность и алчность правительства. Задача продемонстрировать опасность акулы и противостояние ей смельчаков, идущих на смерть ради людей, была решена создателем фильма посредством ярких и ужасающих сцен нападения кровожадной акулы и это же является предупреждением для зрителей о том, что нельзя забывать о скрытых угрозах водного пространства.

4. Анализ кинематографических средств

В фильме используются различные техники съемки. Спилберг уделяет особое внимание деталям, в фильме много диалогов. Плавное движение камеры, нужные ракурсы подмечают игру актеров и показывает индивидуальность характера каждого героя. Мы видим боковое перемещение камеры, когда судно плывет по океану. Еще используется боковой ракурс с последующим приближением актеров к камере, например в моменте, когда шериф и его жена идут и разговаривают перед отплытием на судне, используется этот прием. Для того чтобы съемки в воде были натуральными, было решено отказаться от плавучих платформ. Эпизоды были сняты на уровне глаз плывущего человека, для того чтобы съемки были натуральными. Съемки в воде, показывающие купающихся людей снизу, позволяют нам видеть все глазами акулы, этот прием, когда мы не видим хищника заставляет нас переживать еще больше. Плавное потрясывание камерой в сценах на судне позволяет нас прочувствовать покачивание судна плывущем по воде, при поворотах камеры видна водная гладь. В фильме используется прием сохранения положения ближнего плана при удалении объектов на заднем. На переднем плане, где происходит одно действие, на заднем плане параллельно происходит другое. В диалогах двоих людей используется ракурс «через плечо». В некоторых моментах мы смотрим на персонажей снизу вверх. Заметны переходы от среднего плана к близкому лицу человека. Применяется техника визуального сочетания последующего кадра с предыдущим, как например, переход от поверхности воды океана к затопленному судну.

Фильм держит нас в напряжении с самого начала. Череда гибелей и в конце кульминационный момент битва с акулой и ее смерть. Ритмика фильма под конец нарастает.

В некоторых сценах мы не видим акулы, но впечатление ее присутствия создают такие приемы, как подводные съемки, напряженная музыка и резкие движения. Значимые действия происходят в океане в темное и светлое время суток. Для съемок почти не нужны были декорации, так как место, где были съемки идеально подходило, но частые ветры, плохая погода, попадающие в объект случайные проплывающие судна, из-за которых все приходилось переснимать, мешали процессу.

Звук в фильме внешний. Отлично подобранная музыка, эффектные шумы более нагнитают атмосферу страха. Приглушенный звук воды позволяет нам побывать под водой. Все это вместе с акулой, издаивающей некие звуки, создает реалистичную атмосферу. Фильм цветной, особенно запоминается красный цвет крови, смешивающийся с синей водой и мелькание белой акулы.

Значимым объектом фильма, безусловно, является акула. Было сделано три модели хищницы: одна была полностью покрыта кожей, две остальные только с справой и левой стороны. Каждая обошлась в 250 тысяч долларов. Все они часто ломались, то они переставали двигаться, то кожа отходила, и поэтому в фильме было мало сцен, где присутствовала главная героиня, а только сцены глазами акулы, но это произвело даже больше эффекта.

5. Ключевые сцены

Сцена 1

На пляже собрались жители и гости городка отмечать праздник. Взрослые и дети купаются, но все немного насторожены, после случая с акулой, хотя им сообщили о том, что «та самая» акула убита. Здесь используется массовая съемка. Толпу мы видим сбоку, с высоты из вертолета. Шериф Мартин Броуди настороженно наблюдает за толпой купающихся, здесь ближний план сохраняет свое положение при удалении объектов на заднем плане. На купающихся людей мы смотрим как будто глазами человека, находящегся в воде. Очень близко видны всплески воды. Весело отдыхающих людей заставляет выйти на берег кем-то увиденный плавник акулы. В этот момент все толкаются и пытаются поскорее выбраться. Охрана насторожилась. Но тревога была ложной, это всего лишь шутили дети, которые надели на себя картонный плавник. Сцена не заканчивается. Молодой парень подплывал к детям, сидевшим в лодке, среди которых был сын шерифа, и просил их вернуться на берег. Но тут поджидала опасность. Акула уже настоящая сталкивает всех с лодки и нападает на того парня. Откусывает ему ногу и нога плавно опускается на дно. Кровью запоняется вода. Акулу мы видим как со стороны, так и ее самими глазами. Сына Броуди, повергнутого в шок, акула обошла стороной. Мальчик теряет сознание, и его везут в больницу.

 

Сцена 2

Не малое место в фильме занимают диалоги. Они содержательны и разнообразны, через них проявляются все черты героев. Так в сцене, когда после неудачной поимки акулы, три главных героя, выпивая, рассказывают свои истории, показывают свои бывшие ранения. Квинт и Хупер, поначалу не ладившие, мило общаются, здесь развитие характера героя и улучшения отношения друг с другом. Квинт рассказывает свою историю, после которой он ненавидит акул и решил лично их убивать. Благодаря ему, мы узнаем реальную историю гибели крейсера «Индианаполис» крейсер производил секретную операцию и перевозил часть атомной бомбы, но был подорван и потанул за 12 минут. Около тысячи человек было на борту, из которых триста потанули, а остальные были жертвами акул. Когда подоспела помощь, в живых осталось лишь 317 человек, среди которых был Квинт. На протяжении всего этого рассказа сцена сконцентрирована на рассказчике, камера не двигается, только слегка покачивается. Иногда камера переходит на других персонажей, чтобы показать их реакцию, но внимание на них уделено не большое и камера опять возвращается к рассказчику, но представляет нам его немного в измененном ракурсе. Сцена заканчивается песней троих героев и прерывается внезапными толчками акулой по судну.

Сцена 3

Три героя, не справившись с акулой «традиционными» способами решили перейти к крайности. Профессор из института Хупер предложил убить людоеда, вколов яду, но для этого нужно было опуститься в клетке в воду, чтобы вколоть шприц прямо акуле в пасть. Решившись на этот опасный шаг, Хупер лезет в небезопасную клетку и его отпускают под воду. Акула в момент приплывает к живой наживке и начинает разламывать клетку. Ей это легко удается и Хупер на волосок от смерти, но у него получилось ускользнуть и спрятаться от рыбешки. Съемки происходят в воде и акула на этот раз настоящая! Так как по сценарию акула была невероятных размеров, восемь метров, то длина обычной белой акулы не превышала и пяти, поэтому возникли трудности в съемках настоящего животного. В данной сцене пришли к хитрости. Чтобы увеличить визуально габариты акулы, использовали уменьшенного размера клетку, низкорослым актером и маленьким манекеном. Использовались две клетки, в одной манекен, а в другой был каскадер. Интересный факт, что сцена с нападением акулы на клетку получилась случайно. Акула легко разделалась с клеткой, в которой был манекен, сама того не желая. По замыслу Хупер должен был погибнуть, но в результате эффектной случайной сцены, режиссер в тот же момент изменил сюжет, дав герою возможность спастись. В сцене резкие движения, много колебания и пузерей и быстрого смена кадров. Вид акулы сменяется близким планом испуганных глаз героя, что вызывает больше волнения. Также заметны детальные съемки, например, снимания колпачка со шприца и приближенная палка со шприцом, упавшая на дно. И здесь же не обойтись без красной крови в синей воде.

 

Сцена 4

Следующая сцена, на мой взгляд, является самой ужасающей. Акула запрыгивает на покосившееся судно. Броуди и Квинт пытаются удержаться, но Квинт попадает прямо в раскрытую пасть акулы, он пытается сопротивляться, но это бесполезно, акула мгновенно его съедает. Сцена очень подробна и снята крупным планом. В очень близком ракурсе мы видим жертву, истекающей кровью, в зубах хищника. Звуки переломанных костей и крик погибающего наводит ужас. Быстрая смена кадров от челюсти акулы до вопящего от боли героя, неспокойная камера, водящая из стороны в сторону, будто повторяет движения акулы. Это та сцена, где зритель видит акулу максимально близко. Сцена заканчивается тем, что акула скрывается под кровавой водой с убитым Броуди.

 

Сцена 5

Самая важная сцена, которая вытекает из предыдущей, связана с победой главного героя над чудовищем. Акула врывается в судно, где находился Броуди, но тот защищается и кидает ей баллон с кислородом в пасть. Акула уплывает ненадолго. В этот момент шеф берет винтовку и лезет на мачту, самое безопасное место на тонущем судне. Опять же появляется акула и Броуди сначала пытается ее заколоть острым предметом, а потом попасть из винтовки в баллон, с некоторой попытки ему это удается и акула-людоед взрывается на мелкие кусочки и вокруг ее останков образуется огромное пятно крови. Броуди смеется от радости, тут появляется Хупер и они вместе уплывают на берег. Это является конечной кульминационной сценой. Камера покачивается подобно течению воды при дальних планах на судно или на хищницу. Из спокойного дальнего плана на потонувшее судно вдруг появляется из воды морда акулы и переходит на близкий план испуганного шерифа. Камера из воды на этот раз показана не глазами акулы, а как бы рядом. Несущуюся акулу к жертве мы видим прямо в воде, а стремительные пули рассекают воду. Происходят быстрые смены от акулы к Броуди, от акулы к винтовки, от винтовки к кислородному баллону и невероятный взрыв на дальнем плане по поверхности воды, а так же с ракурса под водой. Напряженная музыка, сопровождающая тяжелую битву, сменяется на спокойную при погружении останков акулы и переходе ее в кровавую гущу. Опять же план с глаз плывущего человека при разговоре Броуди и Хупера и при их направлении к берегу, сопровождаемое брызгами.

 

 

6. Заключение и выводы

Фильм «Челюсти» является важным и знаковым в истории кинематографа. Этот фильм впервые был назван «блокбастером». Картина Стивена Спилберга стала первой в мире лентой, кассовые сборы, которой превысили 100 млн. долл., а именно 260 млн долл. в США, 210,6 в остальных странах. После выхода фильма впервые появились тематические товары, такие как футболки, кепки, чашки и прочие с изображением «улыбки» акулы. Фильм является обладателем трех премий «Оскар» за звук, саундтрек и монтаж, «Золотого глобуса» и множества других наград. Занимает высокие позиции во многих рейтингах. В фильме используются интересные приемы съемки, особенно техника съемки в воде, мы можем наблюдать за происходящим, как сами купальщики, так и можем превратиться в акулу, глазами которой мы видим сцену. Невероятная акула, которая целиком появляется только под конец, выглядит очень реалистично, а тот факт, что в съемках принимала участие живая акула, очень потряс меня. Фильм не только снят прекрасно, но еще имеет захватывающий сюжет со смыслом. Данный фильм дает начало снимать фильмы подобного жанра о таинственных обитателях дикой природы. Стивен Спилберг – легенда кино, а фильм «Челюсти» сразу же стал культовым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: